Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на 2-е Воскресенье перед Великим Постом

Библейский текст: Евангелие: Лука 8: 4 – 15

4 Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею:
5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Проповедь:

Благодать вам и мир, от Бога отца и господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами читали притчу Спасителя о сеятеле (Лк. 8: 5-15).

Когда Господь обращается к нам в притчах, Он это делает не просто так. В этом есть особый смыл, притча это хороший способ на понятном примере донести до нас людей Божьи истины, которые, как правило, превосходят наше с вами понимание. Мы ведь ограничены как творение.

Итак, понятно, речь пойдет о Божественном и земном. Что символизирует собой Божественное в притче? Многие уже знают ответ на этот вопрос — конечно же семя. Оно знак Божьего Слова, Веры в Него. Ну а земля? Земля это — мы с вами.

Рассказывая притчу Иисус обращается к простым людям, которым хорошо знаком тяжкий труд жителя села. Эти люди знают, что значит сеять и трудится над урожаем. Земля удобренная, отдохнувшая, ухоженная, как правило дает хороший урожай. Но даже только в том случае, если про него не забыть. Не просто закинуть семя на землю, но вначале подготовить ее, взрыхлить, дабы семена упали несколько глубже и не подвергались бы ни воздействию прямых, губительных лучей солнца, да ветров, способных перенести семена в иное место, отличное от плодородной почвы.

Само собой понятно, что в процессе развития растений необходимо поливать их, следить за появлением сорняков, вовремя пропалывать, чтобы они не заглушили своим активным ростом саженцы.

Мы видим, что результат сильно зависит как от качества почвы, — она не должна быть каменистой, иначе семя упавшее на камень не просто не сможет прорости, но будет унесено ветром, — но и от того как мы ухаживаем за урожаем.

Если семя это Слово Божие а земля это мы, то само собой понятно, что наше призвание это быть плодородной землей. Такой землей, в которой Слово Божие нашло бы место для своего развития.

Но стоп! — Скажет кто-то, разве не задача евангелической церкви говорить о том, что все в Божьих руках, что невозможно противиться Благодати Божьего Слова, которая «понад усе», выше всяческих преград, способных развиться в грешной человеческой душе? Разве Благодать не способна и простить и разрушить все это?

Способна, но только тогда, когда мы соглашаемся принять Ее. Бог не вручает свои дары насильно. Об этом и говорит нам притча. Семя должно быть ПРИНЯТО землей. В противном случае рост его невозможен: «а упавшее семя на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают». Что же, если мы действительно Евангелическая церковь, наша задача со всей серьезностью отнестись к Благой Вести. Церковь часто сравнивают с Божьей Матерью, наш евангелист Лука во второй главе своего евангелия дважды упоминает что Мария, сохраняла слова Божьи в сердце своем (ст.19 и 51). Также нужно поступать и нам по отношению к семени Благой Вести. Только в этом случае, подобно Марии, мы становимся поистине плодородной землей, способной давать урожай.

Вот как оказывается, выходит что для Спасителя по Его притче плод сильно зависит от качества земли! Жутко об этом думать, но стоит задаться вопросом — а какого мы с вами качества? Что из себя представляем? Ответ напрашивается сам собой, не правда ли, если мы слышим псалмопевца: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс 50.7)- да никакого особо!

Что же делать? Господь некогда сказал Адаму после его грехопадения что «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Бытие 3.17). Иисус, говоря свою притчу, в которой наше сравнение с почвой напрашивается как само собой разумеющееся, хорошо знал о проклятии Адама. Очевидно, что работа над собой не менее трудна и полна скорбей, чем работа над обыкновенной землей. Да, Благодать приходит вне нашего участия, но получивший Ее, должен готовить себя к Ее дальнейшему присутствию. Ибо, как говорит апостол: «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.» (Посл. ап. Павла к Евр. 4.12) Да и псалмопевец восклицает: «поддержи меня (Господи), и спасусь; и в уставы Твои буду вникать непрестанно». (Пс.118 ст. 117). И Господь тоже, некогда говоря о своем втором приходе, добавляет: «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, придёт Сын Человеческий». (Мт. 24.44)

Результат здесь вовсе не подарок, это плод долгой и трудной работы над собой. Нужно быть крайне осторожными в том, что принимает наша душа, к чему стремиться наше естество. Ведь кроме семени Божьего Слова в мире много различных иных соблазнов. В землю попадает многое, различные семена, однако сеятель знает, что дабы не погиб урожай, нужно потрудиться в борьбе с сорняками. Когда семя посеяно, наступает время борьбы. Место? — Это мы сами, наша душа. Битва тут идет каждый день и, как в каждой войне, здесь легко переступить рамки дозволенного. Ну скажите, как можно защищаться «с любовью» от того, кто нападает?

Защита с легкостью может вдруг стать оправданием для гонений и преследований. Где грань? Где та золотая середина, что позволяет пройти над пропастью Бытия, не сорвавшись в фанатизм или отдавшись чарам эпикурейской вседозволенности?

Все мы в так или иначе живем в выдуманном нами мире. Ведь грешный мир не терпит Божьей Правды. Проще придумать себе оправдание, чем принять горькую истину, нам бывает плохо вовсе не потому, что кто-то нас специально обижает, но потому, что мы обиделись. Есть хорошая поговорка — «на обиженных воду возят». Именно так и поступает сатана. Он пользуется нашими обидами, которые мы взращиваем в наших сердцах словно сорняки на поле, дабы умножать несправедливое зло.

Так душа человека не зная покоя, вечно скитается впотьмах, пытаясь нащупать Истину. Но вот вдруг Иисус говорит нам, что Путь, Истина и Жизнь это Он сам. (Ин.4.6) Слово Евангелия, Благой Вести, — вот что просветит нас, и вдруг окажется при Его Свете что вовсе не мы «центр вселенной» окружающей нас. Мы лишь часть ее, маленькая, и все же — важная ее часть. Вера дает особый дар, — она позволяет найти свое особое место в мире, по настоящему реализоваться. Без обид!

В 2014 году в свет вышла фантастическая кинокартина «Грань будущего». Ее часто показывают по телевидению так что наверняка кто-то ее видел. В главной роли там Том Круз и Эмили Блант. Картина снята по произведению Хироси Сакурадзуки «Все, что тебе нужно – это убивать».

Сам фильм напоминает «День сурка», только это боевик с захватывающим сюжетом. Главный герой сражается с пришельцами. Мир, охвачен войной с мимикрами, прибывшими на Землю с метеоритным дождем. Они способны перезапускать время. Майор Уильям Кейдж – специалист по связям с общественностью в армии США, волею судьбы вынужден вступить в бой, обрекая себя на смерть. Случайно он заражается от крови мимикра и обретает ту же способность «перезагружать» прожитый день и приходить в сознание накануне битвы, которая унесет жизни всего отряда.

Так он знает, что во время битвы произойдет, уже заранее. Перед нами не герой. Это трус по жизни, боящийся вида крови приходящий в ужас от перспективы участвовать в боевых действиях. Но в силу обстоятельств поведение этого персонажа меняется, а с ним – и наше отношение к нему. Кейджу начинаешь искренне сочувствовать – ведь он оказывается в своем худшем кошмаре и вынужден переживать этот кровавый ад день за днем…

И он однажды находит в себе силы принять то, что даруют ему обстоятельства жизни, за которыми безусловно всегда угадывается план Творца. Так, возможно даже не зная Бога, он сумел обрести веру в свое предназначение. Фильм конечно ни слова не говорит о Боге, но о вере точно. Даже когда Уильям Кейдж утрачивает свою особую способность, перезапускать время из-за случайного переливания ему крови после ранения, он уже не тот человек, он верит в то, что сумеет, даже имея всего один шанс, — остановить вторжение злобных сил несущих смерть. Поистине право высказывание, не важно, веришь ли ты в Бога, важно, что Бог верит в тебя. Пока человек жив, возможность обрести смысл собственного бытия, есть. А значит и возможность принять Волю Того, в чьих руках обстоятельства нашей жизни, каковыми бы они ни были. Христос здесь, с нами, даже в этой фантастической экранизации — человек принявший свой Крест, становится образом Спасителя. Оглянитесь вокруг. Жизнь буквально всюду напоминает нам об этой важной истине. Не зря Пророк призывает нас: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко.» (Ис. 55.6) Примем ли с Верой Христовой? Или все так и останется лишь, любопытной картинкой очередного фантастического сюжета?

Вера это дар, она словно семя, либо есть, либо его нет. Если есть, — плод обязательно будет, по крайней мере в том случае, если не будет утрачена — «иное семя упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его…». Дай Бог, чтобы этого никогда не произошло. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *