Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на 5-е Воскресенье после Троицы (День св. Марии-Магдалины)

Библейский текст: Лк.14.25-33

25 С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им:
26 если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;
27 и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником.
28 Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее,
29 дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним,
30 говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?
31 Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?
32 Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире.
33 Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.

Проповедь:

Просто ли быть учеником Христовым?

Господь говорит: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником».

Часто, когда мы читаем отдельные отрывки из Библии, мы можем прийти к выводу совершенно отличному от того, что Святой Дух, истинный автор Божьего Слова желал бы донести до нас. Вот и в этом отрывке, если рассмотреть его отдельно, в отрыве от остальной части Божьего Слова заложена мысль о том, что якобы только абсолютно нищий человек имеет право на Рай. Тогда, пожалуй, самые близкие к Богу люди, это бездомные, что не обладают никакой собственностью и ночуют под мостом.

Но стоп! Давайте посмотрим, что предшествовало этой фразе Господа? Вначале нашего Евангельского текста Господь, обращаясь к идущим за Ним людям, говорит не менее жесткую фразу: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником.»

И продолжает: «кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним.»

Итак, если соединить воедино сказанное, получается, что важен не столько отказ от собственности, или родных и близких, сколько обретение Истинной ценности в жизни. Именно ради нее, нужно быть готовым к тому, чтобы принять главное, не перепутать его со второстепенным, пусть даже и очень дорогим. Строитель, высчитывая издержки, понимает ради чего они приносятся. Также и в духовном плане, не бедность является самоцелью, и не отказ от семьи или родных, цель жизни Христианина – это Господь. Именно с Ним все остальное обретает истинную ценность.

Группа выпускников богословского университета зашли в гости к отцу ректору. Во время визита, разговор зашёл о жизни и служении: выпускники жаловались на многочисленные трудности и сложности церковного служения в современном мире, где Церковь часто подвергается нападкам, и где так сложно сохранить Ее престиж.

Предложив своим гостям кофе, отец ректор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие. Никто вначале не обратил на это особого внимания, но когда выпускники разобрали чашки, отец сказал:

— Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешёвые остались. И это даже несмотря на то, что многие из вас похвально предложили лучшие чашки своим приятелям, однако, все равно, самые простые остались на подносе.

Это нормально для каждого человека — хотеть лучшее для себя, и своих близких, однако, прошу заметить, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда, тем самым, она лишь скрывает то, что мы пьём. В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки.

А теперь подумайте: Господь, Его Любовь как Источник настоящей Жизни, — это кофе, а все остальное в ней – семья, работа, деньги, или положение Церкви в обществе, — это чашки. Если нет главного, Источника, инструменты ради Которого они существуют, как бы ни были они красивы или дороги, теряют главное, – собственную суть. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.

Только тогда ваше служение будет успешным, – продолжил отец ректор, когда вы научитесь видеть Господа в том, что у вас есть.

Дорогие братья и сестры, сегодня по нашему Церковному календарю отмечается день св. Марии Магдалины. Первое, что приходит на ум людям при упоминании ее имени – это грешница, которую однажды простил Господь. Но давайте узнаем о ней поближе, что нам известно? Кто она, и как может быть связана с темой нашего сегодняшнего Воскресенья?

В Библии есть несколько эпизодов о ней. Традиция прежде всего связывает ее с блудницей, которая в молодости была одержима демонами и вела распутную жизнь. Ее исцелил Иисус, изгнав из нее семь бесов (Мк.16.6-9 и Лк. 8.2), а затем спас от избиения камнями (Ин.8.2-11). Также упоминается, что в знак благодарности, когда Иисус обедал у Симона фарисея, она припала к его ногам и стала миром смазывать его ноги, омывать их слезами и вытирать роскошными прядями своих волос. (Лук. 7:37-38)

Кроме того, о ней известно, что она была сестрой Марфы и Лазаря, которые принимали Иисуса в своем доме в Вифании (Ин. 12:1-8). И еще известно, что она была на Голгофе при распятии Господа (Мф. 27:56), была свидетельницей его погребения (Мф. 27:61), и одной из жен-мироносиц, что первыми посетили пустой гроб Воскресшего (Мф. 28:1; Мк. 16:1-8).

Ее жизнь до встречи с Господом была лишена истинного смысла. Она не жила, существовала. Это не значит, что жила бедно, однако род ее деятельности включал в себя самую «древнюю профессию» как говорят. Она зарабатывала на жизнь проституцией, а потому вопросы смысла бытия не были в сфере тогдашних ее приоритетов. Можно сказать, что у нее была чашка – жизнь, но она была пуста, в ней не было ароматного кофейного напитка Божьей Любви и Милости.

Но вот пришел Он, Господь, вначале Он изгоняет бесов, затем прощает. Марии Магдалине понадобилась не одна встреча с Ним, прежде чем Его слова – «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин 8:3-11), стали для нее не просто живым примером Благой Вести, но частью ее самой. Бог не осуждает грешника, но не приемлет грех! Отныне она прощена. В ее жизни появилась цель – стать примером святой жизни в Господе. Не деяния жизни, что были до этого просто отвратительны, но постоянство Благодати Божией изменили ее.

После того, как Мария узрела пустой гроб Воскресшего, она продолжила исполнение того повеления, что получила вместе с другими мироносицами от Ангела Господня: «идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам» (Мк.16:6,7). Так она стала «равноапостольной», – помогала апостолам нести миру Благую Весть.

Изначально местом ее подвига стал Рим – столица тогдашней мировой цивилизации. Везде, где бы ни звучало ее слово, она повторяла одну и ту же фразу: «Я видела Господа! Он воскрес!». Молва о необычной женщине, которая проповедовала на городских форумах, дошла в конечном итоге до императорского дворца. Правитель Тиберий решил лично послушать, о чем рассказывает Магдалина. Они встретились в присутствии многих вельмож, ученых и философов. Сначала беседа шла в дружеской атмосфере – императору понравилось учение, которое несли с собою христиане. Но стоило лишь Марии дойти до вести о Воскресении, лицо императора исказилось насмешкой, и он сухо отчеканил, указывая на яйцо, которое по обычаю принесла Мария во дворец в качестве подарка:

– Скорее, это яйцо станет красным, чем мертвые оживут!

Мария с грустью помолчала, потом спокойно протянула Тиберию свой скромный дар:

– Христос воскрес! Я сама видела Его живым!

Император все еще улыбался, принимая из рук мироносицы белое яйцо. Но через мгновение лицо правителя застыло в удивлении, и он словно онемел. В его руках, переливаясь пурпурными оттенками, лежало то же яйцо, поменявшее своей цвет с белого на красный. Еще спустя мгновение весь тронный зал наполнился изумленными возгласами «Чудо! Чудо!». Император, пересиливая охватившее его оцепенение, произнес:

– Воистину Он воскрес!

После Рима ее дальнейшая история, согласно «Золотой легенде» Якова Ворагинского, продолжается с того времени, когда был убит Стефан. В этом же году Петр «препоручил» Марию Магдалину блаж. Максимину, и она вместе с ним, с другими христианами, а также со своим братом Лазарем и сестрой Марфой была посажена язычниками на корабль. Язычники отправили их в море без кормчего, но по божественной воле христиане невредимыми прибыли в Массилию (совр. Марсель). Здесь Мария Магдалина проповедует и пытается обратить в христианскую веру правителя и его супругу. Супружеская чета бездетна, и в доказательство веры они требуют у Марии Магдалины, чтобы она вымолила им сына у своего Бога. Господь услышал ее молитвы, и матрона забеременела.

Через некоторое время Мария Магдалина удалилась в безлюдное место, где тридцать лет оплакивала свою грешную жизнь. Она прямо исполнила слова Господа: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником». Ей воистину уже ничего не было нужно, ведь она обрела главное в жизни – Милосердие Божие. Одежда на ней истлела от времени и сырости, а наготу прикрывали длинные волосы, доходившие до пят. Питали подвижницу ангелы, которые каждую ночь возносили ее на небо, где она получала подкрепление и могла (своими) телесными ушами (corporeis auribus) слышать славословия, возносимые Богу ангельскими хорами. Свидетелем этому становится некий священник, поселившийся неподалеку. Он знакомится с Марией Магдалиной, которая говорит ему о своей скорой кончине и поручает сообщить об этом блаж. Максимину. Встретившись с блаж. Максимином и приняв от него последнее причастие, она умирает. Максимин же и хоронит святую.

Мощи Марии в эпоху раннего Средневековья несколько раз переходили из одних рук в другие, пока, наконец, не обрели покой в Риме – в базилике Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме. Небольшие частицы мощей также хранятся во многих местах христианского мира.

Святая мироносица, равноапостольная Мария Магдалина! Ты, что обрела бесценный Дар Божьего Прощения, моли Бога, дабы и нас достигла Святая, Милосердная Благодать Христова, дарующая истинный смысл нашему человеческому бытию, преображением грешных сердец в благоуханный Храм Духа Святого. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *