Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на День св. Варфоломея (2019)

Библейский текст: Лк. 22:24–30

24 Был же и спор между апостолами Христовыми, кто из них должен почитаться большим.
25 Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются,
26 а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий.
27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.
28 Но вы пребыли со Мною в напастях Моих,
29 и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство,
30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых.

Проповедь:

Дорогие братья и сестры. Сегодня Евангелие предлагает нам историю спора о старшинстве среди апостолов Христовых. Кто значимее, важнее? Этот спор, как мы знаем, был популярен не только при жизни Господа, но он продолжается и сегодня. Кто из христианских церквей важнее, древнее, правильнее…

А ведь Св. Лука повествует, что разговор этот случился сразу же после того, как Господь омыл своим ученикам ноги и установил Спасительное Таинство, в Котором даровал Самого Себя. Тем самым Иисус указал на то, что задача Апостолов, это смиренное служение.

Тот, кто с любовью служит другим на самом деле не умаляет своего собственного достоинства, а наоборот, обретает СМЫСЛ его. Ведь Иисус вовсе не отрекся от своего положения Учителя и Господа, снизойдя до служения своим ученикам. Наоборот, в этом служении Он показал, что каждый должен служить другим, раз Он Сам это делает.

В Господе стремление к первенству означает только одно – чем ты важнее, тем больше служишь.

«Он же сказал им (апостолам): цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий».

(Лк. 22.25-26).

Но понимали ли ученики то, что Иисус им показал? У другого евангелиста – Иоанна, мы читаем:

«Подходит Иисус к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову».

(Ин.13.6-9)

Итак, мы видим, что никто, даже самый старший из апостолов по возрасту – Петр, не понимал того, что Иисус делал. И возраст здесь ничего не меняет. Именно поэтому и возникает между апостолами сразу же после горячая перепалка на тему того, кто и какой пост займет в Царствии Божием.

Печально, но факт. Не меняет здесь ничего не только возраст, но и время. Как тогда, так и сегодня люди думают, что, заняв какой-либо пост в Церкви, станут несколько ближе к Богу. Причем люди забывают самое главное – они уже с Господом, ибо крещены во имя Его.

Очень хорошо об этом писал реформатор нашей Церкви Мартин Лютер: «Я никогда не мог утешиться моим крещением, но всегда думал: о, когда же наконец я стану праведным и завоюю милосердие Божье? Этими мыслями я был подвигнут в монашество и распинал себя постами, стужей и строгой жизнью. И все-таки, — я ничего не добился».

Поверьте, не место в Церкви делает человека ближе к Богу, а Господня Воля. Неважно кто ты в Церкви, важно, что ты в Ней самой, а значит с Господом.

Ну а раз так, тогда это значит только одно – на нас возлагается особая ответственность Евангельского служения миру. Самым разным образом, кому как это дано свыше, но всегда служения. И родители, читающие с детьми утром и вечером молитву из Краткого Катехизиса, уже служат. Правда служение вовсе не означает, что Церковь должна искать пути для того, чтобы стать «приятной», «притягательной» для грешников. Хотя именно так о ней порой думают некоторые люди.

Вот совсем свежие новости из Англии. — Англиканский собор в британском Норвиче установил в своем нефе аттракцион helter-skelter, чтобы попытаться привлечь людей в церковь.

Джонатан Мейрик (Johnathan Meyrick), англиканский епископ Линна, во время литургии произнес проповедь, стоя у подножия этого спорного сооружения в соборе.

«Бог — это туристический аттракцион», — сказал он в своей проповеди, утверждая, что Бог будет «наслаждаться» радостью, которую он приносил посетителям устроенного в соборе развлечения.

«Бог хочет быть привлекательным» для людей, — продолжил иерарх, «чтобы мы могли наслаждаться собой, друг другом и миром вокруг нас и этим славным помощником» (то есть хелтер-скелтером). «Наслаждаться собой — это хорошо, и Бог будет наслаждаться этим с нами и всеми теми людьми, которые находят здесь веселье, радость и смех».

По словам епископа, за то время, когда хелтер-скелтер был установлен в соборе, более 20 000 человек пришли посетить этот храм с почти тысячелетней историей. Приблизительно 10 000 человек проехали с горки высотой 50 футов.

На самом деле истинное положение вещей таково, что Церковь исторически никогда не была привлекательна с точки зрения светских развлечений вроде спортивных состязаний, театра или танцев. Это место Божественного Чуда, Небесной Тайны, в Ней нет места для нарциссического наслаждения, самоупивания своим собственным величием, красотой, значимостью, своей карьерой или успехом. Скорее наоборот, начиная с Господа, в Ней масса примеров жертвенности, самоотречения ради ближних и, даже мученичества.

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы с вами отмечаем день святого Варфоломея. Впервые этот святой апостол упоминается в Евангелии от Иоанна в синодальном переводе под именем Нафанаила, это одно и то же имя, по-разному звучащее на разных языках: Варфоломей (арам. בר תולמי, греч. Βαρθολομαίος, лат. Bartholomæus):

«Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя».

(Ин.47-48)

Из предания мы знаем об этом святом, что он умер крайне мученической смертью в Армении. Тут он проповедовал и изгонял бесов. Ему довелось исцелить дочь царя Полимия. После сего факта и сам царь, и дочь его, и практически весь двор приняли крещение и стали истинными христианами.

Однако это не понравилось языческим жрецам, которые утратили свою власть и титулы. Брат армянского царя Астиаг, послушавшись их наветов, приказал схватить святого апостола в городе Альбане (нынешний Баку). Варфоломея распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, сняли кожу, а затем обезглавили.

Понимал ли Варфоломей (Нафанаил), что его ждет, когда шел на Евангельскую проповедь? Думаю да, он осознавал риски. И все же он видел, — Господь оставил ясный пример собственного служения вплоть до Креста: «кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий». Служащий не банальным, временным «helter-skelter», а живой, вечной проповедью Божьей Любви и Жертвы.

Нужно сказать, что и после смерти апостола судьба его останков была непростой. Через много лет после смерти Варфоломея Армения вновь переживала расцвет язычества и идолопоклонства — и оловянная рака с мощами была выброшена в море, однако она не утонула, а уплыла к острову Липару, где епископ Агафон нашёл тело апостола. Случилось чудо, епископ и множество взрослых мужчин не могли вытащить его из воды. Тогда Агафон послал за детьми. Они с легкостью вынесли тело на сушу.

С 410 года мощи святого Варфоломея переносили с места на место, защищая их от арабов до тех пор, пока в 838 году они дошли до Беневенто в Италии. В настоящее время мощи находятся под верхней частью главного алтаря тамошнего собора святого Варфоломея, часть которых в Х веке была перенесена в Рим. Тут в честь апостола был построен собор святого Варфоломея (на Isola Tibertina), где и сегодня хранится некоторая часть мощей. Одну его руку в XI веке жена короля Канута, королева Эмма, передала в Кентербери.

Вот так оно и происходит в Церкви, быть ее частью, это значит служить до последнего, даже плоть святых после их смерти, становится здесь символом Евангельского Света Христова: «Я посреди вас, как служащий»!

Но стоит ли дорожить подобными реликвиями как мощи святых? Может это как-то не «по-лютерански»? Во время Великого поста 1518 г. Лютер произнес проповедь, в которой ясно указывает, что реликвиями «хорошо и справедливо» дорожить, но не поклоняться им:

«…нам следует искать реликвий внутренних, а не внешних. Однако кости святых нужно помещать в серебряные ларцы: это хорошо и справедливо. Многие вещи, такие как изображения и другие предметы, следует допустить ради младенцев, хотя поклонение им следует запретить остальным людям. Те, кто далеко зашёл [по пути своего земного паломничества], должны мало ценить подобные вещи, обращая взоры к небу, ибо Христос может привести к их порогу нечто лучшее, чем вещи, которые можно найти в этом мире»

А в «Четырнадцати утешениях» написанных для Курфюрста Фридриха Саксонского (1519– 1520 г.) он пишет:

«Итак, если ты целуешь, любишь и заключаешь в объятия как нечто сладчайшее святые реликвии: например, одеяние Христа, сосуды, чаши и всевозможные вещи, которых Он касался или которыми пользовался, то почему не испытываешь ты ещё большей любви, не обнимаешь и не лобзаешь кары, бедствия этого мира, бесчестье и смерть? Ведь их Христос не просто освятил своим прикосновением, но оросил и освятил своей чистейшей кровью, и даже облёк волей Своего сердца и Своей требовательнейшей любовью? Более того, предлагаемое тебе обладает куда большими достоинствами, ценностью и благодатью, нежели другие реликвии, ибо через духовные святыни тебе даруется победа над смертью, адом и всеми грехами, тогда как через обычные реликвии – ничего».

Итак, мы видим, в реликвиях важна прежде всего память, символ, что напоминает нам о событиях, в которых через христиан проявляется Сам Господь. Тут не может быть места сожалению по собственной судьбе. Церковь, в лице своих святых принимает от Бога жизнь таковой какая есть, даже с опасностью быть в этом мире христианином. И это правильно, ведь Жизнь и есть то, что важнее любых реликвий, которые, служат нам указателем к Ней, и не более.

Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *