Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Богоявление 2020

Библейский текст: Мф 2:1-12

1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Проповедь:

Дорогие братья и сестры,

Сегодня в день Богоявления мы с вами вновь вернулись к событию рождения Бога Младенца. Сегодняшний евангельский текст направляет нас на эти мысли.

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».

Что означает этот приход волхвов? Зачем они двигались за звездой? Для чего решили посетить Божественного младенца, и одарить Его – золотом, ладаном и смирной?

Это событие есть особый знак всем нам, что Иисус не просто явился в этот мир на радость близким Ему людям, или только собственному народу. Нет, Бог не исключает из своего Божественного плана Спасения никого. Ни близких, ни далеких. Все народы земли склоняются пред Ним. Все, и малые и великие, и богатые и нищие, люди всякого времени и места, все это значит все.

Вы только вдумайтесь в это, никто не исключение, кажется, парадокс, но даже представители иных религий — тоже те, ради кого пришел Господь!

Сложно в это поверить, но и им предстоит однажды прийти к Божьему Сыну.

Да это и происходит. В истории немало случаев обращения иноверцев в христианство. Конечно, случается всякое, бывает и иначе. Отпадения от веры тоже возможны. Ведь к сожалению быть призванным еще не значит соответствовать. И восхищаться, да преклоняться, еще не значит доверять и любить.

Заболел однажды один человек и отправился к врачу. Доктор осмотрел его и выписал рецепт. Больной с восхищением взглянул на врача и с благоговением взяв бумагу из рук, направился домой. Он поместил рецепт на самое видное место в своей квартире и развесил вокруг него лампады. А также каждый день возжигал пред рецептом ладан. Затем он доставал рецепт и торжественно декламировал его вслух:

— Две капли утром! Две капли вечером!

Но болезнь не отступала, наоборот, становилось только хуже. Вы плохой врач, — заявил однажды больной, показавшись на пороге врачебного кабинета, вы не умеете лечить! С этими словами наш герой резко развернулся и хлопнув дверью ушел.

Он направился к другому доктору. Этот доктор разъяснил несчастному, как тот ошибался — рецепт не почитать нужно, нужно вникнуть в то, что там написано, нужно понять о каком лекарстве в рецепте идет речь, как оно помогает и от чего. Врач, проведя небольшую лекцию, рассказал больному и о его болезни, и о том, как должно помочь лекарство справиться с этой болезнью.

— Какой это умный доктор, сказал себе больной, его рецепты так полезны, и вот он уже дома, спор за спором, с пеной у рта доказывает соседям, близким и родным, насколько замечателен его новый доктор прописывающий такие замечательные рецепты. — Мой врач лучше всех! Все другие врачи бесполезны!

Но болезнь опять почему-то не уходит, наоборот, — прогрессирует.

Почему так?! — Воскликнул наш герой оказавшись однажды на пороге третьего врачебного кабинета? Неужели нет врача, способного помочь мне?

— А вы не пробовали сами принимать лекарство, о котором написано в рецепте и делать то, о чем там сказано, спросил его третий врач? Нет, сказал больной, а разве это нужно?

Именно так и случается в жизни. Иные люди восхищаются красотой христианских храмов, богослужением. Вспоминают о церкви в особые, торжественные дни христианских календарных праздников. Рождественские дни как раз одни из таких, но вот пробуют ли они поступать так, как велит Божие Слово? Доверяют ли Воплощенному?

Языческие короли проделали трудный путь, пред тем как предстать пред Святым Младенцем. И они не сомневались в том что видели. Они не просто любовались Вифлеемской звездой, и не просто рассуждали о ее появлении на небосклоне, нет, они шли за ней. Шли день за днем, доверяя не только небесному светилу, но и словам пророка: «и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.»

Важно не просто верить, но и практиковать то, во что веришь. Да и не бывает иначе, истинная вера рано или поздно, но всегда порождает действие. Там же, где действия нет, скорее всего нет и настоящей веры. Восхищение? — да. Любопытство? — возможно. Но не вера.

А ведь только она и есть той Вифлеемской Звездой, что приводит людей к их истинному Спасителю. Все же остальное, рано или поздно, но уводит в сторону. Когда едешь в поезде, ты не один, в дороге много попутчиков, но это вовсе не означает, что все однажды выйдут на той же остановке. Пути часто пересекаются, но и расходятся тоже. Все религии тоже в чем-то похожи между собой, и в чем-то разнятся. Но лишь один Путь истинен. Лишь один приводит к спасительной Христовой колыбели — Истинная, действенная Вера.

Говоря о волхвах мы не можем сказать с точностью из какой страны они прибыли. Может из Египта, или из Персии, а может Африка или экзотическая Индия? Писание говорит нам, что они прибыли с востока. Очень возможно, что по крайней мере один из них был из Вавилона, ибо там наверняка были люди знакомые с иудейскими книгами, повествующими о рождении Мессии. У Бога во всем есть свой план, даже в печальных страницах истории. Вавилонское пленение иудеев не обошлось без последствий — языческий мир все же узнал пророческие слова.

Возможно, прочем, что волхвы, согласно традиции вообще были людьми из разных стран, последовав за Звездой, они уже встретились в пути, и продолжили дорогу вместе. Кто знает? Да и неважно это.

Важно другое, — Бог использовал их языческую веру в звезды дабы они обрели истинный Путь.

Конечно в виде звезды им мог явиться и Небесный Посланник — Ангел, однако сути это не изменило бы. Мы понимаем из Писания, что язычники увидели в этом видении именно звезду, и именно за светилом пустились в дорогу. Так, от астрологии, яркого символа языческих верований, от всяких полумесяцев, священных камней, и амулетов, они двинулись в сторону воплотившейся Истины, Живого Божьего Слова.

Бог часто обращает наше людское зло и несовершенство в добро. Вдумайтесь, помните об этом, и не бойтесь когда окажетесь в жизни в кажется совсем уж жуткой ситуации. Знайте, Бог и здесь тоже с вами. Он не оставил этого несовершенного мира. Он пришел в него. Пришел ради всех. Совершаем ли и мы подобный риск веры? Идем ли жизненным путем, не зная куда он ведет, но зная к Кому? Или все же поддаемся соблазну порассуждать о лекарстве вместо того, чтобы принимать его?

Язычники-маги как мы видим, все-же доверились Цели не взирая на то, что их ждет в пути. Это действительно подлинный акт веры. И став на этот Путь они стали подлинными детьми Авраама, которому было предсказано: «Благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12, 3)

Да, поистине все человечество ставится этим появлением Божьего Сына пред непростым и страшным выбором — верить или нет. Кем-то Иисус отвергается, а кто-то неустанно делает шаги навстречу Ему. И каждый из нас, подобно волхвам не идет с пустыми руками. У каждого из нас есть свой Земной Дар от Бога, а раз Божий, то Богу его и нужно нести.

Ведь только так мы с вами узнаем, что дары эти, которые мы приносим – ничто по сравнению с теми дарами, которые Бог нам приготовил в будущем. Мы даруем себя, свое плотское, несовершенное, пораженное грехом бытие, а взамен обретаем в Церковном Таинстве Алтаря, Его Самого – Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Обретаем Новую, Вечную Жизнь. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *