Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на День св. ап. и евангелиста Матфея (2019 г.)

Библейский текст: Мт. 9.9-13

9 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.
10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.
11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Проповедь:

Дорогие братья и сестры, сегодня Церковь отмечает день одного из апостолов, что оставили нам письменные источники о жизни Господа. Это евангелист Матфей.

Именно с его книги начинается та часть Святого Писания, которую мы знаем под названием Новый Завет. Его евангелие самое большое по главам, целых 28. У следующего евангелиста – Марка, их 16. У Луки — 24. А у Иоанна – 21 глава.

Свое Евангелие Матфей, как истинный иудей начинает с родословия Господа. Для него это очень важно, — показать, что Иисус это и есть тот самый Мессия Спаситель, которого его народ ожидал уже давно. Любопытно, но именно это Евангелие, пожалуй, является тем самым источником, что однажды, может быть поспособствует возвращению народа Божьего к Спасительному Свету Благой Вести.

Жизнь Матфея была непростой. Мы знаем, что он принадлежал к презираемой группе людей, которых никто не любит даже сегодня – он был сборщиком налогов. И самое ужасное было в том, что царство Иудейское находилось тогда под римским владычеством. А это значит, что Матфей собирал деньги не просто для казны, но для оккупантов. Именно поэтому общение с мытарями вообще воспринималось как нечто не просто зазорное, но греховное. Фарисеи и книжники не общались с ними. Не удивительно что они так жестко реагируют на действия Господа, когда Тот не запрещает грешникам и мытарям быть с Ним:

10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.
11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные…

(Матф. 9.10-12)

Как видите, навряд ли у Матфея было много друзей. И фарисеев можно понять, — трудно поверить, наблюдая грех, что однажды он может быть побежден.

В средневековье были такие люди, что пытались обратить свинец в золото. Мы знаем их под названием – алхимики. В сегодняшнем современном мире алхимия считается «наукой» шарлатанов и мошенников. Но некоторые люди думают, что за языком тайных символов скрывалась подлинная наука, которой это было под силу. Однако, скорее всего обращение свинца в золото это все же аллегория. Еще один тайный символ. Ведь свинец не обращается в золото. Как и уголь не может стать снегом. И хищный зверь никогда не станет домашним питомцем.

Вот история одной женщины, рассказанной со слов ее приятеля:

Моей подруге очень хотелось котенка, но ей не везло. Когда она была маленькая, то ее родители не разрешали никаких домашних животных. Их семья жила бедно, поэтому не заводили ни собак, ни кошек. Тогда она себе пообещала, что обязательно заведет себе котенка, когда вырастет. И вот ее мечта практически сбылась: после института она нашла хорошую работу, через время купила себе отдельную квартиру и решила впустить в дом первого кота (ну, как полагается по традиции).

Оля (так зовут мою подругу) не хотела покупать породистого кота, а мечтала взять животное, которое больше всего нуждалось в помощи и хозяине. Она начала свои поиски: интернет-форумы, предложения от приютов для животных и т.д. Тут она наткнулась на одно объявление, в котором указывалось, что маленький пушистый комочек срочно ищет дом. В объявлении было отмечено, что бездомный котенок сидит у ларька в парке и ждет хозяина.

У Ольги возникло ощущение, что именно его она так долго искала и хотела. Маленький комочек был пушистым, словно мягкая игрушка. У котенка были необычные ушки, глаза-бусинки и большой носик. Она тут же его забрала, как только увидела. Ей было на важно, породистый он или нет – она его уже полюбила. Я ей говорил, что лучше брать котенка у людей, которые разводят животных (их приучают к лотку и т.д.), но она меня не послушалась.

Пока Маркиз (так она назвала кота) был маленьким, он не отличался от других котов. С каждым месяцем его взросления – менялся на глазах. Во-первых, он весил примерно 7 кг, у него округлились уши и лапы стали очень мощными. Но вот характер – это самое невыносимое, что стало у Маркиза. Он постоянно драл мебель и обои, прыгал как белка по шторам и люстрам. Более того, он стал показывать клыки и перестал подпускать к себе.

Оля даже кормила его на расстоянии, а ел он только мясо (никакой «натуралки» и никакого кошачьего корма). Тогда она забила тревогу и начала обзванивать питомники для животных.

Она понять не могла, как такое могло случиться, что ее милый и любимый котенок вдруг стал самым настоящим зверем. Она ему уделяла почти все свободное время и старалась правильно воспитывать. Как она не старалась приучить его к лотку, но ей это так и не удалось. Он метил там, где ему этого хотелось и чувствовал себя в квартире самым настоящим хозяином.

Понятное дело, что Оле было не комфортно жить с таким «соседом», от которого непонятно что можно ожидать. В одно прекрасное время она решила показать своего кота профессиональным заводчикам, чтобы те подсказали, что ей нужно делать. Оля думала, что допустила какие-то ошибки в воспитании своего любимца и постоянно винила себя за это…

Когда его увидели специалисты – сказали, что это дальневосточный дикий кот. Они иногда приживаются у людей, но до конца избавиться от звериных инстинктов не удается никогда. Увы, с этим ничего не сделаешь.
Конечно, она не готова была делить квартиру с диким животным, поэтому отдала своего кота в питомник. На тот момент Маркизу был год. С тех пор она поняла, что лучше брать котенка, когда уверен, что это домашний кот.

Да, хищник есть хищник. Но, как говорят латиняне – «Quod non licet bovi, licet Jovi». Что не позволено быку, дозволено Юпитеру. Иными словами – что не может творение, то доступно Творцу. Бог создал этот мир, и Он знает, как исправить то, что было, однажды, нарушено грехом человека, когда зло вступило в этот мир.

Поверьте, Божья Благодать может творить потрясающие вещи! Встреча Матфея и Христа преобразила сборщика налогов. Вместо хищника, готового ради собственной выгоды терзать кого угодно, пред нами предстает святой муж. Неблагородный металл вдруг засиял солнечным блеском.

У каждого из нас наверняка есть люди, которые по какой либо причине, либо неприятны нам, либо если мы их даже и любим, ведут себя иногда так, что хоть на луну вой. Кажется, что это неисправимо. Все выглядит так, что впору руки опустить, и поступить как советовала знаменитая надпись на дверях Дантового Ада – «Lasciate ogni speranza, voi ch’entrate» (Оставьте надежду вы, входящие).

Нет надежды, нет и разочарования. А ну его все, — дружба, любовь, мир. Гори оно все ярким пламенем!

Ярким пламенем? – Вот он ад. Уже наступил, уже в душе. Нет надежды, нет будущего, нет жизни. Сплошное НИЧЕГО. Но это ненадолго. Свято место пусто не бывает. Если нет Жизни, ее место занимает Смерть.

У нашего Матфея в евангелии мы находим такой отрывок, слова Господа:

43 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;
44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным;
45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого.

(Матф. 12.43-45)

Матфей знал, что, если встал на Путь Света, не стоит с него сходить. Поверьте, если это не получается у вас, что-либо исправить, — доверьте это Богу. Молитесь, молитесь часто, как только можете. О родных и близких, о чужих и далеких. О семье и мире, даже если кажется, что надежды нет на тот результат, что вы хотели бы, всегда есть надежда на Господа.

Однажды Он обратил Матфея, который, с тех пор крайне изменился, избрав для себя иную жизнь. Теперь то, что приходило к Матфею в жизни, не обрывалось в ПУСТОТУ, но возвращалось обратно в виде христианского, евангельского служения.

Мы не знаем какова была кончина святого Матфея. Есть разные версии. Согласно одной он был замучен около 60 года в Эфиопии, где, возможно, проповедовал. По другой он был казнён за проповедь христианства в малоазийском городе Иераполис (сегодняшний Памуккале, небольшой городок в Турции). А согласно Каталонского Атласа (1375 год), на северном берегу озера Иссык-Куль в Киргизии изображено здание с крестом, а рядом имеется надпись: «Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, Апостола и Евангелиста». Так что возможно именно там упокоилось настоящее тело апостола.

Грузия также претендует на место погребения апостола. Согласно этой версии, апостол был казнен в римской крепости Апсарос, которая находится в городе Гонио. Это в 15 км. к Югу от Батуми и в 5 км. от Турецкой границы.

Но и это еще не все места. Италия также претендует на особый статус в вопросе захоронения останков евангелиста. По самой распространенной на сегодняшний день версии, мощи Матфея с X века хранятся в итальянском городе Салерно, в крипте собора Сан-Маттео. На Апеннинский полуостров они попали сразу после кончины Матфея, в I веке, и были обнаружены при раскопках одного из лангобардских замков.

Сегодня собор Сан-Маттео в Салерно является местом паломничества со всего мира.

Как бы ни было, но любая из версий говорит нам о том, что кончина св. Матфея была мученической. Очевидно, что Матфей до конца оставался верен Господу. Поверьте, не место захоронения дает славу, это делает Бог. Ну а памятные места, приуроченные к тому, или иному событию из христианской истории, где комфортно в молитве, всегда хорошо посещать.

Дорогие братья и сестры, сегодня 22 сентября также отмечается день памяти еще одного святого мученика – это св. Маврикий. С XII века св. Маврикий считался покровителем рыцарей. Отчего?

Согласно предания святой был военным человеком. Он был капитаном, главой Фиваидского легиона, полностью состоящего из христиан. Этот легион был направлен из Фив в Галлию в помощь императору Максимиану Геркулию (285-305 н.э.) для подавления восстания багаудов. После разгрома багаудов легион был отведён в город Агаунум, нынешний Сен-Морис д’Агон (Saint-Maurice или Saint-Maurice-en-Valais), а император Максимиан издал приказ, чтобы все в честь победы совершали жертвоприношения римским богам.

За отказ подчиниться легион был децимирован (казнён каждый десятый по жребию). После повторного отказа был децимирован снова, а оставшиеся в живых 6600 солдат казнены все поголовно.

Центром почитания мученика на протяжении многих веков является расположенное в Сен-Морис д’Агон (швейцарский кантон Вале) аббатство Святого Маврикия.

Так работает Благодать Божья – сборщик податей, желающий обогащения, обращается в смиренного служителя, дарующего свой талант писателя и проповедника окружающим. А воин, что должен защищать языческую власть, становится исповедником, и мучеником за Веру Христову.

Дорогие братья и сестры, если вам тяжело, трудно. Кажется, что в жизни ничего не меняется, и создается впечатление, что Бог оставил этот наш несчастный грешный мир, взгляните на его историю, поверьте, вы найдете немало свидетельств подобных этим. Ведь Господь ясно сказал:

«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию!» (Мт.9.12-13)

И слава Богу Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *