Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Пальмовое (Вербное) воскресенье

Библейский текст: Ин.17.1-8

1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,
2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.
3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.
4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.
5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.
6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.
7 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,
8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

Проповедь:

«После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя». Это после каких слов? Что не вошло к нам сегодня в Библейский текст?

Предыдущая глава 16 от Иоанна оканчивается так: «Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.»

Господь предчувствует, что время, отпущенное Ему Отцом Небесным здесь, на земле, подходит к концу. И Он призывает своих учеников к мужеству, хотя и знает, что в ближайшее время их охватит страх и они разбегаться каждый в свою сторону. И вот, после сего призыва Иисус обращает свой взор и речь к Небу: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя.»

В этом диалоге со своим Отцом Он говорит о своих учениках что они получили Божие Слово и, несмотря на слабости и недостатки, сохранили Его: «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.»

Первосвященническая молитва Иисуса Христа — это очень особое место в Евангелии от Иоанна. Она посвящена ученикам, а точнее тому, что Иисус соделал с ними. Ученики были основной целью Его служения, он даровал им особое поручение, — именно они должны были стать камнями фундамента Его Церкви, Образом Христа для верных. В них должно было отразится Спасительное Евангелие свет которого направлен в мир миллиардов людей на планете.

Ну что же, замечательно. Слово Божие отныне есть у людей. Однако даже в этом случае они все равно в час «Х» могут разбежаться кто куда. Но, если есть Слово, надолго ли?

Наше лютеранское богословие придерживается позиции о том, что любой христианин, к прискорбию своему, остается грешником даже поверив Богу. Но, все же, в отличие от остального грешного мира у нас христиан есть надежда. И в ней мы святы. У нас есть шанс, он в вере в то, что все наладится. То, чего непосильно грешнику, посильно Богу. Главное, держаться Его. Даже если бежишь, прими покаяние, – вернись!

Однако не все разделяют нашу надежду. Есть и те, кто считает, что благочестие христиан несовместимо с проявлениями греха. Не надеяться нужно, а прилагать долгий и упорный труд в духовном возрастании – говорят они.

Совсем недавно мне на телефон от одного моего знакомого пришло сообщение, это выдержка из высказываний известного в Православии иеромонаха Серафима Роуза. Серафим Роуз (в миру Ю́джин Дэ́ннис Ро́уз, англ. Eugene Dennis Rose; 12 августа 1934, Сан-Диего, Калифорния — 2 сентября 1982, Платина, Калифорния) — священнослужитель Русской православной церкви за рубежом, иеромонах; духовный писатель, автор многочисленных трудов, оказавших большое влияние на православную жизнь в Америке, вызвавших большой интерес в России. Вот это его высказывание:

«Новые поколения православных приспосабливают веру к своему низкому духовному уровню – таково, за редким исключением, “веяние” современности. Мы – христиане последних времен – далеки от нормальной благочестивой православной жизни.

Чтобы приблизиться к святым Отцам, нужно стремиться выйти из атмосферы мира сего, признав ее тем, что она есть. Кто стремится, в меру своих сил (даже на очень примитивном уровне) вести православную жизнь, — не должен идти в ногу со временем, должен быть чужим в атмосфере современных «религиозных» движений и дискуссий; должен сознательно стремиться вести жизнь, совершенно отличную от той, которая отражена почти во всех нынешних «православных» книгах и периодических изданиях.» (Серафим Роуз).

Беда многих христиан в том, что они думают не о том, как жить со Христом, как не потерять Его, а как достичь высоты духовного уровня в противостоянии с веком сим. Но однажды нужно все же перестать ставить телегу впереди лошади. Всему свое время и место. Если хранить верность Церкви Божией, хранимому Ей Божьему Слову и Таинствам, тогда и настоящая духовная высота однажды будет покорена.

В общем, когда я получил этот отрывок, я тяжело вздохнул и написал ответ: «Есть сектанты — амиши. Они уже воплотили это в жизнь — начиная с 19 века живут без электричества, техники и др. благ современной цивилизации. Не времени нужно страшиться, а потерять Христа!»

Кто такие Амиши? Амиши живут в 20 штатах США, их много в штате Висконсин, это десятки тысяч людей, что в ХХI веке предпочитают лошадь автомобилю и трактору, практически не пользуются электричеством и телефоном, минеральными удобрениями и другими достижениями цивилизации. Живут эти люди не только в глубинке, их самая большая община находится в штате Пенсильвания, всего в полутора часах езды от Филадельфии.

Амиши восприняли буквально вопрос духовного развития связав его с простым трудом и натуральным хозяйствованием, необлегченным цивилизацией. Все что натурально – от Бога, все что ненатурально, от машин, – грешно.

Так бывает, люди сами себе придумывают сложности и ограничения, чтобы затем героически преодолевать их. Многие думают, что в этой браваде и есть святость. Однако все что от человека, так и остается на его грешном уровне, даже если внешне это выглядит потрясающе.

В последнее время у нас в стране тоже многие увлекаются реконструкцией прошлой жизни. Даже на монетах в России вдруг, откуда ни возьмись, возникли атрибуты царской власти. С 2016 года Центробанк начал чеканить на аверсах монет Государственный герб России — двуглавого орла со всеми атрибутами и символами (корона, держава, скипетр, и т.п.) заимствованными из дореволюционного периода Российской Империи. В тех странах, где развитие общества пошло по пути свержения монархии, на деньгах — монетах и купюрах исчезали знаки ее власти. Там же где монархия не революционировала, а эволюционировала, заменившись конституционной, эти знаки, конечно, остались. И только в нашей стране похоже история сдает назад, упорно отказываясь делать выводы из ошибок прошлого. Это опасно, теперь наша бедная гордая двуглавая птица не может летать. Она вновь перегружена регалиями. Такое ощущение, что даже перья на крыльях растрепались под неподъемным весом.

Вот так выглядели монеты еще недавно:

А вот как выглядят теперь:

Коснулась любовь к прошлому и нашего кинематографа. Один за другим создаются шедевральные фильмы описывающие с некоторой ностальгией героические времена наших соотечественников. Я уж не говорю о фильмах посвященных Второй Мировой войне, этих всегда было предостаточно. Сегодня все большую популярность набирают фильмы из средневековой истории Руси. Например, «Александр. Невская битва» 2008 г. посвященная Александру Невскому, «Викинг» о князе Владимире и крещении Руси, сериал «София» о судьбе византийской принцессы Софии Палеолог, ставшей женой Иоанна Третьего – Великого князя Московского. Или, недавно прошедший по экранам другой сериал «Годунов», повествующий о смутном времени на Руси и событиям, предшествовавшим приходу на трон династии Романовых.

Все это показывается с особым размахом. Отечественное и древнее воспринимается как нечто правильное, безошибочное. Вот мнение опубликованное в газете «Экспресс» о фильме «Годунов»: «Если сравнивать личность безродного государя, какой ее описывали в исторических хрониках, с его образом в этом сериале, то становится понятно, что создатели фильма очень смягчили образ Годунова, сделали его более гуманным и менее хитрым. Оно и понятно, ведь в наше время миру нужны герои, тем более если речь идет о человеке, чья жизнь легла в основу художественного фильма.»

В наше время нужны герои? Но почему только в наше? И почему такие? Опричники, хитростью и коварством выбившиеся по трупам наверх к царской власти? Посему нужно нивелировать грязь прошлых поколений? Почему не сказать правды, — было светлое, но и темного тоже предостаточно. Почему не избрать путь Покаяния, путь Креста, а не Славы, коли Сам Господь указал нам этот путь?

Почему не выбрать себе другого Героя, о котором говорит апостол Павел:

Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Может все-таки нужно снять розовые очки? Ведь не все в мире «пин-ап», пьяно, празднично, приторно и ярко. Много кругом и серого, и печального. Уметь жить, значит смело смотреть правде в глаза, сознавая, что не все вокруг героично. И, ведь если подумать, только в этом случае, по-настоящему, можно понять всю ценность отдельных истинных поступков, истинного примера христианской святости, осознать, прочувствовать, что не от грешного человека подобное, что это дар Свыше, возносящий нас от нас же самих к высотам Настоящего Бытия.

Не бойтесь Покаяния дорогие братья и сестры, не бойтесь мира вас окружающего. Сам Сын Божий вошел в него и вознес Человека до Небес. Он здесь, с нами, до конца, до Победного Конца. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *