Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Рождество Христово 2019 г.

Библейский текст: Лука 2.1-20

1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
3 И пошли все записываться, каждый в свой город.
4 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,
5 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
6 Когда же они были там, наступило время родить Ей;
7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.
18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.

Проповедь:

Вот и подошел, дорогие братья и сестры, день Святого Рождества. Позади остались дни поста отмеченные темным, фиолетовым цветом. Для кого-то это может быть были обыденные дни, а для кого-то это время Поста стало поистине испытанием. Жизнь разнообразна, и порой приходится несколько усложнять себе задачу, накладывая на себя добровольные ограничения в эти дни. Это может быть, как многие уже привыкли, ограничение в мясе, или отказ от вредных привычек, кто-то старается в дни поста меньше курить, или смотреть телевизионные ток-шоу с их «двухминутками ненависти» (термин из романа Дж. Оруэлла «1984»), а кто-то старается больше внимания, заботы и любви обратить на тех, кто рядом, ведь этого всегда так не хватает. И последнее пожалуй самое правильное из всего перечисленного.

Но вот так бывает, что никаких усилий не требуется. Порой все складывается так, что пост протекает в поистине удручающей атмосфере. Кто-то теряет работу, кто-то здоровье, а кто-то родных и близких, всякое случается в жизни, но вот наступает время, когда по словам пророка «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет».

Приходит особая дата, дата грандиозного события случившегося примерно 2000 лет назад, дата Рождества Бога на земле. Дата дающая начало непрекращающейся Надежде, в которой через Веру обретается все то, чего мы поистине так жаждем.

Вопрос только в том, чего мы поистине жаждем?

У братьев Стругацких есть потрясающий фантастический роман «Сталкер». В нем несколько человек в сопровождении проводника сталкера, пытаются проникнуть в запретную, опасную зону, в центре которой находится некий «Исполнитель желаний». Каждый попавший в эту точку обязательно получает ровно то, чего его душа по настоящему желает. Беда только в том, что люди в действительности не знают чего хотят. Так «Исполнитель» дарует часто совсем не то, за чем шли.

Это нормальное состояние грешного человека — хочу сам не знаю чего, но вечно чего-то не хватает. И сколько бы ни пытался человек заполнить свою душу, все оказывается напрасным. Желания лишь усиливаются с каждым разом, ведь вдруг осознаешь, что жизнь уходит, а того, что искал, так и нет. Мятущуюся грешную душу охватывает настоящая паника. В страхе люди свершают жесточайшие, страшные ошибки, отдаляются друг от друга, становятся чужими. Приходит одиночество.

Мы вроде бы не одиноки, живем в больших городах, особенно этого вроде бы нельзя сказать о Москве, огромном мегаполисе, как тут быть одиноким? Но вот в чем секрет, одиночество вовсе не зависит от количества людей нас окружающих. Оно приходит тогда, когда другие люди в погоне за собственным счастьем изымают вас из своего сердца, из своей жизни. Одиночество это страшный бич человеческого бытия. Оно стало и частью Святого Семейства, Девы Марии, святого Иосифа и малыша Иисуса.

Никто не хотел дать им приют при Его рождении. Пещера и сено стали результатом человеческого равнодушия. Так пришел Господь в мир, и так Одиноким, оставленным всеми, даже учениками, что бежали в страхе, предстояло Ему уйти.

Вот таким явился нам Сын Божий! Он оставил Небо, ради того, чтобы быть ближе к нам, чтобы сокрушить наше одиночество, испив его чашу до дна. Чтобы никто и никогда не мог сказать будто Бог в своем Величии на Небесах просто не знает того, что мы здесь поистине испытываем. Бог не стыдится нас, он пришел не ради праведников, но грешников. Он спустился с небес ради того, чтобы каждый человек, в погоне за собственным счастьем сломавший себя, вновь обрел и надежду, и уважение к собственной личности, столь дорогую Божьему сердцу. А ведь это можно сделать только одним способом, если принять Божью Любовь! Только в ней можно быть уверенным полностью. С Богом нет одиночества.

Наполеон Бонапарт, окруженный некогда почетом своих подданных все же оказался однажды в одиночной ссылке на английском острове Св. Елены. Там он написал свои мемуары, в которых высказывал свои личные мысли, в том числе о Боге. О том, насколько они глубоко владели им, говорит одна его беседа с генералом Монтолоном, который разделил с ним ссылку.

«Что вы думаете о Христе?» — спросил Наполеон.

Монтолон ответил: «Мой господин, я должен признаться, что никогда не задумывался об этом и никогда не размышлял над этим вопросом».

«Тем хуже для Вас!» — сказал бывший император и произнес тогда: «…Какое чудо! Душа человека со всеми ее способностями чувствует тесную связь с существованием Иисуса. И почему? Благодаря одному чуду, которое превосходит все чудеса. Христос есть любовь, и Он хочет эту любовь дать людям и завоевать их сердца, это всё, что Он желает.

И люди отдают Ему сердца! Все завоеватели со всеми их талантами потерпели крушение, ведь покоряя мир, они не обрели ни одного друга. Общение, которое объединяет Иисуса Христа и Его искупленных, самая святая и могущественная связь… Это меня восхищает прежде всего и чем больше я об этом думаю, тем больше я уверен в божественности Христа, я уверен, что Христос не только был человеком, Он был и есть БОГ!» [1]

С приходом Спасителя в нашу жизнь мир меняется, ибо меняется наше отношение к нему. Все занимает в нем свое положенное, справедливое место. Даже для императора в конце его жизни, все его славные победы и авантюры уходят на задний план, на ничего не значащее место по сравнению с величием Божьей Любви.

Благая весть как раз об этом. Об этом чуде, что преображает мир. Господь некогда сказал: «свет во тьме светит, и тьма не может объять его». И Свет этой Любви Его к нам Вечен. Главное нам самим не потерять этого Света. Чтобы мир видел, что Он в нас действительно светит. Слово стало плотью, так дадим же возможность этому осуществиться и в нас самих. Давайте станем Живым Евангелием для этого мира, что вечно бродит беспокойно впотьмах, словно слепец ища и не обретая пути. И поверьте, вы вдруг поймете, что не одиноки, ибо никогда и небыли таковыми.

Однажды один священник увидел женщину, которая, опустив голову на руки, сидела в пустой церкви. Прошёл час. Затем два. Женщина всё не уходила.

Решив, что её душа пребывает в горе и желая чем-нибудь ей помочь, отец решил подойти к ней с вопросом:

— Могу ли я чем-нибудь помочь вам?

— Спасибо, отец, — ответила она. — Я как раз и получаю сейчас всю необходимую мне помощь!

Бог рядом, Он здесь, он уже пришел в наш с вами мир, и Он не оставляет нас в своих Святых Таинствах, дай Бог, чтобы и мы тоже. Аминь.

__________________________

1. Беседы императора: Мысли Наполеона о Христе. М., 2001.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *