Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на 4-е Воскресенье после Троицы (2019)

Библейский текст: Ин 8:3–11

3 Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди,
4 сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;
5 а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
6 Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
7 Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
8 И опять, наклонившись низко, писал на земле.
9 Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
10 Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
11 Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

Проповедь:

Дорогие Братья и Сестры,

Сегодня я не начну сразу с разбора библейского отрывка из Евангелия от Иоанна, который мы с вами читали.

Расскажу вначале историю. Как-то один человек задумался над своей жизнью. Полная неудовлетворенность ею захлестнула его сознание.

Духовность? – ее уже давно нет. Да, когда — то он ходил в церковь, но это было давно, еще до смерти его родителей. Теперь все по-другому.

Но иногда ведь душу посещает нечто Высокое, рождается вдруг какое-то неясное, новое желание чего-то доброго, нежного, теплоты и понимания. Отчего так? Человек вспомнил что такое он уже встречал когда-то, в церкви. Он имел все это, но как это было давно…

И вот он решил пойти. Сколько раз он порывался развернуться обратно, но духовная жажда брала свое.

Приближаясь к церкви, он увидел людей. Воспоминания о его первом приходе сюда нахлынули на него. Как встретили его эти приятные люди, как приветствовали его, как пригласили войти. Вид их придал ему смелости.

Он приблизился.

– Ну здравствуй. Давно тебя не было. Ты почему пропал? Мы много слышали о твоих «подвигах». Но все равно проходи, хотя одеться мог бы получше, так чтобы скрыть эту художественную галерею на руках, да и серьгу из уха неплохо бы вынуть, не на дискотеку пришел.

Ошеломленный, не найдя достаточно слов для ответа, он с твердым комом в горле, развернулся и пошел прочь. В этот момент, для этого человека пропала доброта, надежда, церковь, Бог.

Дорогие друзья, хочется спросить, что мы по-настоящему испытываем при виде людей в церкви? Все ли нам комфортны тут? Может кто-то, кого мы здесь можем встретить на самом деле не соответствует не только нашим личным представлениям о нормах правильного, морального поведения, но и нормам мирского общества?

Скажите, какие чувства вас посещают при встрече с алкоголиками, наркоманами, проститутками или, к примеру, если мы знаем, что перед нами какие-нибудь «радужные»?

Не думаю, что это приятно. По-человечески трудно принять то, что откровенно раздражает, особенно, когда знаешь, все это пример низости и греха! В голове крутится – а зачем нужно принимать грех? Разве этого хочет Бог?

Конечно нет, Бог не приемлет греха, но зато Он никогда не устанет принимать грешника!

И слава Богу, что это так. Если бы Бог не любил людей, если бы не проявлял к человечеству своего Милосердия, наш род бы давно закончился на следующих строках из Библии:

И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. (Бытие гл. 6 ст. 5-7)

Как-то один, хорошо знакомый мне человечек пустился в рассуждения по поводу того, какие нехорошие иногда бывают люди. Они, такие рассекие делают и то, и се, да как они смеют…

Я тогда терпеливо выслушал этот поток внутренних обид и сказал – а ты знаешь, а ведь и ради них Господь взошел на Крест. Он и их любит! Часто кстати, мне самому приходится напоминать себе эти слова. Так какова вы думаете была реакция?

Не поверите, но мне ответили – а я не Бог, Он пусть любит, а у меня нет столько сил.

Ну что же, если мы не умеем любить как наш Господь, как тогда мы можем называться Его учениками? Как тогда быть со словами святой молитвы, которую мы с вами читаем на каждом богослужении: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим»? Если в нас нет желания простить, может пришло время вспомнить теперь сегодняшнее Евангелие?

К Господу привели грешницу: «Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?»

Это был не простой вопрос, это была ловушка. Книжники и фарисеи пытались опозорить Иисуса, сделать так, чтобы Он не нашелся что ответить, это дало бы им прекрасную возможность судить Господа. Тут все было непросто.

Если бы Иисус сказал, что грешницу нужно побить камнями, тогда Он призвал бы тем самым людей к нарушению римского законодательства. Иудея была под властью римлян, и только в их власти было основное право на применение насилия.

А вот если бы Господь сказал, что грешницу нужно отпустить, тогда Он, тем самым, нарушил бы Моисеев Закон. Но вот интересно, что говорится в этом Законе о побитии прелюбодейницы камнями?

Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих: и мужчину, лежавшего с женщиною, и женщину; и так истреби зло от Израиля.

Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя. (Втор. 22.22-24)

Вы внимательно слышали? Предать смерти следовало не только прелюбодейницу, но и того, кто был с нею. Получается, что обвинители как-то однобоко подошли к исполнению этого закона. Пред Иисусом предстала грешница, но куда-то подевались те, кто с ней грешил. Так часто бывает, в пылу обвинения других, людям свойственно забывать о собственных недостатках. Но вот Господь в этом случае обязательно не преминет напомнить нам о них: «кто из вас без греха, первый брось на нее камень».

Вы хотите «справедливости»? Вы жаждите смерти грешника? Что же, будьте осторожны, этот бумеранг обязательно достанет и вас.

Поверьте, правильнее все же брать пример с Господа, что осуждает не человека, но грех: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь НЕ ГРЕШИ». Нам это тяжело? Не уверены, что получится? Что же, ищите силы в Нем, идите сюда, к Алтарю Божию, просите прощения за свои грехи, ведь «каждый из нас за себя даст отчет Богу».

Не зря призывает нас апостол Павел: «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну». (Рим.14.13)

Дорогие братья и сестры, сегодня не простой день, Церковь накануне, 13 июля отмечала день св. Маргариты Антиохийской. Эта святая известна тем, что ее личность придавала сил искать справедливость людям, остро чувствующим в ней нужду. С молитвой к Маргарите на устах рыцари отправлялись в поход на защиту христианских святынь Святой Земли, ее образ утешал Жанну Д’Арк придавая ей сил в борьбе против иноземных захватчиков. Кто эта святая? Как она может быть связана с тем, о чем мы только что говорили?

Согласно «Золотой легенде» Маргарита родилась в Антиохии (в Писидии, Малая Азия) приблизительно в 292 г., в семье языческого жреца Эдессия. Мать девочки вскоре умерла, и отец отдал младенца на воспитание кормилице, которая жила в 15–20 километрах от города. Здесь, в сельской местности Маргарита воспитывалась и взрослела. Девочка была скромна и благочестива.

Ей исполнилось двенадцать лет, когда начались жестокие гонения на христиан императора Диоклетиана. Тогда (303–305 года) император приказал разрушать церкви, сжигать христианские книги, лишил христиан всяческих гражданских прав: должностей, права голоса в публичных собраниях и даже права обращаться за справедливым судом.

Вскоре христиан стали арестовывать, заключать в тюрьмы и требовать поклоняться идолам. За отказом подчиниться воле правителя следовали пытки и казнь христиан. Как мы знаем, это были жестокие времена.

Многие христиане скрывались от преследований: кто в лесах, кто в дальних селениях, но даже там они делились Словом Божиим. Так Маргарита впервые услышала об Иисусе Христе. Крещения она не сподобилась, ибо узнала о Христовой вере не от священников. С той поры она стала терпеливо ждать Святого Таинства. Поделившись этим своим желанием стать христианкой с отцом, она сильно возмутила его. Он отрекся от нее, сказав, что больше своей дочерью не считает.

И Маргарита как простая пастушка стала стеречь его овец. Как-то раз в поле девушку увидел Олимврий, префект (наместник восточных областей Римской империи). Он тогда объезжал подчиненные ему территории для розыска и ареста христиан. Пятнадцатилетняя Маргарита была так юна и прекрасна, что епарх задержался, чтобы познакомиться с ней. Она настолько понравилась ему, что он даже решил на ней жениться. Не смутило его и то, что девушка объявила себя христианкой. Олимврий был уверен, что знает, как справиться с этим препятствием.

Он арестовал девушку и под конвоем привел в Антиохию, где передал суду. На судилище епарх уговаривал Маргариту принести жертву языческим богам и не только обещал щедрое вознаграждение, но и публично предложил ей стать его женой.

Но девушка в ответ лишь молилась и просила у Бога дать ей крепости и мужества быть крепкой в вере. А Олимврию она вновь заявила, что верит во Христа и иного жениха не желает. Тогда начались ее длительные мучения.

Маргариту по приказу епарха долго секли плетями, прибили гвоздями к доске и раздирали тело трезубцами. На ночь девушку бросили в темницу. Маргарита не только терпеливо сносила мучения, но и непрестанно молилась. Под покровом ночи ей было видение, в темнице появился сатана в облике змея. Ей привиделось, что он поглотил ее, как некогда кит Иону. В руках у девушки было распятие, и потому чрево дьявольского дракона разодралось, выпустив ее наружу невредимой. Выйдя из тела змея, она получила исцеление от ран.

Когда утром ее привели к Олимврию, она была совершенно здорова без следов пыток. Кто-то, видя, что на теле Маргариты не осталось ран, уверовал во Христа, кто-то счел это колдовством. Епарх же вновь убеждал девушку принести жертвы идолам. Именно они, по его мнению, исцелили ее.

Но Маргарита в ответ продолжала славить Бога. Ее жгли огнем, а она возносила Богу молитвы. Слыша слова девушки, епарх приказал утопить ее в бочке. Когда палачи приступили к этому, земля затряслась, веревки, сковывавшие ее руки, спали, и Маргарита не только не утонула, но вышла вновь исцеленной, теперь без следов ожогов. Еще большее число тех, кто видел это, уверовали во Христа и тут же стали славить Его.

Растерянный от произошедшего, разъяренный собственным бессилием Олимврий приказал сечь мечами всех, кто только упоминает Христа. Тогда погибло много людей. Палач отрубил голову и святой Маргарите, которая сама подставила ее под острый меч. Так святая, подобно Вифлеемским младенцам, крестилась Мученичеством за Веру Христову.

Мы не знаем, что из этих, дошедших до нас чудес из жизни святой правда, но традиция передала нам главное — пример истинной, не фарисейской жажды Справедливости. Несмотря ни на что, стоять до конца в Истине Христовой веры, не друг друга судя, а о том, как бы не подать другому случая к преткновению, или соблазну ее, утраты. Не дай Бог, аминь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *