Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Благовещение Пресвятой Богородицы

Библейский текст: Лука 1.26-38
Гал 4:4–7

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.
И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,
ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

Проповедь:

Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа.

Дорогие братья и сестры. Вот наступил и еще один знаменательный день литургического года. День, когда мы вспоминаем с вами великое событие, произошедшее в истории человечества, несмотря на свою, можно так сказать «неяркость» «незаметность» что ли.

И действительно, что может быть незаметнее каких-то там внутренних переживаний молодой женщины обитающей к тому же на самом краю цивилизации своего времени, в восточной колонии римской империи?

Да, действительно, факт странный. Почему, например, Бог не воспользовался кем-то более влиятельным? Ну, хотя бы дочерью какого ни будь царя или императора? Конечно, род Марии происходил от династии царя Давида, но во времена, когда она жила об этом уже почти никто и не вспоминал. Так почему такая простая дева из небольшого городка получает величайший дар стать Матерью Бога? Почему именно Мария «благословенна между женами» а не кто-то более знаменитый?

Все просто если внимательно присмотреться к дальнейшим словам диалога Архангела Гавриила и Марии. Архангел далее говорит: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога». На что Мария, выразив вполне естественное удивление: «как будет это, когда Я мужа не знаю?»

Дорогие братья и сестры, я думаю, что за этим удивлением также стоял страх перед неизвестностью, — что же теперь будет? К чему приведет это Божье послание? Мария чувствовала себя немного не в своей тарелке, неуютно. Сам Бог через Посланника говорит с ней.

Сейчас во время эпидемии коронавируса нам тоже как-то не по себе. Тоже неуютно, тоже много вопросов возникает в головах у людей к Божьему Провидению. Что будет? — спрашивают вокруг. Многие боятся выходить из дома, кто то даже думает, что это предвестник апокалипсиса. Вот оно, началось, чума, затем голод…

Дабы не думать о плохом и успокоить себя, многие предпочитают с юмором оценивать окружающую обстановку. Один мой знакомый рассказал мне такую историю:

Он недавно перенес операцию по очищению носовых пазух. В итоге нос у него резко реагирует на все, резкие запахи, сквозняк и пр. оттого, что там теперь довольно тонкая кожа. И вот что-то заставило его чихнуть в вагоне поезда, не удержался. Рядом сидевшие здоровые мужики вскочили и побежали в конец вагона. Он заулыбался и напротив сидящие тоже. Затем нервное напряжение было прорвано окончательно и все засмеялись, даже те, что вскочили.

Конечно правильно, нужно легко реагировать, но не стоит и недооценивать опасности. Когда мы с вами садимся в самолет, мы понимаем, что это непростое средство передвижения. Высота, много факторов влияющих на его полет, а значит и на нас с вами. Есть в этом безусловно и доля опасности, но мы не боимся летать. Пользуемся этим. Жить вообще опасно, однако если правильно, с достоинством, предосторожностью, и любовью относится к жизни, она подарит нам много радостей.

Важно здесь не терять голову, да, вирус, да опасно ходить по улице, но нельзя не ходить, многим нужно работать, жить. Живите и работайте, делайте то, что должно, просто пользуйтесь определенными средствами защиты, мойте чаще руки и помните, в церкви нельзя заболеть оттого, что вы причащаетесь. Господь не допустит этого. Можно заболеть, если делать это неосторожно, относясь без почтения к Господу, подходя на причастие без покаяния и исповеди например. Но никогда от того, что вы причастились должно. Если бы это было возможно, заразится от Таинства Алтаря, тогда первыми из заболевших при любой эпидемии всегда были бы священники. Именно они допивают из Святой Чаши то, что осталось, после того, как из нее причастились все. Но этого не происходит. Бог хранит своих верных. Бог хранит вас, дорогие прихожане.

Беда в том, что СМИ часто любят нагнетать ситуацию. Чем ярче, живее картинка, чем эмоциональнее сюжет — тем лучше, больше просмотров, больше заработок. Поэтому неудивительно, что во время эпидемий часто все раздувается необоснованно. Но мы христиане надеемся на Бога, мы знаем подобно Марии, что все будет по Слову Его.

Вера дает надежду, надежду на то, что самое страшное что переживаешь сегодня, неуверенность в завтрашнем дне, однажды исчезнет, ведь в конце концов мы обретем нашего с вами Спасителя. И поверьте, — сегодня это случится очень скоро. Уже во время нашего с вами Таинства Алтаря. Сам Божий Сын окажется и в нас, как он оказался в день Благовещения в теле Богоматери. А там где Он, нет места аду, его болезням и смерти. Там где Он, все это может носить лишь временный характер. Сопричащающиеся Господу и живут, и умирают с Ним, наследуя Небо.

Конечно, для нас лютеран роль Богоматери, на первый взгляд, не так уж и важна в деле спасения, сколь роль Ее Сына. Мы христиане, а потому – христоцентричны. Однако нельзя сказать и того, что эта роль стоит мало или вовсе не имеет цены, так как жизнь и дело каждого христианина ценно, нет — БЕСЦЕННО в очах Бога! Нет такой жизни и такого призвания, которое не было бы для Него важно. И в особенности это касается призвания Богородицы. Не зря Библия говорит нам Ее словами следующее: «отныне будут ублажать Меня все роды».

Как всегда слова Писания оказались пророческими. Все христианские конфессии мира, веками, особенным образом почитают Ту, Которая родила миру Спасителя. И не просто народы, но целые континенты и различные расы преклоняют свои колени пред Ее подвигом.

Но в чем этот подвиг Марии, чем же она отлична от других женщин рожавших и воспитывающих потомство? В том лишь, что она родила не просто человека, а Бога? — В этом нет Ее личной заслуги, в этом лишь проявление Божией силы и только. Видно, что она и сама сознает это, «призрел Он на смирение Рабы Своей», говорит она. Прекрасно понимая, что ее заслуга заключается лишь в одном, в полном согласии с Божьей Волей. Но, как ни странно, эта заслуга единственное, пред чем действительно стоит склонить голову. В нашем мире полном насилия и жестокости, где даже в эпидемии власти разных стран винят друг друга, нам непросто повторить этот подвиг Марии и подчиниться Воле Создателя так, как это смогла сделать Мария. Порой наоборот, хочется взорваться, крикнуть слова проклятия и обвинить Творца в несправедливости. Действительно, как Он мог сотворить мир таким, с болезнями, войнами, и всем этим безумием…!!!

Многие, дабы избежать страха, быть обвиненными в богохульстве, предпочитают вообще не верить в Бога. Бога нет, нет и проблемы. Нет, вернее нет страха оказаться несогласным со Всемогущим, но проблемы остаются, они никуда не уходят. В произведении Достоевского «Братья Карамазовы» Иван Карамазов решает «вернуть билет Творцу», узнав о том, как был затравлен собаками крестьянский мальчик. «Слишком дорого оценили гармонию,– заключает Иван,– не по карману нашему вовсе столько платить за вход. А потому свой билет на вход спешу возвратить обратно. И если я только честный человек, то обязан возвратить его как можно заранее».

Христиане же стремятся (пробуют, по крайней мере), идти в разрез с этим, выраженном Иваном Карамазовым, общепринятом мнением жить по собственной воле, иногда в чем-то соглашаясь, а иногда и нет, с Творцом.

Именно смирение, покорность Божьей воле и делает из христиан тех, кто, становясь подобным Богоматери родившей в мир Живое Слово, преобразует его Вестью Божьей Любви и Прощения.

Но легко ли быть смиренным? Да и правильно ли? Сколько раз мы убеждались на собственном опыте, дорогие братья и сестры, что экзальтированное, вычурное смирение ни к чему хорошему не приводит. Порой, такое смирение свидетельствует не о желании человека стать истинным христианином, готовым на подвиг христианского самопожертвования ради других, а о простой трусости, несостоятельности в мире полном опасностей и искушений. Смирение Богоматери это не смирение нищего стоящего пред церковью и напускающего на себя смиренный вид ради получения прибыли. Ее смирение это не смирение рабочего перед бездушным работодателем, жаждущим выжать из работника последнюю каплю крови ради получения собственных прибылей. Ее смирение это не смирение жертвы перед хищником. — Смирение Марии это скорее смирение дочери пред Небесным Родителем, смирение Облагодетельствованной пред Благодетелем, смирение творения пред Творцом.

Такому смирению Марии стоит действительно учиться, она не пасует пред Властью Небесного Отца, она принимает ее и, тем самым, становится Той, о коей свидетельствует даже юный, еще не родившийся, пребывающий во чреве Елисаветы пророк Иоанн: «Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем»

Давайте подумаем, дорогие братья и сестры, о духовной стороне этого евангельского сюжета – о том, что, идя по стопам Богоматери, каждый из нас, в общем-то, может стать тем, в ком будет пребывать Христос. Мы тоже можем стать истинными детьми Божьими, достойными быть принятыми в качестве наследников в Царство нашего Небесного Отца. Ведь, как я уже говорил выше, не громкое имя сыграло в пользу бедной девушки из Назарета, а ее истинное смирение, умение открыть свое сердце Божьему Обетованию. Апостол Павел в своем письме к Римлянам тоже проводит похожую мысль, напоминая своим читателям, что детьми Всевышнего являются, прежде всего, не те, кто таков по плоти, но тот, кому даровано обетование Спасения: «ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя».

И все это несмотря ни на наше несовершенство, ни на наши недостатки. Ведь обетование Божьей Любви настолько сильно, что побеждает все, даже кровные узы – тот, кто никогда не принадлежал к избранному Богом народу становится частью его по обетованию. И, неважно кто мы, и какие мы – русские, немцы, финны, итальянцы, испанцы, французы…, ведь все мы отныне, через таинство крещения, составляем один народ – Народ Божий, к которому смело можно применить слова Елисаветы обращенные к Марии: «блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».

Да благословит и сохранит вас Всемогущий и Добросердечный Бог, Отец, Сын и
Дух Святой. Аминь

22 марта 2020 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *