Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Пепельную среду.

Библейский текст: Мф 6:1–6,16–21

1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Библейский текст: 2Кор 7:8–10

8 Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время.
9 Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда.
10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.

Проповедь:

Дорогие братья и сестры,

Сегодня в день Пепельной среды мы читали с вами слова апостола Павла из второго послания к Коринфянам, которые напоминают нам о покаянии: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть».

В чем же согрешили Коринфяне? К какому покаянию призывает Павел? Давайте посмотрим. В отрывке 2Кор.2:9 «Ибо я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны», — мы видим, что Павел строго призывает Коринфян к послушанию апостолам. И в нашем тексте ап. Павел вновь возвращается к этой мысли. Он говорит о том, что его строгое послание, некогда написанное им для них, имело успех. Коринфяне раскаялись и оказали послушание ему, и его соработнику — Титу. Павел теперь радуется, что может во всем положиться на них. При этом он сравнивает послушание Коринфян апостолам с послушанием ради Бога: «Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога» (2Кор.7.9). Итак, мы видим, что почтительное отношение к служению тех, кто призван от Господа нести Благую Весть, является Божьим делом.

Но эти слова призыва к Покаянию можно отнести не только к вопросу послушания Церкви, но и рассматривать их в более широком смысле, смысле послушания Богу в нашей жизни вообще. Ведь непослушание Церкви и есть, в общем-то, следствие непослушания Богу.

Дорогие братья и сестры, со дня Пепельной среды в христианской церкви наступает Великий пост. В последнее время широко распространилось мнение, что пост есть что-то совсем ненужное и бесполезное несмотря на то, что Церковь призывает нас к нему. За это, ясно, с удовольствием хватаются все, кому не лень, оправдывая, таким образом, свое нежелание поститься. При этом часто цитируются слова Господа, которые Он адресовал книжникам и фарисеям: Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека (Мф. 15, 11).

Однако не стоит выделять слова из контекста здесь речь совсем не идет об истинном, глубинном смысле поста. Иисус тут имеет в виду обычай фарисеев делить пищу на не языческую – кошерную, и языческую – не кошерную, запретную, которую нельзя вкушать, дабы не осквернить тело. Однако мы постимся вовсе не потому, что боимся оскверниться пищей, а для того, чтобы заставить свой организм почувствовать, что значит лишиться лишь небольшой части дара Божьего, чтобы мы помнили, непослушанием Богу, мы сами отторгаем себя от Источника жизни. Ведь пока мы здесь на земле, питание нам необходимо, если лишиться его, мы умрем.

И точно так же, как умрет наше тело без питания физического, наша душа так же умрет без питания Небесного, без Божьего Слова и Таинства Алтаря — Хлеба Жизни. Таким образом, пост служит нам, приближая нас мыслями, через ощущаемое неудобство, к Богу, что, конечно же, не может не радовать нашего Небесного Отца, пославшего за нас на смерть Своего Сына.

Противники поста так же говорят о том, что якобы пост — это установление не Божье, но человеческое, а потому и не столь важно. Но это мнение может быть высказано лишь от незнания Писания, ведь первый пост был, как ни странно, установлен Богом еще в раю, когда дал нашим прародителям Адаму и Еве заповедь о невкушении ими плодов от древа познания добра и зла (Быт. 2, 16–17). А Василий Великий добавляет: «Соблюдайте заповедь о посте, почтите седины поста, ибо он так же стар, как род человеческий».

Примечательно, а ведь наши прародители были изгнаны из рая именно из-за ослушания Бога, которое вылилось в несоблюдении поста.

Что касается первохристианской церкви, то нам известно из Писания о том, что пост и тогда соблюдался. Обращенный св. апостолом Петром ко Христу Корнилий-сотник о видении им ангела говорит так: Четвертого дня я постился до теперешнего часа и в девятом часу молился в своем доме, и вот стал предо мною муж в светлой одежде и говорит: Корнилий, услышана молитва твоя (Деян. 10, 30–31). Так же можно привести и историю сорокадневного поста Господа пред началом Его служения.

Конечно, современная медицина не может объяснить это чудо, однако этого и не требуется. Человеческое в Господе находится в тесном единении с Божественным, и потому данный факт может лишь свидетельствовать нам о том, что в Боге нет нужды ни в чем, даже в еде, ибо в Нем есть все необходимое. Он источник подлинной Жизни.

Безусловно, Церковь не призывает следовать в этом примере за Спасителем. Каждому из нас Бог дает в свое время свои силы, а потому и пост должен быть соразмерным. Церковь рекомендует серьезно воздерживаться в пост лишь в Пепельную среду и Страстную пятницу, в остальные же дни поста можно заменить мясо более полезной, легкой рыбой. Кстати, данные современной медицины говорят нам, что некоторое временное воздержание от пищи вообще-то не только не вредно, но даже полезно для тела.

Мы часто едим и пьем гораздо больше, чем это нужно для подкрепления нашего тела и его сил. Современный человек стремиться скорее насладиться вкусом пищи, ее видом, чем реально стремиться утолить чувство голода и укрепить себя. Во многих странах существует проблема ожирения. Ну а о злоупотреблении, например, алкоголем вообще говорить не нужно. Некоторые говорят, что пьют — «не ради пьянства окаянного, а здоровья ради для!» Мол, помогает алкоголь бороться с микробами, да простудами. Чаще всего эти идеи становятся популярны в моменты глобальных эпидемий, наподобие коронавируса из Китая.

Медики также отмечают, что особо полезно устраивать разгрузку организма периодами. Как раз именно это и позволяет сделать церковный календарь, разнося пост на две части церковного года рождественский и предпасхальный.

Но все же не стоит путать пост с диетой. Для нас, христиан решающее значение имеет, конечно, повторюсь, — его воспитательное значение. Пост должен, прежде всего, напоминать нам о том, что значит быть без Бога, Создателя всего, источника всякого дара. Он должен тем самым открыть нам дорогу к покаянию пред Богом за наше непослушание Ему, и Его Церкви.

Помните, не стоит самому решать поститься или не поститься. Если есть время поста в Церкви, — используйте его. Церковь не говорит каковым должно быть ваше ограничение во время поста, у каждого все индивидуально, однако кто не может определиться с ограничениями, вполне может обратиться к традиции. Главное, не подменяйте Божью волю своей собственной, не отказывайтесь от поста. Тот, кто так делает, вскоре обнаружит, что уходит от радостных отношений с Богом и его положение действительно незавидно. Конечно, железной воли у нас нет, однако нам повезло прийти ко Христу, повезло получить возможность меняться, напоминая себе некоторыми ограничениями, насколько важно присутствие в нашей жизни Того, Кто есть Источник всех благ.

Бог призвал, и мы принесли Ему свое покаяние, а значит и до истинного счастья нам — рукой подать: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть».

Умер как-то один бедняк. И попал он в некое место, где должен был ожидать решения Суда о том, куда ему дальше отправляться: в ад или в рай. И вдруг он замечает, что рядом сидит богач, его хозяин, у которого тот работал дворником. Богач никогда не замечал своего работника. Возвращаясь с вечеринок с роскошными девочками, он кидал на мостовую окурки, обёртки и прочий мусор, который дворник тут же убирал. Бедняк не мог себе позволить не только роскошь, но даже иметь семью, которую он не смог бы прокормить. Всю жизнь он прожил в бедности, но никогда никому не делал вроде ничего плохого, верил в Бога, иногда, когда позволяло время, — посещал церковь. И вот сейчас, сидя на скамейке рядом со своим бывшим хозяином, посмеивался в душе над ним: «Вот теперь-то всё и решится, вознаградится моё долготерпение, я пойду в рай, а ты — в ад».

И вот появился ангел, чтобы зачитать решение Суда. И объявил он, что богач отправится в рай, а бедняк — в ад.

— Но почему? — вскричал бедняк. — Я всю жизнь вёл праведную жизнь, а богач грешил. Разве я не заслужил награды, а он — кары?

— Дело в том, что твой бывший хозяин за час до смерти позвал к себе священника, исповедовался и покаялся перед Богом за все свои грехи. А, как ты знаешь, для Бога раскаявшийся грешник особо дорог, ведь он был потерян и найден, в отличие от праведника, который никогда не терялся.

— Ну, а за что же меня в ад? Что я сделал плохого?

— А ты, — отвечал ангел, — всю жизнь мечтал о богатстве, завидовал своему хозяину, всё время думал о том, что не можешь так же поддаться разврату, получать все наслаждения жизни, потому что у тебя на это нет денег. И если бы у тебя вдруг они появились, ты бы стал грешить ещё больше, чем этот богач. И, к тому же, ты не покаялся перед смертью.

— Но я же не чувствовал за собой греха, поэтому и не покаялся. Неужели для того, чтобы попасть в рай, нужно сначала согрешить, а потом покаяться?

— Грешат все, только моты и гуляки это делают явно, а завистники — в глубине души своей, произнес с печалью ангел.

— Но это же несправедливо! — никак не мог успокоиться бедняк. — Я всю жизнь страдал, терпел лишения, недоедал, жил в убогой каморке и сейчас обречён на муки в аду, а этот «счастливчик» и жил припеваючи, и после смерти пойдёт в рай, только потому, что за час до этого позвал священника!

— Нет, ответил ангел, — не потому, что призвал священника, но потому, что призвав священника покаялся Богу Всемилостивому и Прощающему: ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше, потому и печаль по Богу производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль по мирскому производит смерть.

Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *