Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на день Св. Троицы

Библейский текст: Ис 6:1–13; 2-е Коринф. 13:11(12)13; Ин 3:1–8(9–15)

1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.
2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?
10 Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
11 Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.
12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?
13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Проповедь:

Дорогие братья и сестры! Поздравляю с наступившим праздником Троицы.

Что такое Троица? Это Тайна. У Бога, если мы действительно верим в Него, должна быть Тайна. Ведь он Всемогущ, Всевездесущ, Велик. Гораздо больше, чем мы можем о Нем себе представить. А это значит – Он Тайна.

Наш праздник приходится как раз на то время, когда сама природа, созданная Им демонстрирует нам себя во всей красе – пробуждается. Воздух кишит мириадами созданий — и каждый лист, каждый цветок, каждая былинка, каждая мошка есть тайна создания, великая, неразгаданная, но ощущаемая тайна. Посреди этой тайны находится человек — величайшая тайна жизни, содержащая в себе подобие образа Божия, и над всем этим великая и страшная тайна вечности, отовсюду объемлющая жизнь! В водовороте этого праздника красок наша душа тоже раскрывается, появляется весеннее настроение и, это во время карантина, который, кажется, ушел куда-то вдаль с лучом нового, солнечного света, и вот наш бутон, бутон души, устремляется к своему подлинному началу!

Человек жаждет узреть Тайну Господню, поднять над ней покровы, ее скрывающие. Еще бы, ведь над нами красуются таинственные светила мироздания, вокруг кишит жизнь. Из чего она состоит? Какова ее основа? А что будет, если я открою еще более мелкое вещество, чем атом? А что будет, если повлиять на генетический код живого существа?

И вот человек безжалостно вторгается в тайну природы, результат – медленная смерть всей планеты от загрязнения и болезней, неизвестной природы. Может сегодняшняя эпидемия COVID-19 результат всего этого? Один Бог знает?

В отличие от неверующего, верующий человек оставляет за Богом право на Тайну. В том числе и на тайну Его Природы. Верующий никогда не скажет, что наука однажды познает все. Бог бесконечен, а значит бесконечны и Чудеса Его, а это прямой путь к развитию науки, причем осторожному, взвешенному, без безумия экспериментатора, лишенного всех моральных и этических норм. До тех пор, пока есть Тайна, есть и подлинная Наука, стремящаяся осилить очередную загадку мироздания с любовью, нежностью и заботливостью к окружающему миру.

Что значит Тайна Троицы? Какова природа Бога. Как можно объяснить себе что Бог, которого 1-я заповедь считает Единым: да не будет у тебя других богов пред лицом Моим»?

В книге Бытие в главе 2-й в момент описания создания Евы мы находим фразу: «сотворим ему помощника, соответственного ему». Бог, о котором до этого идет речь в единственном числе вдруг говорит о Себе в числе множественном. Да и потом в различных местах Святого Писания мы находим название Бога на иврите не в единственном, а во множественном числе – не «Эль» а «Элогим»

Он есть Святая Троица. И творя, Творец проявляет себя именно так. Лица Бога не просто сосуществуют, а взаимодействуют: «сотворим ему помощника, соответственного ему».

Никодим, о котором идет речь в нашем сегодняшнем евангельском чтении от Иоанна, показывает, что он чувствует эту природу Иисуса: «Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог».

Эта тайна Святой троицы вдруг раскрывается пред ним со всею ясностью. На что Иисус отвечает ему: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия».

Родиться свыше… Поистине только так, свыше, возможно принять Тайну Бога. Попытка открыть ее собственными усилиями, без веры, лишь все запутывает. В любой научной теории должны быть аксиомы, некие положения, принимаемые за истинные, принимаемые на веру, бездоказательно.

По преданию, когда Блаженный Августин прогуливался по берегу моря, размышляя о тайне Святой Троицы, он увидел мальчика, который вырыл ямку в песке и переливал туда воду, зачерпывая ее ракушкой из моря. Блаженный Августин спросил, зачем он это делает.

Мальчик ему ответил:

— Я хочу вычерпать всё море в эту ямку!

Августин усмехнулся и сказал, что это невозможно. На что мальчик ему сказал:

— А как же ты своим умом пытаешься исчерпать неисчерпаемую тайну Господню?

И тут мальчик исчез.

Читая, историю встречи Никодима со Христом, мы находим интереснейшие слова говорящие все о том же – Бог действует всегда неразрывно, едино. И как Отец, и как Сын и как Дух Святой: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Бог Отец некогда создал для нас воду, без которой не может существовать ни одно живое существо, Бог Сын дал нам пример крещения в Иордане, Божий Дух же через крещение рождает в человеке Новую жизнь.

И показателем сохранения этой жизни в себе для христианина является именно его отношение к ближним. Если человек в отношениях с людьми проявляет к ним сердечность, ведет разговор с ними словами, исполненными любви, смирения, кротости, доброжелательства, уступчивости при всегдашней готовности служить им, и их интересы ставить выше своих, то все это свидетельствует о том, что христианин находится в Святом Духе Божием. А это значит, что через Него и со всей Святой Троицей.

В противном случае человеком владеет темная сила, которая проявляется в раздражении (даже если и в небольшом), сухости тона, неуступчивости, дурном или подавленном состоянии духа и отказе в просьбах (даже легко исполнимых) и т. п.

В этом случае лучше всего закрыть рот, из которого так и жаждет вылететь очередное оскорбление или слова раздражения и, обратившись мысленно взором к Богу, помолиться Ему, прося прогнать того «иного» духа, которому не место в сердце христианина. А еще вернее будет прибегнуть к Спасительному Таинству Алтаря, к Самому Господу, к Тому, Кто Един с Духом Божиим.

Да, право старинное русское выражение говорящее про раздраженного человека — «он не в духе». Очевидно, здесь надо писать слово «Дух» с большой буквы, так как здесь благочестивые люди, очевидно, говорят о Святом Духе, Который покидает того, кто не дает места Господу в своей душе. А вместе с Ним покидает человека и надежда на то, что такой грешник получит возможность приобщиться к Сыну, о Котором евангелист сказал: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах». (Ин.3.13) Только Сошедший с Неба знает и дорогу обратно. Тут все таинственно взаимосвязано. Теряя Христа, теряем и Божьего Духа, теряем Царство Отца Небесного. Господь произносит: «мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете».

Так что же, будем жить по воле Господа, обратим взоры наши к Свету, или так и предпочтем прозябать во тьме греха?

Можно конечно и дальше жить так, как будто Бог нам не нужен, можно и дальше думать, что и без Него справимся с раздражением, злостью на то, что время наше проходит, а жизнь так и не устроена. Можно и дальше думать, что неприятности утихнут сами собой, а проблемы разрешатся. Это наше право, однако правда жизни говорит нам другое. Вот небольшая история о маленькой девочке, которой пришлось однажды посетить кабинет зубного врача:

Ночью у Маши разболелся зуб. Утром мама повела ее к врачу. Но как только Маша вошла в кабинет

– она испугалась.

– Ну-ка, давай посмотрим, кто тебе не дает спать, – ласково сказал врач. Покажи, где болит?

Маше было страшно, и она указала на здоровый зуб. Врач осмотрел здоровый зуб, постучал по нему инструментом и сказал:

– Так, всё в порядке. Ты свободна.

Он всё понял, но решил не торопить девочку.

По дороге домой Маше было очень стыдно за свой обман, но и возвращаться было стыдно.

– Может, боль пройдет сама. Кажется, уже и не болит, как раньше, – думала Маша.

Но ночью зуб разболелся еще сильней. Рано утром мама с Машей опять ждали у кабинета. Когда дверь открылась, и врач увидел девочку, он улыбнулся ей и сказал:

– Здравствуй, Маша. А я тебя жду.

По дороге домой Маша радостно говорила:

– Знаешь, мама, а ведь было совсем не страшно. И не было так больно, как я думала.

Порой и взрослые люди, убеленные даже сединами, тоже ведут себя, как эта маленькая девочка из детского рассказа. Небесный Доктор ждет нас, но мы все боимся признаться себе, насколько Он нам нужен, и это несмотря на то, что медицинский полис для нашей души у нас уже есть, — это Таинство Крещения.

Многие ждут чего то иного, но, вот только чего…?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *