Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на День памяти Вифлеемских младенцев

Библейский текст: Мф 2:13-18

13 Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

Проповедь:

Ныне мы празднуем память четырнадцати тысяч святых мучеников младенцев, убитых в Вифлееме, первых страдальцев за Христа. Церковь почитает их справедливо полагая, что всякий, кто был убит из ненависти ко Христу, должен рассматриваться как мученик Христов, даже если он не подозревал о смысле происходящего. Согласно Евангелию от Матфея, царь Ирод приказал убить младенцев Вифлеема, узнав от волхвов о рождении Христа (Мессии). Ирод хотел устранить Иисуса как потенциального претендента на свой трон, однако младенцу Иисусу удалось избежать смерти, так как св. Иосиф ушел с семьей в Египет.

День памяти вифлеемских младенцев это довольно старый праздник, уже начиная с V в. Константинопольская, а затем и остальные Христианские церкви стали праздновать память этих мучеников. Их мощам, которые относят к еще более раннему периоду (они были обретены в 313 г. равноапостольной царицей Еленой, матерью св. Константина Великого) поклонялись в трех великих центрах восточного христианства — Константинополе, Антиохии и Александрии. Нетленные останки одного из младенцев были переданы в дар римским епископам. Позднее папа Римский Стефан II передал их французскому королю Пипину Короткому. В 770 г. Карл Великий поместил их монастыре в Брантоме, расположенном на юго-западе Франции в области Перигор недалеко от Пиренеев (он был основан годом ранее самим Карлом Великим как форпост в борьбе с арабскими завоевателями). Именно там младенец, чьи мощи таким образом попали во Францию, получает и свое имя — святой Сикарий, что дословно означает «павший от ножа».

Такова история этого церковного дня памяти, но в чем же, братья и сестры, связь этого события с нашим временем? Да в том, что Евангелие Господне это Божие Слово касающееся и прошлого, и сегодняшнего дня, и будущего. И совершенно естественно, что события описывающие судьбу Вифлеемских Младенцев как ни странно, имеют отношение и к нам. Но как? Разве с повсеместной победой демократических идей, мир стал лучше, отныне вроде каждый имеет право на собственное мнение, хоть церковное, хоть еще какое…, лишь бы только не мешал остальным. Теперь же, в современном мире нет и не может быть смысла в том, чтобы отмечать день первых мучеников Христовых.

Но верно ли такое мнение? Каково сегодня отношение к церкви?

Исследователи полагают, что никогда еще христиане не подвергались таким гонениям, как в наше время.

Шри-Ланка, 21 апреля 2019 года Пасхальный день. Исламисты атакуют церкви и отели: восемь взрывов унесли жизни 258 человек. Еще более 500 пострадали.

Той же весной в Британии вышел доклад, подготовленный специалистами под руководством епископа Труро Филипа Маунтстивена. Ему эту работу в декабре прошлого года поручил министр иностранных дел королевства Джереми Хант. Исследование не затронуло Европу (включая Россию), Австралию, США и Канаду, коснувшись лишь стран Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА), Азии и Латинской Америки.

Анализ занял несколько месяцев, и опубликованы были лишь промежуточные итоги, но их оказалось достаточно, чтобы заявить: христиане в наше время больше, чем какая-либо другая религиозная группа в мире, подвергаются гонениям. Они масштабнее, чем за всю мировую историю до этого, а в некоторых странах преследования христиан подходят под принятое ООН определение геноцида. Ведь в 80 процентах всех случаев дискриминации по религиозному признаку жертвами становятся именно последователи Христа.

Преследованию — то есть дискриминации, сопровождающейся угрозами или реальными проявлениями насилия, — на данный момент подвергаются примерно 245 миллионов христиан в 50 странах. По сравнению с прошлым годом этот показатель вырос на 30 миллионов.

Столетие назад каждый пятый житель Ближнего Востока и Средней Азии был христианином. Сейчас их едва ли наберется четыре процента, и массовый исход продолжается, сильно ускорившись в последние годы. В первую очередь это вызвано военными конфликтами: экстремисты от ислама, придя к власти, обращаются с христианами крайне жестоко.

В результате христианское население Сирии с 2011 года сократилось с 1,7 миллиона до 450 тысяч человек, в Ираке от 1,5 миллиона в 2003 году сегодня осталось менее 120 тысяч христиан. Бежали христиане и из Палестины, где тлеет арабо-израильское противостояние: за последние полвека их доля в населении сократилась в 10 раз.

На Африканском континенте, где подвизался в своем епископском служении такой великий святой как Августин, тоже не все спокойно. Страшнейший пример африканской борьбы с христианством — орудующая в Нигерии «Боко харам», члены которой хотят искоренить все иные религии и превратить страну в исламское государство. В 2018 году они целенаправленно убили более 3,7 тысячи христиан. За год до того сообщалось, что боевики оставили более 5 тысяч женщин вдовами, а более 15 тысяч детей — сиротами.

На востоке Азии к буддийскому национализму, исламскому фундаментализму и всеобщей нетерпимости, в которой часто участвует правительство, добавляется еще один, пожалуй, самый ядовитый ингредиент — коммунизм.

Если в Брунее, Малайзии и Индонезии главнейшую роль в притеснении христиан все же играет ислам, то в Лаосе, Вьетнаме, Китае, и в Северной Корее — атеистическая идеология коммунизма. В течение вот уже 18 лет КНДР называют самой жестокой к христианам страной. Тоталитарная идеология чучхе, коммунистическая и националистическая одновременно, видит в них «реакционные элементы» и сторонников «антиправительственных сил».

Латинская Америка — там христианство становится занозой для наркокартелей. Им не нравится, что в церквях проповедуют отказ от наркотиков и насилия: в лучшем случае они пытаются угрозами переманить пасторов на свою сторону, в худшем — требуют от них больших взяток или даже убивают их: с начала века в Мексике погибло 46 священнослужителей, в том числе один кардинал.

И даже в нашей стране тоже не все спокойно.

2002 год. 9 февраля в церкви у Алтаря убит лютеранский миссионер Геннадий Артин. Убийца — молодой человек, сын хозяйки квартиры, в которой располагалась миссия СЕЛЦ. Там проводились службы. Убийца нанёс 20 ударов ножом. 11 из которых были бы смертельными.

2008 год. 27 октября в Москве совершено двойное убийство членов Общества Иисуса, известного как Орден иезуитов.

2009 год. Вечером 19 ноября священник Даниил Сысоев был убит в православном храме святого Фомы на юге Москвы возрасте 35-ти лет был выстрелом в грудь и в голову. Владимир Стрельбицкий, его помощник, 41 года, получил огнестрельное ранение в грудь.

Я думаю, что не стоит напоминать и о громком убийстве 9 сентября 1990 года протоиерея Александра Меня. Оно, это печальное событие до сих пор на слуху.

Из всей этой печальной статистики, которая безусловно очень обрывиста, мы можем судить о том, что отношение к церкви Христовой отнюдь не меняется. Тот кто рядом со Христом часто по этой причине подвергается большей опасности, чем тот, кто далек от Него. Именно это и произошло с младенцами Вифлеема. Они удостоились лишь одного места рождения с Ним, и вот, они уже мученики. Зло не любит Милосердной Любви, оно Ее не выносит. Там где присутствует милосердие, зло не может расти. Для зла нужно зло. Зуб за зуб — вот принцип, в котором зло может чувствовать себя комфортно. И вот появляется Он, Божий Сын, который разбивает бесконечный круговорот зла, за ним следуют Его ученики — рождается Церковь. И именно Она, на сегодняшний день и представляет для зла наибольшую опасность.

А потому, первое, что делает зло, пытается уничтожить Ее. И средств на это отнюдь не жалеется. Мы можем наблюдать, как через средства массовой информации планомерно дискредитируется сам институт священства. Начинается это часто конечно с церковных руководителей, епископов. Ничего-то мол они не понимают, живут своими заботами, далекими от чаяний простого верующего люда. И этот Владыка нехороший, и тот, тоже дурной…

Да, епископы не обязательно могут быть красавцами, и может не всегда во всем правыми, однако Мартин Лютер в своем комментарии на послание апостола Павла к Галатам очень жестко высказался о необходимости наличия епископа в Церкви: «Епископы поставляли своих преемников вплоть до нашего времени, и так будет далее вплоть до скончания века».

А Игнатий Антиохийский (35 г от р.Х. Сирия — 108 г. от р.Х. Рим) в послании к Смирнянам пишет: «Все последуйте епископу, как Иисус Христос — Отцу, а пресвитерству, как апостолам. Дьяконов же почитайте как заповедь Божью. Без епископа никто не делай ничего относящегося до Церкви. Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом, или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь. Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит Он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно.»

Сегодня же все меняется. В мире много церквей где нет апостольской преемственности, и где в «епископы» «рукополагают» женщин, хотя Христос почему то этого не делал. В итоге под сомнение ставится правильность церковных таинств в этих религиозных объединениях. Так мир все более и более отдаляется от Христа, церковное учение становится относительным, размытым, неспособным противостоять фанатизму и радикализму извне. Люди сталкиваясь с трудностью оставаться верными Господу более не видят в этом смысла, ведь церковь более не отвечает на их вопрос что это значит, все ведь относительно. Как в старом фильме-сказке 1959 г. про Марью Искусницу, когда она была заколдована морским царем, ей было безразлично где находиться. — «Что воля, что неволя, все равно.»

Неудивительно, что в такой обстановке само понятие — настоящий христианин, становится синонимом — мученик. Истинный христианин подвергается мучению уже только тем, что вынужден подвергаться в лучшем случае язвительным усмешкам со стороны безбожного мира, а в худшем — смерти.

Вы не современны — заявляет один насмешник. Нужно идти в ногу со временем, слышится с другой стороны.
В ногу со временем это хорошо, но не во всем. Есть ведь и непреходящие ценности, которые стоят действительно дорого, от них нельзя отказываться ради сиюминутной выгоды.

Эта история случилась в этом году. У одной француженки на кухне висела картина. Это произведение никогда не привлекало внимания женщины, которой уже было за 90 лет, она и ее родные считали его старой иконой из России.

И аукционист, обративший внимание на картину, предложил женщине направить ее на экспертизу прежде, чем продавать за бесценок. Он прикинул на глазок, что за нее можно выручить 300-400 евро. Но оказалось что это произведение 13 в., шедевр флорентийской живописи эпохи раннего Ренессанса, который был опознан экспертами как «Осмеяние Христа». Его продали на аукционе за 27 млн. долларов.

Хотя картина была непривлекательной, и неброской, она была настоящей, и это главное.

Помните об этом, дорогие братья и сестры, настоящее, подлинное, то, что идет от самого Господа Иисуса Христа — это главное. Христианин — это звучит гордо. Не прогибайтесь под новомодными учениями и веяниями. Следуйте песне Машины Времени «пусть уж лучше мир прогнется под нас», не бойтесь — будьте солью земли, чего бы вам это ни стоило, и венец Славы Божьей осияет и вас. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *