Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на 13-е Воскресенье после Троицы

Библейский текст: Матфей 6.1-4

1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Проповедь.

Дорогие друзья, сегодня мы с вами поговорим о милосердии и милостыне. Писание в Книге Притч говорит нам: Кто подает милостыню убогому, тот одолжает Самого Бога: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу» (Притч. 19, 17). Да и Господь считает, что творить милостыню надо, только не нужно трубить об этом на каждом шагу: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного».

Итак, если я творю милостыню незаметно, не так как политики, перед выборами, чтобы всем хорошо видно и слышно было, трублю об этом в средствах массовой информации, а, например, просто подаю копеечку сидящей у дороги мамаши с ребенком завернутом в грязное одеяло, тогда получается, что «одолжаю Самого Бога»? Приятно сознавать, не правда ли?

Но действительно ли это так? Может я ошибаюсь, может чего не понимаю в Божьем Слове? Как определить, кто действительно нуждается, а кто делает из этого широко поставленный бизнес?

Сложный вопрос. Однако найти на него ответ нам все же нужно. Если мы будем правильно творить милостыню, то порадуем нашего Небесного Отца, а если нет, то милость для кого-то, обернется проклятием. Ведь не раз уже говорилось о том, что женщины с младенцами просящие подаяние порой могут иметь отношение к преступному бизнесу, где детей берут в «аренду» у семей алкоголиков. Что поведение этих детей странное, они никогда не плачут, так как их накачивают наркотическими веществами, чтобы не мешали «работать на паперти». Но все же не успокаивается сердце при виде чужой боли, пусть и выставленной напоказ.

Одна женщина пишет: «при встрече с нищими всегда испытываю чувство стыда, от которого не могу избавиться. Это заставляет меня чаще всего подавать им мелкие деньги. Много раз предупреждали, что нужно быть осторожными, что человек может купить водки, напиться, умереть…

А я каждый раз представляю себя на его месте — до какой же степени несчастья нужно дойти, чтобы начать просить подаяния…У нас маленький город, как-то трудно заподозрить человека в попрошайном бизнесе, потому опускаю глаза — и подаю».

Права? Не знаю. Вот еще одна история, поделилась одна москвичка:

«Вообще милостыню не даю. В нашем городе это уже просто бизнес, одни и те же люди ходят по одним и тем же вагонам, по своим зонам, просят отрепетированными ужасными голосами, с картонками, написанными одним и тем же почерком. Никаких чувств, кроме омерзения они не вызывают. Ужас.

Но буквально позавчера меня попросила перевести себя чрез дорогу бабуля, и пока я ее вела, поняла, что она слепая. Я ее спросила, как же она вообще ходит, куда ей надо. Она говорит, уж по привычке, я ж, говорит, дочка, побираюсь вон у того магазина. Сын умер, а я слепая, ничего не могу. Ну я перевела, да дала ей 50 рублей. Вот и все».

А вот и еще один опыт, на этот раз делится впечатлениями от встречи с поберушкой незнакомая мне дама из просторов интернет-сети (очевидно из Питера):

«У меня забавный случай был. Возвращалась как-то домой через Исаакиевскую площадь, подходит парень, мол, только что ограбили, а через час поезд, подайте, чтобы я мог домой уехать. Так как у меня возникли безответные вопросы, как он успеет и на поезд, и билет купить, если уезжать через час, да еще и без документов, я прошла мимо. Через пару недель снова иду домой, снова через Исаакиевскую площадь… снова подходит тот же парень:

— Подайте, меня только что ограбили.

— Молодой человек, вы ко мне две недели назад уже обращались…

Его как ветром сдуло».

Да, сколько ни анализируй, сколько ни пытайся понять, но вопрос так и останется открытым – а нужно ли подавать нищим? А тут еще Слово Божие: «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

Господь явно хочет того, чтобы мы не черствели сердцем несмотря ни на какой негативный опыт. Он явно говорит – творите милостыню, но не гордитесь этим.

Итак, как же быть? Как же исполнить Волю Бога и при этом не навредить, не стать источником наживы, а, может, итого хуже – пособником социального преступления. Ведь если продолжать давать бездумно подаяние, значит плодить на это подаяние спрос. А это приведет только к одному — жулики и пройдохи всех мастей никогда не прекратят здесь своего труда.

Именно поэтому Господь призывает нас быть внимательными к тому, КАК мы творим милостыню. Прежде всего, не стоит этого делать на виду у людей. Если действительно хочется помочь, то гораздо правильнее делать это через соответствующие институты, государственные или частные благотворительные фонды. Например, хорошо известен в мире орден Милосердия Матери Терезы. Можно поддерживать именно такие организации. В Москве, кстати, несколько лет назад был открыт памятник основательнице этого движения, но при этом, как у нас часто случается, в 2011 году сносят приют ордена Милосердия для бездомных. Памятник есть, а приюта нет. Не думаю, что это радовало Мать Терезу, когда она смотрела с Небес на этот беспредел. Правда сестры все равно, по мере возможности, продолжают свою работу, не оставляя своей заботой нуждающихся.

Кстати, именно такой вид благотворительности, скорее всего, и соответствует желанию Бога. Ведь непросто собраться и перечислить денежные средства не в тот момент, когда перед тобой стоит некий мистер «Х» с протянутой рукой, когда, дав 5-10 рублей можно почувствовать на себе уважительный взгляд окружающих, но когда никто не видит, и решение принимается один на один с собственной совестью.

И, по-хорошему, так и надо делать, не оглашая окрестности, поддерживать институт церкви, где священники на добровольной основе несут Божье Слово и Таинства нашему грешному миру, поддерживать благотворительные организации, а просящие? Что же, пусть в каждом отдельном случае вам подскажет сердце, но не увлекайтесь, побеседуйте, хоть бы и кратко, кто знает, может доброе слово, или иной вид какой-либо помощи, окажется гораздо ценнее гордо протянутого пятака.

Иногда бывает и так, что настоящей помощью становится простая молитва. Кажется, что она может? Но, поверьте, молитва Церкви может многое. Мы часть Ее, а значит наш долг не забывать молиться.

Вчера Церковь отмечала день Святого Киприана Карфагенского (он умер 14 сентября 258 г.). Киприан родился в 200 году в городе Карфагене (Северная Африка), вырос в языческой среде, до 246 года занимался ораторством и был учиристианскую общину как оглашенный (катехумен).

А примерно через год после крещения Киприана уже рукополагают в священники, и еще через год, когда умирает епископ Карфагена Донат, он становится епископом. Это нарушало тогдашние нормы, но таково было требование паствы. Славен он тем, что много писал на тему отпадения от Церкви. Времена тогда, были непростые и многие христиане, боясь зав свои жизни, соглашались приносить жертву языческим богам, как того требовали власти. Буквально через пару месяцев после принятия Киприаном епископского сана началось жестокое гонение на христиан императора Деция. Многие из них не выдерживают и отступают от веры, если не в душе, то номинально. Вот по этому вопросу и возникают большие споры, можно ли, и если да, то как принимать отпавших, вновь поклонившихся языческим богам?

В церкви возникает раскол. Его источником становится римский священник Новациан. Он утверждает, что что отпадших во время гонения нельзя принимать обратно, даже если они каются в своем грехе.

В 256 г. в Карфагене был собран поместный собор, на котором Киприан продвигает мысль о том, что полномочия Церкви включают в себя и отпущение смертных грехов (даже таких, как отступничество). И это верно, Церкви дано право отпущения грехов Самим Господом. Ведь Спаситель пришел в этот мир, чтобы привести не праведников, но грешников к покаянию. А потому, дорогие прихожане, не забывайте молиться за этот сумасбродный мир, не забывайте творить тут милостыню, и пусть это будет не напоказ, но от души. И тогда Отец наш Небесный, «видящий тайное, воздаст нам явно». Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *