Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на 3-е Воскресенье после Пасхи (2020)

Библейский текст: Быт 1:1–4а,26–31;2:1–4а; Деян 17:22–28а(28б–34); Ин 15:1–8

1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.
2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.
8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.

Проповедь:

Дорогие братья и сестры, сегодня Господь в Третье Воскресенье после Пасхи предстает пред нами в необычном образе Виноградной Лозы. Это приятный, теплый образ, — Господь Виноградная Лоза, что питает своими соками собственные ветви.

«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода.»

Однако пред нами здесь представлен и другой образ. Образ виноградаря, что отсекает засохшие ветви. Это образ Небесного Отца.

«Отец Мой — виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает.»

Бог в действительности строг. Книга Деяния апостолов, традиционно автором которой считается апостол Лука, ибо она начинается там, где заканчивается Евангелие от Луки — с момента Вознесения Господня, пересказывает нам сегодня историю разговора апостола Павла с Афинянами. Посетив этот город Павел увидел жертвенник неведомому Богу. Афиняне, будучи язычниками, предполагали, что кроме известных им богов в мире где то есть еще какое либо божество, которого они не знают, и вот, на всякий случай, они возвели у себя в городе алтарь для поклонения тем, кто был им еще не знаком.

Павел воспользовался этим случаем, для проповеди Христа: «проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет» (Деян. 17.1.23-24)

Эти слова «сотворивший мир» поистине звучат крайне серьезно. Понятно, что в век свободы, во время прогресса человеческого духа, людьми как то легко забывается, что не все в наших руках. Что даже великие достижения науки не в состоянии нам дать подлинной уверенности в нашем светлом будущем.

Люди, оказываясь в стрессовых ситуациях того же, сегодняшнего карантина легко выходят из себя. Те, кто, казалось бы, до сего дня были вполне себе предсказуемы, вдруг начинают совершать немыслимое. Усталость накапливается, неуверенность давит все сильнее, и вот взрыв. Человек срывается на окружающих. Возникает и масса других, сопутствующих проблем.

Из интервью с др. Мясниковым Александром Леонидовичем «Комсомольская Правда» 21 марта 2020 г.:

«И дальше встает вопрос: сколько правительства могут держать людей в массовом карантине? Я прекрасно помню 2014 — 2015 годы в Африке. Там ввели карантин (из-за вспышки Эболы. — Ред.) и… начались другие проблемы! Да, первые две недели было все хорошо. Но Эбола бушевала гораздо дольше. И потом в блокированных очагах начались недовольства. Люди стали выходить на улицы, у них недоставало продуктов, лекарств. Они стали болеть уже от других болезней, которые от скученности начинаются. И все это кончилось тем, что пришлось, не дождавшись достижения целей карантина, просто его снять. И это стандартная модель, чем заканчиваются долгие карантины.»

А ведь на дворе уже даже не 20-й век с его потрясающими техническими достижениями в области множества наук. На дворе век 21-й, в котором, казалось бы, эти достижения должны множится в убыстряющей прогрессии.

Но, что то вдруг пошло немного не так, всего лишь небольшое изменение какого то маленького вируса и наука зашивается, экономика стран стопориться, а человечество впадает в депрессию. Человечество! — Да, да, то самое, что мнило себя Венцом Природы. И вдруг оказывается венец природы — это вирус?

Нет, конечно венец природы не человек, и не вирус, ее Венец ее Создатель: בראשית ברא אלהים את השמים ואת הארץ (В начале сотворил Бог небо и землю).

Только Он поистине может дать нам знание как все исправить. Существует хорошее латинское изречение «Ora et labora» (молись и трудись) — латинская фраза, бывшая девизом святого Бенедикта Нурсийского, который в 529 году основал известный монашеский орден получивший его имя. Это изречение содержит в себе важную истину — не только труд творит чудо, но молитва совместно с трудом.

Если не будет чего то одного, чуда не произойдет. Люди часто, увлекшись трудом, оставляют Творца, и тогда они становятся подобно ветвям винограда, что лишившись живительных соков, напрасно пытаются тянуть свои листья навстречу солнечному свету. Он лишь испепелит их.

И вот приходит Виноградарь и отсекает лишнее, то, что не сможет дать плод. Как это произойдет? Каким образом? Что послужит инструментом? Не знаю. В притче об этом ни слова. На то она и притча. Она сосредотачивает наше внимание на главном. На Лозе, — как источнике Жизни. И на Виноградаре, — Том, Кто Бережет Виноградник, наш Мир. На Спасителе — Сыне Божьем и Судье Праведном — Боге Отце.

Стоп, но как можно беречь, отсекая? Разве не правильно ли было бы попытаться сохранить все? Почему Бог наказывает? Да и может ли? В Его ли природе мстить? Помнить зло? Многие уверены, что может. Ведь в Библии много мест, где мы видим следы «гнева» Божьего: сожженные города, уничтоженные народы, и даже в Евангелии Господь с возмущением изгоняет торговцев из Храма Отца Своего.

Но как это совместить, любовь и заботу о винограднике, и беспощадное отношение к тому, из него, что не дает плода? Есть способ, — воспоминание дней творения мира, признание того, что Бог есть Господь, что Он знает, что делает. 1-я заповедь: Я Господь Бог твой!

Мы боимся нарушить предписания медиков и сидим на карантине, признавая их правоту, доверяя их опыту? И это правильно, — «Labora», действуй, работай, не сиди сложа руки пред лицом опасности. Соблюдай гигиену, носи средства предохранения, в общественных местах, если по нужде вынужден покинуть жилище.

Но не забывай и о необходимости «orare», молиться (которое, кстати, прежде работы идет в молитвенной формуле Бенедикта Нурийского). Да и Мартин Лютер напоминает нам о важности молитвы: «Поднявшись утром, перекрестись и скажи: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь”. Затем, преклонив колени, или стоя, произнеси Символ Веры и Молитву Господню.» (Из Кр. Катехизиса Мартина Лютера)

Все ли люди не забывают креститься встав ото сна? Всегда ли молятся, благодаря Бога за чудо нового дня? Или живут так, словно и благодарить то не за что? Может оттого так и стало, что каждый день не в радость? Чтоб уж по правде было, — не благодарим, значит не в радость.

К сожалению жизнь грешного человечества полна вот таких историй:

Решила одна старушка доброе дело сделать: насобирала по дому всяких вещей старых, кофточек каких-то, платьев своих, подштопала где надо. Да и думает: снесу в Церкву, авось сгодится кому. Может, бездомным или беженцам каким передадут. Собрала всё в мешок большой такой матерчатый, да и в уголок поставила. Завтра снесу после обеда-то, думает. А сама спать легла.

И вот, хотите — верьте, хотите — нет, но снится ей сон. Будто бы она себя как бы со стороны видит. У себя же в квартире, только всё какое-то светлое кругом и на душе как-то радостно. Стоит она посреди комнаты с мешком этим в руках. А перед ней девочка, маленькая такая, в платьишке белом стоит. Красивая, как ангелочек. Ну и, улыбаясь так, говорит бабушке: что, мол, старушка, у тебя это за мешок такой? А она ей и отвечает: это, говорит, вещички разные собрала я, постирала да подштопала, авось кому сгодится, вот в Церкву снесу. «Это хорошо, — говорит девочка, — только вот мешок-то у тебя грязный больно, так ты его постирай, ладно? Не забудь только». Сказала, засмеялась и вдруг девалась куда-то.

А бабка-то проснулась вся перепуганная, как будто и впрямь к ней Ангел приходил. Ну и давай первым делом мешок тот стирать. Мало ли что.

Кто-то может посмеяться над одинокой старушкой. Сбрендила, мол, на старости лет. Наверное можно было бы посмеяться если бы не одно обстоятельство, которое произошло потом…

В семье одной родился мальчик. Второй по счету ребёнок. А братику его четыре годика было, маленький, несмышленый еще. И вот, как принято, через некоторое время стали его родители всех на «зубок» младшего приглашать. Гостей пришло много, все с подарками и поздравлениями. И, конечно, каждый хочет на руки взять, в щёчки расцеловать, потискать малыша. А родители, надо сказать — люди глупые, суеверные. Нельзя, говорят, ребёночка хвалить, а то ещё сглазите нам его. Вот и стали взрослые все по очереди подходить, на малыша смотреть да приговаривать:

«Тьфу, какой некрасивый, тьфу-тьфу, какой нехороший, тьфу, просто гадкий и совсем не нравится нам. В общем, тьфу на него!» Вот все, по очереди наплевавшись, пошли на кухню это дело обмывать по старинному обычаю, без которого ни одно мероприятие у простого, суеверного люда не проходит. А старший мальчик всё это слышал и подумал сам про себя: если у него такой нехороший братик, на которого все, даже мама, плюют, то зачем же он такой вообще нужен? Ну и взял его из коляски, вышел на балкон, который был открыт из-за сильной жары. Да и сбросил братика вниз, как бросал обычно свои игрушки.

Это была бы жуткая история, если бы Сам Бог не заботился о людях, сохраняя нас иногда от пагубных последствий суеверия и неверия через своих Посланников, Ангелов Божьих.

Так вот, бабулька та, что мешок стирала, жила в аккурат под этой самой семьёй. Ну и, конечно же, постирав свой мешок, повесила его на такие верёвки, как во многих «хрущёвках» с балкона на палках торчат. А малыш прямо в мешок и упал. А когда родители спохватились и допытались у сына, куда он братика подевал, то у мамы, которая на своё дитя «тьфу» делала, чуть инфаркт не случился. А отец, уже ворвавшийся к ничего не понимающей старушке, достал из постиранного мешка своего мирно спящего малыша, который — слава Богу! — даже и не заметил никаких перемен.

И что вы думаете, кто-нибудь спасибо Богу сказал? Никто, кроме бабули. «ВО ПОВЕЗЛО!» — говорят. А вот интересно, кто это такой «ПОВЕЗЛО», что его вместо Бога благодарят? Может все таки не ПОВЕЗЛО, а ГОСПОДЬ БОГ?

Да уж, непростая история, берет за душу, заставляет переживать. Иногда случается такое, страшное, кое что отсекается в нашей жизни, исчезает привычный комфорт. Земля уходит из под ног, сердце ухает в пятки, и не знаешь что предпринять, но это, в действительности, лишь затем, чтобы не забыть о главном, о Подлинном Источнике Жизни. О той Лозе, что питает, и в трудный момент примет нашу судьбу в свои заботливые руки. Помните, Господа есть за что благодарить, — ибо без Него ни одно хорошее и доброе дело на земле не случается. Без Него не было бы ни нас, ни нашего с вами мира, без Него миру этому и не жить!

Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, Господь неба и земли! Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *