Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на День Благодарения (Праздник Урожая)

Библейский текст: Мт. 6.19-23

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;
23 если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

Проповедь:

Дорогие братья и сестры. Сегодня, в день Благодарения, или как его еще иначе называют – Праздник урожая, звучит крайне любопытный текст евангелия. Он вовсе не обращает наш с вами взор на материальные плоды этого мира. Но разве не именно с ними связан сегодняшний день? Разве не о материальных плодах нам нужно говорить сегодня? Разве не за них благодарить Бога и просить Его о том, чтобы так необходимые нашему телу дары никогда не прекращались?

В древности существовали группы людей, деливших мир на две части, белое и черное, светлое и темное. Добро и зло. Материальное часто рассматривалось как принадлежащее злу. Материальный мир, это мир темных сил. А вот духовный мир, это мир светлый, добрый, хороший. Одними из таких групп были гностики. Они считали, что задача человека это духовное, ментальное преображение. Достижение Софии — Мудрости, так называемых духовных ценностей. Все это должно стоять на первом месте перед телесными потребностями. Но не они были первыми, еще до них, на рубеже VII-VI вв. до р.Х. в Восточном Иране возникла религия Зороастризм, в учении которой мир уже делился на белое и черное, на Божество духовного мира — Ахурамазда, и божество материального мира, мрака, ночи и смерти — Ахриман. В вечной борьбе светлого с темным, светлое преобразует материальное в духовное, и наоборот.

Христианский мир не стоял особняком от остального. Именно поэтому, конечно, популярные идеи и зороастризма, и гностиков (что возникли позднее, во II–IV веках после р.Х.), влияли на него. Так появилось формы монашеского «подвига», целью которого было стяжание духовной славы и мудрости в ущерб физическому, бренному существованию – столпники, пустынники, ношение вериг, флагеллизм, и иные истязания плоти.

И вот, кажется, что именно все это сегодня Евангелие от Матфея благословляет. Господь говорит:

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мт.6.19-20)

Кажется, что именно духовное, небесное, прежде всего должно интересовать христианина. Но правильно ли мы все понимаем? Давайте внимательнее вчитаемся в наш текст. Что Иисус говорит нам далее:

«Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мт.6.21)

Итак, Господь вовсе не призывает делить наш мир на материальное и духовное. Возвышая одно, и принижая другое. Нет, Он лишь призывает обратить наше с вами внимание на то, что важно для нас. Есть сокровища временные. А есть вечные. Но это вовсе не значит, что то, что временно, плохо. Оно лишь временно, только и всего. И по этой причине, если наша с вами душа будет привязана к тому, что временно, она не обретет для себя вечного упокоения, вот в чем суть!

Когда вы смотрите на дары земли, помните, что этот пир однажды заканчивается. Мы не всегда сидим за столом. Приходит новый день, и нам вновь приходится вставать и идти на работу, чтобы труд наш, принес новые дары, и новый стол, что также закончится. Хорошо еще, если нас не обманут, и заплатят за наш с вами труд как положено. Иной же раз создается впечатление, что сколько ни трудись, все напрасно. И это вовсе не зависит от того, насколько мы грамотны, умны, образованны, обаятельны или красивы. Все, порой, складывается и без нашего с вами участия. И зависит совершенно от разных обстоятельств.

Если наше с вами сердце будет жаждать только плодов, то этого поверьте, точно не произойдет. Ведь в этом мире нет идеала. Как говаривал герой всем известной комедии – «утром деньги, вечером стулья». Сегодня труд, завтра плоды. А каковы они будут, никто не знает. Но труд обязателен. И вот если все наше естество направлено только на ожидание плода, мы всегда разочаруемся. Даже если в один год труд окажется вознагражден сторицей, богатым и обильным урожаем, то в другой все может запросто сложиться по-иному и разочарование неминуемо. Нет ни одной компании которой не грозило бы разорение, ни одной финансовой империи, сколь бы крепко она ни выглядела, не грозило бы банкротство. В этом мире все зыбко, непостоянно. Воистину действенны пророческие слова, которые Бог сообщил Адаму после грехопадения – «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей». (Быт.3.17) А ведь «кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое». (1Кор.9.10)

Но не все так печально, достаточно обратить наш взгляд на иные ценности, например на душевную и теплую обстановку в доме. Вместо того, чтобы сотрясать воздух бесконечными оскорблениями в адрес второй половинки – а чего это ты так мало зарабатываешь? Почему бизнес-империю не построил, ну, или все же, если на стадии «корыта» из сказки о старике и рыбке – почему дом не справил?

А ведь кончилось то все в этой сказке плохо. Вроде все было, но сердце старухи вечно было не там, где надо, то боярыней, то дворянкой столбовою, то вольною царицей, то римскою папой…

Проходит другая неделя,
Вздурилась опять его старуха,
Отыскать мужика приказала —
Приводят старика к царице,
Говорит старику старуха:
«Не хочу я быть вольною царицей,
Я хочу быть римскою папой!»

Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперёк слова молвить.
Пошёл он к синему морю,
Видит: бурно чёрное море,
Так и ходят сердитые волны,
Так и воют воем зловещим.
Стал он кликать золотую рыбку.

«Добро, будет она римскою папой».

Воротился старик к старухе.
Перед ним монастырь латынский,
На стенах латынские монахи
Поют латынскую обедню.

…Поклонился старик старухе,

Закричал он голосом громким:
«Здравствуй ты, старая баба,
Я, чай, твоя душенька довольна?»
Отвечает глупая старуха:
«Врёшь ты, пустое городишь,
Совсем душенька моя не довольна…

В итоге все возвратилось на круги своя. Разбитый дом, да старое корыто.

Думаю, что на самом деле и этого было бы достаточно, чтобы начать иной путь, что вовсе не связан с преходящим, вечно меняющимся миром. И в старом доме можно вполне жить, было бы желание — это делать. А то ведь так бывает, что желание жить исчезает даже в золотых хоромах.

Не зря Господь говорит нам сегодня:

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно». (Мт.6.22)

Как мы видим мир? Чего жаждем в нем? Что для нас важно? На что прежде всего падает наш взор? Чем насыщается наша душа? Конфликтами? Бесконечными дрязгами всемирной интернет-сети? Скандалами шоу-бизнеса? «Горяченьким» от журналистики?

Поверьте, ни телевидение, ни интернет, как, впрочем, и весь мир, окружающие нас люди, близкие нам, живущие с нами в одной квартире или доме, не являются сами по себе чем-то негативным, все зависит от того, с каким взором мы на все это смотрим. Дай Бог, если взором Его, Господа.

Именно этот милосердный взор привел Его на Крест, что даровал нам возможность спасения в Его Церкви. Там Он закрывает для себя наши грехи, предпочитая видеть в людях прежде всего хорошее, несмотря даже на это:

«Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мт.6.23)

Именно из этого принципа нужно исходить и нам, общаясь с другими людьми. Если подозревать постоянно только плохое, жизнь превратится в ад, ведь света, итак, мало, стоит ли им пренебрегать? Так уже было однажды. Бог взглянул как-то на мир с осуждением. Закончилось это всемирным потопом, ведь ад заслуживает ада. Правда и тогда крупинку света Он спас. Люди вновь расселились по земле благодаря Ною. Бог дарует жизнь. Так вот оно, то Сокровище, которого поистине и должно держаться наше с вами сердце: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Ну а плоды земли? Что же, возблагодарим Всевышнего Бога, что и сегодня позволил нам провести наш труд не напрасно. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *