Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Рождество Богородицы

Библейский текст: Мф 1:1–16,18–23

1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;
4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;
8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;
9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;
10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;
11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;
13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;
14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;
15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;
16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос…

18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
20 Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

Проповедь.

Дорогие братья и сестры.

Сегодня, в Рождество Богородицы, мы с вами читаем текст родословия Иисуса. Именно так должно поступать христианам – почитая святых, помнить о Том, Кто есть Путь и истина, и жизнь, через Кого пролегает Дорога к Отцу Небесному.

Поверьте, взирая на прекрасный образ Девы Марии еще больше проникаешься осознанием того величия, что мы находим в Ее Сыне. Первое, что бросается нам в глаза в этом тексте, это то, что вся родословная, перечисленная евангелистом по мужской линии, заканчивается Иосифом, о котором сказано лишь, что он муж Марии, и не более. А вот Мария представлена как Мать Господа Христа. Далее, чуть позже Евангелие цитирует нам Ветхий Завет, пророка Исаию (7.14): «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог».

Вдумаемся только, в день рождения Богородицы, наше внимание привлечено текстом к событиям рождения Сына Божия на земле. И это правильно. Особенно, я уверен в этом, это нравиться самой Марии. Ведь что может быть более радостным для матери, чем Слава ее Сына?

Но все же немного нужно бы поговорить и о Марии. Что нам известно о ее рождении и детстве? Из Евангелий ничего. И это не удивительно. Благая Весть она на то и Благая Весть, чтобы сообщать людям о плане Божием рождения Господа, не Его мамы. Но все же, это событие рождения Богородицы, хоть и незначительно, по сравнению с событием рождения ее Сына, однако, как и любое рождение в глазах Господа, особо и, вы не поверите — крайне важно! У Бога не бывает незначительных вещей. Это мы люди предпочитаем разделять и препарировать, считая одно событие менее значительным по сравнению с другим. Но это и понятно почему, в отличие от Творца, творение просто не может вместить в себя все, вот и приходится делать выбор, чем-то жертвовать, где-то акцентировать наше внимание, а где-то ослаблять, проходить как бы вскользь, или вообще не упоминать.

Нам известно, что рождение Богородицы вообще осталось незамеченным в то время событием. Оно имело значение лишь в семье самой Марии – для ее престарелых родителей, которые вместе с ее рождением обрели наглядное подтверждение Божьего Могущества и Любви.

Именно таким же чудом можно считать и то, что почитание Девы Марии из узкого семейного круга однажды перекинулось и на улицы, и города, целого мира. Ее имя не остается даже за пределами одной религии. И ислам тоже знает и почитает Мать Иисуса, хотя вовсе не знает Кого на самом деле она родила. Кто знает, может быть эта нить, когда ни будь приведет последователей Магомета к истинному, спасительному почитанию ее Сына? Не знаю, но у Бога не бывает случайностей.

Слава Марии сегодня очень велика. Она подтверждена веками. Ее имя часто поминали мученики в своих молитвах к Богу, воины, идущие на смертельный риск ради спасения христианских святынь. Жены, желающие молитв Той, что знала нелегкую долю матери, однажды потерявшей Сына. Болящие в час страданий и мук, сироты, богачи и нищие, все так или иначе уповали на молитву Той, что стала Матерью Спасителя. Той, которую Он, как и любой рожденный однажды от Жены, почитал и любил особо, доверив ее в самый трудный свой час, одному из своих любимых учеников. Люди всегда знали, Сын обязательно прислушается к просьбам мамы.

Но от чего так? Почему? Зачем молиться Марии? Может это как-то не «по-евангелически»?

Если мы исповедуем, что Бог однажды воплотился, тогда мы обязательно будем почитать и любить Его маму. И это нисколько не противоречит Евангелию, где сказано: «Отныне будут ублажать Марию все роды» (Лк. 1.48)

Некоторые богословы из радикально настроенных евангелистов рассматривают перевод фразы ἀπò του̃ νυ̃ν μακαριου̃σίν με πα̃σαι αἱ γενεαί где ключевое слово μακαριου̃σίν «ублажать» — неточным. Они дают иное звучание этому отрывку. Его будто бы правильно читать как — «отныне будут «признавать за осчастливленную» Марию все народы». Но если взглянуть в словарь греческого языка, то мы увидим там, что глагол μακαρίζω использованный Лукой, имеет действительно два значения:

1. прославлять, превозносить;
2. считать счастливым

Но, однако, среди переводчиков существует правило, что когда слово может иметь несколько значений, используется то, которое не выбивается из контекста. В этом случае просто необходимо не только перевести текст, но и внимательно изучить его внутреннюю связь.

Эти слова есть часть Magnificat, песни Богородицы: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его» (Лк. 1: 46–49).

Здесь ясно видно, что «ублажать» (μακαριου̃σίν) находится в смысловом единстве со словами «сотворил Мне величие Сильный» (ἐποίησέν μοι μεγάλα ὁ δυνατός). Слово «величие» в Священном Писании связано всегда с почитанием, которое означает важность, особое величие, славу Божию (см.: Втор. 5: 24; Иов 13: 11; 1 Пар. 29: 11; Евр. 1: 3, 8: 1; Иуд. 1: 25).

Вот например: «Вот, показал нам Господь, Бог наш, славу Свою и величие Свое» (Втор. 5: 24);

Или вот: «Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки» (Иуд. 1: 25).

Но стоп неужели и к Богородице стоит обращаться как к Богу? Вы знаете, некоторые христиане ударяются, в отличие от радикально настроенных евангелистов, в иную крайность, — они практически это и делают. Есть в мире целая группа людей, что предлагает придать Богородице термин «Соискупительница». Поверьте, это действительно слишком.

Вот одна, довольно популярная, смешная история на эту тему:

Приходит однажды к Господу апостол Петр, которому Господь доверил ключи от ворот рая, и в великой тревоге и недоумении говорит: «Господи, да минует меня гнев Твой. Вот уже несколько дней я замечаю в раю людей, которых не впускал в райские ворота. Как они сюда пробрались?»

Пошли они к гранатовой роще и увидели за кустом цветущих роз Пресвятую Богородицу.

Она стояла на крутом обрыве и смотрела вниз, на землю. В руках у нее была тонкая голубая лесенка, которая спускалась вниз.

И по этой паутинной лесенке с земли с плачем, стонами и горячей мольбой карабкались вверх исстрадавшиеся, измученные люди и со слезами радости разбегались по райским кущам.

С каждым спасённым Богородица подымала вверх свои прекрасные руки и молила:

«Господь Мой и Бог! Ты всё видишь, слышишь и знаешь. По неизреченному милосердию Твоему прости Мне, что нарушаю Я мудрые порядки Твоего пресветлого рая. Но жила Я на земле, и Сама Я мать. Так могу ли Я отказать матери, умоляющей за своего сына? И не Я ли мать всех слабых, страждущих людей? Отпусти грех Мой!»

Положил тогда Господь Всемогущий Свою руку на плечо потрясённого апостола Петра и сказал: «Пойдем отсюда потихоньку. Нам с тобой здесь делать нечего».

Конец впечатляет, не правда ли? Вообще-то, то место, которое Бог оставляет – называется ад! Я не думаю, что святые ослушиваются Любящего и Мудрого Бога, да и не видится мне, читая Писания, что Бог может наслаждаться словно садист, кого-либо, не пуская в Царствие Божие. Ведь именно для этой цели Господь и пришел в Мир, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3.15).

Потому сама Мария была бы крайне нерада, если бы ее назначили на роль собственного Сына. Если бы вся слава Его, вдруг досталась бы ей. Не для этого она говорила Богу: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1.38). Не для этого родила в мир Того, Кто говорит о Себе: «Я есмь Путь и Истина и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14.6)

Мария точно не намеревалась быть «соискупительницей». Но, однако, и в молитвах к Господу она нам не отказывает.

Хорошо осознавать, что пред Престолом Божьим есть Та, Которую Сам Спаситель называет своею мамой. Хорошо, что однажды она появилась на свет. Помните, незначительных людей не бывает, просто бывают люди, которые ведут незначительную, бесцельную жизнь.

Богородица Дева, укрепи нас молитвами твоими! Господь, Отец Небесный огради нас от такой судьбы! Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *