Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на День посещения Девой Марией св. Елизаветы

Библейский текст: Лк.1:39-56

39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,
42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!
43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.
45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
50 и милость Его в роды родов к боящимся Его;
51 явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;
52 низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;
53 алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;
54 воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,
55 как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.
56 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

Проповедь:

Дорогие друзья,

Сегодняшний день это особый праздник, хотя с виду это и незаметно. Ну, пришла одна женщина к другой, и что?

— А то, что главными все же героями этого события – Посещения Девой Марией Елизаветы, являются вовсе не женщины, а те, кого они носят во чреве – их благословенные дети, один из которых Великий Пророк, а второй Сам Господь.

Мы читаем, что «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа».

Любопытное свидетельство, не правда ли? Иоанн Креститель, будучи еще малышом, уже свидетельствует об Иисусе. А что есть свидетельство о Господе? Что Оно производит в человеке? Кого дарует? – Духа Святого.

У апостола Павла в послании к Римлянам сказано: «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10.17)

Так мы видим, насколько важна проповедь Божьего Слова, именно она меняет человека, его жизнь, его приоритеты.

Вот, только что Елизавета была занята тем, что собиралась поделиться с Марией своей радостью о полученном ею долгожданном ребенке и вдруг все ее внимание переключается на другого малыша и ее Мать. Мы слышим из ее уст хвалу Матери Бога Живого: «блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».

Интересны здесь два обстоятельства:

1. То, что Елизавета исповедует Бога во плоти:

«И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?…»

2. И то, что ее младенец, Иоанн Креститель, будучи еще в утробе, хотя и не в состоянии свидетельствовать о Господе устами, однако он делает это просто знаком. Его шевеление вдруг оказывается и не совсем простым:

«Взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа».

Нам, находящимся в стороне, непонятно, что и как ощущают беременные мамы, но они точно знают, что происходит с их малышом, резвится ли он, или горюет, а может, затаился оттого, что просто отдыхает… Чего бы там ни было, однако связь матери и ребенка воистину крепка.

Вот и с Елизаветой происходит нечто, заставляющее ее понять, Кто пред ней. Так мы видим, что свидетельство Слова Божьего кроется не только в складывании букв в слова, но и в делах, знаках, во всей нашей с вами христианской жизни, наконец.

Не просто так Церковь хранит благочестивые обряды и традиции. Они, настраивают и напоминают нам о Благой Вести Миру, они говорят нам о Христе.

Церковь всегда была литургична. Литургия Церкви это ее жизнь. Именно в ней народ Божий готовится и обретает спасительные Таинства, именно ей живет.

Да, жизнь это всегда прекрасно и, наверное, не просто так Мария в ответ на слова Елизаветы, в свою очередь произносит величественный гимн — Магнификат, слова которого звучат и сегодня в литургических текстах по всему миру.

«Величит душа Моя Господа…
(и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
и милость Его в роды родов к боящимся Его;
явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;
низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;
алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;
воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,
как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века).
В этом гимне акцент на самом деле не на Марии – он на Боге. В этом и есть слава Марии, в ее величайшем смирении — возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
что призрел Он на смирение Рабы Своей…»

Свидетельство одного младенца о другом, Небесном, производит ряд последовательностей, прославляющих в итоге Величие Божие.

Здесь ясно видно, что без вмешательства извне этого не могло произойти. Дамы бы просто встретились, попили бы чаю, посплетничали бы немного, может, похозяйствовали и разошлись бы каждая в свой дом. Их души бы не затронул глубинный смысл происходящего, но Свидетельство о Господе все меняет, ибо оно от Любви и о Любви Бога к человеку – «возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей…»

Однажды, где-то в заснеженных просторах северных скандинавских стран, пожилой священник и прихожанин прогуливались по берегу реки.

— Отче, почему люди не понимают друг друга? — спросил молодой прихожанин. — Люди стараются общаться, читают книги, которые повествуют о взаимопонимании, и все равно натыкаются на невидимую стену. Почему так? Неужели нельзя этому научить?

— Пойдем со мной, сказал священник, и пошел по льду на середину реки. — Посмотри вниз. Ты видишь здесь что-то?

— Нет. Как я могу увидеть что-то сквозь лед?

— Там, подо льдом целый мир, неведомый тебе. Растопи лед, и он станет водой, дающей жизнь неисчерпаемому новому миру. Но пролей сюда воду, и она замерзнет, увеличив царство льда. Тот лед, о котором ты говоришь, можно растопить исключительно Благой Вестью Божьей Любви. А пустые слова без Нее, лишь только усилят этот ледовый покров.

Ну что же, пусть Божие Слово, дарованное нам Тем, чья «милость в роды родов к боящимся Его», никогда не затихает в нас, порождая внутри живительный жар истинной Любви от Бога, и Новую, Вечную Жизнь. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *