Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Пятое воскресенье Великого Поста (Iudica)

Библейский текст: Ин.11.47-53

47 Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит.
48 Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.
49 Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете,
50 и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.
51 Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ,
52 и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино.
53 С этого дня положили убить Его.

Проповедь:

Дорогие братья и сестры, наш евангельский отрывок опускает историю воскрешения Лазаря. Это одно из величайших чудес, сотворенных Господом. Иисус тем самым показывает, что в Его власти сама Жизнь. Т.е. Он и есть Иегова, (יהוה). Бог с этим именем — это Творец, дающий всему Своему творению становиться во всём таким, как Он задумал. На иврите имя Иисуса звучит как Йехошуа (יהושוע). Это имя состоит из двух корней — Йехо Бог יהו, и шуа שוע (спасение): יהו + שוע Оно может быть переведено как Бог Спаситель или Божье Спасение.

Мы видим, что часть имени Иисуса на иврите, это первая группа букв из Священной тетраграммы (יהוה) слова, которое никогда не произносилось благочестивым иудеем, ибо было слишком священным. Вместо него всегда произносили Адонай, Господь. Ведь слово это означает САМУ ЖИЗНЬ, САМО БЫТИЕ.

Итак, Иисус несет миру Жизнь. «Я и Отец — Одно», — так говорит Он о себе в Евангелии от Иоанна (10 гл. 30 стих). И примером этого как раз и явилось чудесное воскресение Лазаря, позднее и самого Господа. Могла ли смерть удержать Жизнь? Конечно нет.

Однако, для иудеев простой, бедный палестинский проповедник, коим виделся им Иисус, никак не мог обладать Силой, достойной только Творца. Сам этот факт являлся воплощенным богохульством с их точки зрения. Он никак не укладывался в привычные схемы теологии иудаизма.

И вот евангелие сегодня повествует нам не о воскресении Лазаря, а о реакции людей на это, и иные чудеса Иисуса. Многие, видя, «что сотворил Исус, уверовали в Него». Другие же пошли и сообщили кому и куда следует. Ну а те, как мы читаем — «с этого дня положили убить Его».

Иудейские церковные руководители вынуждены были признать, — популярность Господа росла с угрожающей быстротой. И это даже несмотря на то, что следование за Ним каралось вполне серьезно. Оно рассматривалось как еретическое учение. По этой причине первосвященники и фарисеи собирают Синедрион (Верховный Совет).

Если оставим Его так, передает нам евангелие их рассуждения, — то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом.

Церковное руководство боялось того, что последователи Иисуса бросятся исполнять пророчества о Мессии и провозгласят Его Царем. Ведь согласно традиционному учению о Мессии среди иудеев, которому, кстати, они же и учили, настоящий Мессия должен взойти на трон. А это могло привести только к одному – ухудшению хлипкого перемирия между властью местной и римскими оккупантами. Римляне моли устроить резню, потопив в крови и иудейскую церковь, и самих иудеев.

И вот вдруг среди выступающих раздается голос первосвященника Каиафы. Он призывает синедрион к решительным мерам. По его мнению, нужно как можно скорее ликвидировать этого странного проповедника. Чем меньше людей Он успеет прельстить своими чудесами, тем лучше. «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». Восклицает Каиафа.

Удивительно, но его слова, это не простые слова. Он даже не осознает, что только что произнес – как первосвященник, которому дарована Божья Благодать, Каиафа, даже рассуждая о Господе как о каком-то неодушевленном предмете, с точки зрения полезности или вреда, даже свершая грех против Самого Воплощенного Бога, он, движимый ненавистью и злобой, неожиданно изрекает глубочайшую истину. Пасхальная Жертва свершится ради спасения всех людей. Евангелист нам так объясняет его слова: «Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино».

Христу надлежало умереть за людей, но вовсе не ради одного народа, а для искупления всего человечества от греха, и проклятия смерти.

Каиафа, хотя был и хорошим политиком, и хорошим церковным руководителем, оставался грешным человеком, которому так и не удалось во Христе разглядеть истинного, а не надуманного Мессию, Царство Которого «не от мира сего» есть. Но даже в этом случае Бог исполнил в нем его предназначение. У Каиафы есть дар пророчества, он выносит смертный приговор одному Человеку, а в итоге провозглашает Благую Весть спасения для всех людей.

Так с нами священниками бывает, когда мы произносим Божие Слово, даже не осознавая иногда до конца сказанное, мы произносим Божью Истину. Слава Господу за это, что каковы ни были бы священники, служение их хранимо Богом. На земле всегда есть и будет Церковь Божия, что не зависит от человеческой праведности, но от Божьего установления.

Так мы можем быть уверены в том, что тот, кто придет в церковь Божию, никогда не уйдет из Нее обделенным. Грехи, если он захочет покаяния, будут отпущены ему Самим Богом, даже если и руками не совсем достойного священника. И Таинство Алтаря, причастие Божие будет дано нам согласно обетованию Христову, что было даровано всем священникам мира – «Сие есть тело Мое… сия есть Кровь моя… ешьте и пейте из нее все во оставление грехов, сие творите в Мое воспоминание».

В одном маленьком городе жил один священник. Грешил он не меньше остальных жителей города, и его никто не любил. Он был злобным и заносчивым. Беда еще была в том, что городок тот был настолько мал, что там был только один храм, и людям волей-неволей приходилось исповедоваться и причащаться у недостойного пастыря. Но они терпели его и тем спасали свои души. Ведь они знали, святость таинства не зависит от священника – таинство совершает Бог.

Но вот однажды этот священник грубо обошелся с одной девушкой, оказавшейся популярным видеоблогером на YouTube. Выбрали ее крестной мамой, да оказалось, что нужно самой конфирмацию пройти, молитвы да катехизис подучить, книжки церковные почитать. В общем, нашла коса на камень. И пошло, и поехало – да как можно во все это верить? Да разве можно доверять подобным людям? И какие таинства могут быть в такой церкви? Да и нужно ли все это?

Много было споров вокруг. Много людей перестало из-за всего этого ходить в приход, пока однажды один прихожанин не рассказал такую притчу:

Жил-был врач. Он изменял жене, выпивал, но был блестящим хирургом. Однажды ревностные, образованные, умные и очень думающие люди возопили: «Хватит это терпеть, хватит платить деньги этому блуднику и пьянице! Медицина! Что ты сделала со своей клятвой Гиппократу?» С тех пор они не ходят в больницу, обходя ее за километр. Теперь все лечатся у бесноватой колдуньи. Она старая, живет одна, не сквернословит и совершенно не пьет.

Дай Бог, чтобы всегда все же были только достойные священники, и никогда не приходилось бы людям делать неправильный выбор, уводящий и от Церкви, и от Спасителя, который и есть САМА ЖИЗНЬ. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *