Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Исповедание апостола Петра 2020

Библейский текст: Мт. 16.13-19

13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.
15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго.
17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

Проповедь:

Как-то «Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков»

Как видно, людям свойственно ошибаться насчет Господа Иисуса Христа и, даже те, кто вырос в среде Израильского народа, среди тех, кто сохранял в своей среде наследие пророков Божьих, кто был знаком с их обетованиями о Мессии, и они проявляли в своих суждениях о Нем ошибочные взгляды.

Как можно было считать Его Иоанном Предтечей, что был недавно казнен?

Неужели мог великий пророк Илия, взятый живым на небо, возвратиться оттуда и воплотиться в Господа Иисуса Христа? Иудаизм, верный учению праотцев – Авраама, Исаака и Иакова, никогда не исповедовал веры в рейнкарнацию.

Для монотеистического сознания рейнкарнации не существует. Зачем, скажите на милость учение о рейнкарнации тому, кто верит в Вечного Бога, Творца вселенной, способного даровать истинную жизнь? Зачем жить в несовершенном мире греха, войн, страданий и насилия, если есть возможность жить в ином мире – мире Божьей любви?

И Иеремия, и другие пророки, совершившие свои великие дела и написавшие пророческие книги, для чего воскресли бы в образе Христа, ведь их жизнь, по сути, так особо и не изменила грешный мир. Люди, сталкиваясь веками с его несовершенством, считали и считают, что мы живем в конце времен, что скоро наступит конец света.

«Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета! …Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.» (Екклезиаст 1.2,9)

Но может все-таки было-бы правильнее, узрев чудо, на которые способен только Бог (воскресение из мертвых) признать, что пред нами Сам Сын Божий? – Тем более, что Он говорил о себе: «Я и Отец одно!»

Надо сказать, что для Господа было важно мнение на эту тему прежде всего Его учеников. Понимают ли они Кто пред ними? Что это Тот кто все действительно меняет. Ибо Он тот, кто все и сотворил. Это важный вопрос, его можно отнести не только к апостолам, но и к каждому человеку.

И вот на него мы слышим полный глубочайшего смысла ответ Симона: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго».

Господь подчеркнул истину этих слов тем, что даровал Симону новое имя – Петр. Это греческое слово означает скалу, камень. Твердую, словно каменная порода, веру Петра Он сравнил с основанием Церкви. Таким основанием является вера каждого из учеников Христа. Нужно сказать, что Петр был старшим из апостолов и потому по традиции уважения к старшим, на вопрос Господа — «а вы за кого почитаете Меня?» он отвечает от лица всех их. Так, поселившись в сердцах апостолов, Господь делает из каждого из них крепкое основание для возглавляемой ими, от Его имени церкви.

Отныне каждый, кто исповедует Иисуса — Господом, имеет право стать таким Камнем Церкви – принять священство, через рукоположение, согласно апостольскому учению, по Воле Господа, от тех, кому Он даровал лично это право, или от их преемников.

Это непростой дар. Это дар сверхчеловеческой власти быть стражем Райских врат и хранителем ключей Небесного Царства, право отпускать грехи людские.

Интересно, но после всего этого Господь запрещает пока апостолам говорить людям, что Он Мессия, Христос.

Любопытно, не правда ли? Мы обычно слышим, что нужно как раз наоборот, свидетельствовать грешному миру Благую Весть прощения Божьего, продолжать миссию Мессии, а тут такой запрет, почему?

Да потому, что люди не понимали, в чем заключается эта миссия. Народ ждал могущественного освободителя от ига иноземных оккупантов. Великого царя, а здесь свидетельство любви и прощения, отказ от военных действий – посыл к миру.

Подобное неверное представление о роли Господа могло лишь помешать Ему исполнить истинное свое служение людям — донести Благую Весть Голгофской жертвы. Вовсе не за коронацией пришел Господь в мир, но за Крестом. И только тот, кто понимал, что пред ними не просто земной человек, но Сын Бога живого мог, в конце концов, даже пройдя путь тройного отречения, все же понять и принять этот путь. А затем, в конце своей собственной жизни повторить его по призванию Господа: «…кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16, 24-25).

Как повествует Предание, в 64 году от р.Х, в Риме, где осуществлял Петр свое апостольское служение, возник пожар огромной силы. Он бушевал полторы недели и истребил огромную часть города. Люди, лишившиеся крова, догадывались, что этот пожар был неслучайным, что его устроил сам император Нерон, который хотел на останках Рима возвести новый град и назвать его своим именем. Нерон, боясь бунта, обвинил в поджоге христиан. Их стали хватать повсюду, где находили и приговаривали к мучительной смерти.

Петр во время этих гонений по настойчивым уговорам единоверцев, которые боялись за его жизнь, согласился уйти из Рима и ночью незаметно вышел из города. Но, пройдя городские ворота, все также согласно преданию, он вдруг увидел видение: навстречу ему шел сам Иисус Христос, неся свой крест. Петр спросил:

«Куда ты идешь?» («Quo vadis?» — лат.)

«Я иду в Рим, — ответил Иисус, — чтобы меня там опять распяли», — и скрылся. Мне довелось побывать в годы моей учебы в небольшой базилике в Риме на Porta Appia, месте, где произошла эта знаменательная встреча Воскресшего Господа и Его апостола.

Петр тогда понял, что неправильно поступил, не пожелав разделить участь собратьев, и вернулся в Рим. Заключенный в темницу, он сумел обратить в христианство своего тюремщика и даже крестить его, вызвав чудом источник из каменного пола темницы.

Когда Петр был приговорен к распятию, он попросил, чтобы его пригвоздили к кресту не так, как Иисуса Христа, а вниз головой, потому что считал себя недостойным принять смерть одинаковым образом со своим учителем.

Казнь Петра и других христианских мучеников имела колоссальное значение для будущего христианства. С радостью принимая мученический венец, христиане первых веков, словно воочию показывали сомневающимся все радости Царства Небесного и всю пустоту и суетность земного мира.

Воистину правы слова Господни: врата ада не одолеют Христовой Церкви! Почему врата? Стоп! Разве не Церковь Божия в загоне мира? Разве не она обороняется? Разве не это должен был сказать Господь Петру – врата Церкви не одолеет ад? Ведь это христиане страдают а не наоборот — мир.

Поверьте, Иисус знает, что говорит. Этот отрывок интересен как раз тем, что мы здесь видим. Обороняется не Церковь, не она в осаде, в осаде ад.

В древности, когда город попадал в окружение, осажденные, понимая, что у них нет выхода, предпринимали, порой, единственную попытку, которая у них оставалась. Все силы собирались в одном месте, у одних ворот, бойцов отзывали отовсюду. И вот, в определенный, назначенный момент, они распахивали эти ворота и прорывались с боем.

Как это похоже на безбожный мир. Он готов на все, дабы вырваться из оков Божьего Слова принесшего уже ему приговор.

Что же, трудно идти против рожна, и аду не победить. Его судьба предрешена даже тогда, когда порой кажется, что задуманное им выходит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *