Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на 17-е Воскресенье после Троицы (2019)

Библейский текст: Ин 9.35-41

35 Иисус, услышав, что выгнали исцеленного им от слепоты вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
39 И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.
40 Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?
41 Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.

Проповедь.

Дорогие братья и сестры. Тема сегодняшнего евангельского текста это «Духовная слепота».

И именно со слепца сегодня оно и начинается. Мы читаем об обретшем исцеление от своего недуга некоем человеке, что был слеп от рождения (Ин.9.1). Правда это исцеление так и не позволило ему увидеть духовным взором Кто стоит пред ним сразу, даже, после чудесного исцеления:

«Иисус, услышав, что выгнали исцеленного им вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?»

Тогда Иисус лично обращается к нему и, своим Божественным Словом, дает объяснение:

«…и видел ты Его, и Он говорит с тобою!»

Лишь после, когда Слово Божие коснулось слуха, не только глаза исцеленного прозрели, но и внутренний духовный взор раскрылся:

«Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Иисусу.»

Вот так оно и бывает, все мы ходим под Богом. Все видим чудеса Его, все можем свидетельствовать о том, что окружающее нас пространство, намного выше нашего с вами понимания.

Фома Аквинат утверждал, что доказательство существования Бога не очевидно для грешного человека. Бог превосходит нас во всем. Однако, все же мы можем, взирая на окружающий нас мир понять, он невозможен без Бога.

1. Мир не незыблем, в нем все пребывает в вечном движении. Одно движение является толчком для движения другого. Значит, где-то есть Вечный Движитель, от которого все получило свою энергию к движению

2. Все в этом мире имеет свою причину, все от чего-то происходит, значит должна быть Первопричина

3. Случайное зависит в этом мире от необходимого. Вероятность случайного события зависит от предшествовавших событий, которые и есть тем самым необходимым. Значит должна быть где-то Первоначальная Необходимость.

4. Если мы будем рассматривать понятие качества, то степени качеств (хуже-лучше) также приведут нас к понятию Высшего Совершенства

5. И последнее – цель. Все в этом мире движется не хаотично, как может показаться изначально, но имеет определенную цель. Значит, в мире есть Высшая Цель.

Все это указывает нам на Бога. Только Он есть Вечный Движитель, Первопричина всего, Первоначальная Необходимость и Высшая Цель!

Конечно, это философия, с этими аргументами можно соглашаться или, наоборот, спорить. Однако аргументы есть, ну а вера не требует аргументов. Пророк исполненный веры восклицает: «Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое» (Ис. 49.1)

Вера выше философии, хотя, конечно, пользуется ею, как и всякой другой наукой для доказательства своих доводов. И, нужно заметить, что вера бывает разной. Например, не в то, что Бог есть, а в то, что Его нет. Или в то, что Иисус вовсе не Спаситель.

Эту веру мы находим не только среди людей вне Церкви, но даже на страницах Библии:

«Спросили исцеленного также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.» (Ин.9.15-16)

Люди вечно спорят. От самого своего рождения. Спорят обо всем. И о том, что их окружает, и о том, что отстоит крайне далеко от них, за гранью их понимания. Это нормально спорить. Главное, чтобы в этих спорах не выплескивалась Первоначальная Необходимость, и не терялась Высшая Цель. А то ведь как правило, любые споры грешного человечества больше похожи на спор слепых мудрецов, ощупывающих слона.

Давно это было. Привели как-то в один город слона. Многие захотели увидеть его. Среди них были и известные на всю округу слепые мудрецы. Но как увидеть слона, если ты слеп?

— Я знаю, – сказал один мудрец, – мы ощупаем его.

— Хорошая идея, – согласились другие. – Так мы сможем узнать, какой он этот СЛОН.

Итак, шесть мудрецов пошли “смотреть” слона.

Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед и назад.

— Это веер! Слон похож на веер! – воскликнул он.

Второй мудрец стоял возле ноги слона и трогал ее. Она была круглой и могучей.

— М-м-м… это что-то круглое и толстое… Слон похож на дерево! – воскликнул он.

— Вы оба не правы. – сказал третий. – Да, он круглый, но не толстый и к тому же очень гибкий! Он похож на веревку! Этот мудрец нащупал хвост слона.

— Ну, нет! Слон похож на копье! Да — круглый, да — тонкий, но не гибкий! – воскликнул четвертый, который ощупывал бивни слона.

— Нет, нет, – закричал пятый, – слон, как высокая стена. Большая, широкая и шершавая. – говорил тот, ощупывая бок слона.

Шестой мудрец в руках держал хобот слона.

— Все вы не правы, – сказал он, – слон похож на змею.

— Нет, на веревку!

— Нет, змею!

— Стену!

— Вы ошибаетесь!

— Я прав!

Шестеро слепых мудрецов безудержно кричали друг на друга. Их спор продолжался целый день. Потом еще один, затем неделя, а к единому мнению они так и не пришли. Каждый мудрец представлял себе лишь то, что могли чувствовать его руки и верил он только себе.

В результате, каждый думал, что только он прав и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать то, что говорят ему другие. Поэтому они никогда так и не узнали, как выглядит слон.

Примерно то же происходит и с фарисеями из нашего сегодняшнего евангельского отрывка:

Фарисеи вступают в спор со Спасителем, подспудно чувствуя свою неправоту — «неужели и мы слепы?»

Иисус отвечает: «если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас».

Не зря Пророк предостерегает нас от бесплодных споров: «напрасно Я трудился, ни на что и тщетно истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего». (Ис. 49.4)

Если мы хотим знать Истину, то нужно согласиться с тем, что Она только в Целом, в Высшей Первопричине. Ведь как конечное может вместить Бесконечное? Как объять Необъятное?

Поверьте, это возможно если мы научимся доверять, ВЕРИТЬ опыту других людей. Если станем единым собранием. Экклесия. Только Церковь может претендовать на истину. То, что вне Ее, все: «напрасно Я трудился, ни на что и тщетно истощал силу Свою…»

Поверьте, даже самые замечательные научные открытия, на которые отдельные люди положили годы жизни и исследований, теряют свой смысл, если нет Высшей Цели, ради которой они делаются. Для чего мы живем? Кто создал нас? Какова цель нашего существования? Просто лишь обратить кислород в углекислый газ?

Я не могу пережить опыт других, не могу знать каково это, встретить, например, по пути в Дамаск Христа и ощутить, как желание смерти преобразуется в раскаяние и любовь. Но я могу довериться рассказу апостола и, именно через веру, убедиться в истинности явления Воскресшего.

А ведь таких свидетельств в Церкви множество. Каждый верующий человек может засвидетельствовать о том, что его вера не напрасна. У каждого есть свой собственный опыт ее. И это прекрасно, что мы можем видеть целое глазами других. Значит, Бог хочет, чтобы мы никогда не были одиноки, это Его план. И только мятежный дух – дух адского пламени не знает покоя и крайне одинок. Это как в мегаполисе, вроде все рядом, вместе, но люди часто абсолютно равнодушны друг ко другу, их волнует только собственный внутренний мир. Порой настолько, что они даже не знают, кто проживает в квартире этажом выше. Ну, разве только, если сосед вдруг забудет перекрыть кран, да зальет нижние этажи.

Призываю вас братья и сестры, не замыкайтесь в себе. Доверяйте друг другу. Доверяйте Церкви, верьте Богу. И помните, чем меньше вы будете верить отдельным людям, отделенным от Целого, опыта Церкви, тем меньше будете похожи на тех, о ком Иисус сказал нам сегодня: «если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *