Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Пятидесятницу.

Библейский текст: Числа 11:11–12, 14–17, 24–25; Рим 8:1–2(3–9)10–11; Ин 14:23–27

23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. 24 Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца. 25 Сие сказал Я вам, находясь с вами. 26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. 27 Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.

Проповедь:

Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа.

Дорогие братья и сестры, Господь говорит нам в Писании, – тот, кто любит Бога, тот готовит свою душу к тому, чтобы принять Его в нее как в родной дом – «соблюдет слово Мое».

Многие из нас работали или работают на предприятиях или фирмах. Когда приезжает директор, что мы делаем? Мы готовимся к Его встрече. Мы убираемся, украшаем помещение, приводим все в порядок. Мы знаем, начальник это оценит. Ему будет приятно видеть, что служащие берегут то помещение, которое по праву принадлежит Ему. Даже сегодня во время эпидемии мы видим, как люди закрыв рестораны, кафе и закусочные, не просто все побросали, но убрали на время аккуратно столы и стулья, посуду, в ожидании, когда вновь можно будет встретить дорогих гостей.

То же можно сказать и о нашей душе. Душа наша это творение Бога. В Писании сказано «и сотворил Бог душу живую, мужчину и женщину сотворил их». А потому она принадлежит своему Создателю. В любой момент Он может придти, для того чтобы истребовать свою собственность. Готовы ли мы для этого? Готово ли помещение нашей души для того, чтобы встретить нашего Господа?

Чаще всего нет, как правило, основой нашего существования является все что угодно, но не Бог. У каждого из нас есть свой план на будущее. Сегодня в этот план входило то, что мы придем на молитву, ради Божьего Слова и Таинств, и потому мы здесь, сидим и слушаем проповедь. А завтра? А послезавтра?

А завтра и послезавтра и в другие дни, мы будем работать, или, кому не очень повезло с работой в эти дни, решать свои насущные дела, не задумываясь особо о Боге. Да и зачем скажет кто-то, разве у Бога нет других дел, как моими мелочными проблемами заниматься?

Есть даже такой анекдот еще со времен СССР. Едут в купе в Москву два пассажира. Один, лежащий на верхней полке, из восточных республик, едет торговать виноградом и прочими южными плодами на Московский рынок. А второй, с нижней полки — инженер, возвращающийся из отпуска все в ту же Москву, домой.

Тот, что с верхней полки молится: Господи, помоги мне продать виноград и купить жене новый автомобиль. И не забудь поддержать меня ценами по дыням, пусть уйдут втридорога, дабы собрал я сыну денег на новый коттедж.

А тот, что на нижней полке просит Бога: Господи, помоги нашему заводскому коллективу окончить досрочно план по соцсоревнованию, чтобы мне выплатили премию.

Кавказец услышал молитву инженера и спрашивает его: друг, слушай, тебе сколько обещают в премию заплатить?

Тот отвечает — 90 рублей.

На тебе 100 рублей и не отвлекай Бога от более важных дел, заявляет кавказец, протягивая инженеру соответствующую купюру.

Так мы часто думаем о Боге и наших делах. Однажды на скамейке, на детской площадке, сидели мамы и делились тем, как Бог отвечает на их молитвы. Одна из них некоторое время молчала. Затем она высказала свое мнение: «Надоедать Богу личными нуждами – это как-то по-плотски. В сравнении с положением мирного населения на Донбассе, и в Сирии, мои дела слишком незначительны».

Несколько мгновений спустя ее маленький сын споткнулся, упал, ободрал коленки и с громким криком прибежал к маме. Та тут же принялась его успокаивать, она не сказала: «Что ты по-плотски надоедаешь мне со своими коленками? Не видишь: я занята!» Вовсе нет. Она все свое внимание переключила на малыша.

В Книге пророка Исаии Бог говорит, что, даже если мать забудет своего ребенка, Господь никогда не забудет Своих детей (Ис. 49:15). А в сегодняшнем Евангелии мы читаем: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим».

Бог никогда не оставит своих детей, главное, чтобы они никогда не оставляли Его. Вы слышали? Иисус сказал — «Мы сотворим обитель» — т.е. Бог сам расставит все в нашей душе так, как Ему это будет нужно. Единственно, что от нас требуется, это соблюсти Его заповеди, Его Слово! Но разве может грешный человек соблюсти заповеди? Это, пожалуй, также невозможно, как и маленькому мальчику не шалить.

Так что же делать? Как поступать по Правде Божией? Что значит исполнить Его Слово?

Некогда Апостол Павел в послании к Римлянам ответил на этот вопрос — «в нем (во Христе) открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет». Если мы будем верить «доверять» Богу нашу жизнь, нашу душу, тогда все будет в порядке. Малышу, для того получить утешение от мамы, вовсе не требовалось отказаться от проказ, как раз наоборот, именно проказы привели его к тому печальному опыту, в котором ему потребовалась мамина любовь. Также и нам, людям, живущим в несовершенном мире, полном ошибок и разочарований, важно не то, чтобы мы были, словно автоматы с заданной программой – всегда точны и безошибочны, но то, чтобы мы ценили и знали Бога, наш Источник утешения и спасения.

Дух Божий, когда Его зовут, не является безучастным свидетелем нашей беды, Он входит и изгоняет из нас и нашей жизни то зло, того духа, что мешал нам жить в радости Божьей любви.

Но, как только все становится на свои места, как только жизнь налаживается и, как поется в известной песенке давно известного дуэта Никитиных — «в желудке сосиска, а в душе незабудки», Бог для многих становится лишней обузой. Ну не дает он жить «свободно», словно мать с нотациями, то правила какие-то моральные устанавливает, то рамки дозволенного ограничивает. «Квартира моей души моя!» — со всей серьезностью заявляет Ему тогда обыватель, «будьте добры покинуть помещение!». И…, Утешитель уходит. Уходит, потому что «насильно мил не будешь». Уходит именно потому, что любит.

А тогда, как говорит евангелист, — приходит время другого духа. И вновь наступает время ошибок и тернистого пути в Никуда.

Но это не история христиан. С теми, кто жил с Духом Святым в сердце, кто сумел по-настоящему оценить Божью любовь, все по-другому. Ибо плоды жизни говорят сами за себя. Духовный человек всю жизнь стремится жить правильно. Бог в Писании говорит нам сегодня: «Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему». Духовному человеку не страшно жить — Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, ему не страшно и умирать – Небесный Утешитель с ним.

Мир Мой даю вам, — необыкновенные слова. Человек, облеченный в Мир Божий, мир, наполненный Святым Духом, не может не радоваться жизни. Сегодня, в День Пятидесятницы, так сопало, еще один большой праздник — Посещение Пресвятой Девой Марией Елисаветы. Это день, когда из уст Елизаветы, узревшей Мать Господа, родилась прекрасная молитва: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!». А Мария воскликнула тогда в ответ словами, которые Церковь знает под латинским наименованием Magnificat. Проникшаяся Миром Божьим она произнесла:

«Величит (прославляет) душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, потому что Он призрел (обратил милостивое внимание) на смирение рабы Своей; отныне будут ублажать (прославлять) Меня все роды (все племена людей). Так сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его».
«Милость в роды родов» — сложно порой бывает в это поверить, особо, когда сталкиваешься с немилосердием окужающего. Но может все это как раз от того, что грешный человек не умеет остановиться в своей суете и беготне за лучшей долей? От того, что не умеет прислушаться, оценить очарование текущего дня? Даже самый печальный момент может быть полон особого величия.

Сегодня мы видим на алтаре красный цвет. Многие из нас знают, что это цвет огненных языков Святого Духа, что сошли на апостолов во время дня Пятидесятницы, но это так же и цвет крови христианских мучеников, что храбро встречали свою смерть, несмотря на ожидавшие их мучения в конце их жизненного пути.

Иустин Мученик, известный также под именем Иустин Философ (казненный приблизительно около 160 года по Р. Х.) объяснял суть мученичества очень прямыми словами: «мы принимаем смерть за Христа, потому что исполняем заповедь «не лжесвидетельствуй». Нас спрашивают, веруем ли мы во Христа, и мы скорее готовы умереть, чем солгать, нарушив заповедь.»

Много ли сегодня таких? Не знаю, но они точно есть. Искренне верующие люди, исполненные Духа Святого, есть всегда, во все времена. Апостол Павел говорит, что «мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога» этот Дух иной. Он не наемник, что «бежит потому что наемник, и нерадит об овцах». Он истинный хозяин нашей души, готовый защищать ее от зла, и козней дьявольских, всегда, при любых обстоятельствах.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа и Любовь Бога Отца и общение Святого Духа да пребудут со всеми вами во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *