Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Четвёртое воскресенье Великого Поста (Laetare)

Библейский текст: Ин.6.47-51

47 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.
48 Я есмь хлеб жизни.
49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.
51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

Проповедь:

Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами читали практически Евангелие о Евхаристии. Иисус говорит о себе ясно и понятно — Он есть хлеб жизни. Такой хлеб, от которого не умирают — «ядущий его не умрёт». С Господом жизнь всегда напитана смыслом, она всегда настоящая, а не подобие себя.

Однако, с момента воскресения Христова прошло уже более 2000 лет, но смерть все продолжает терроризировать человечество как физически, так и духовно. Как так? Да, наверное, оттого что люди не очень-то уж и сильно доверяют этому Хлебу с Небес.

Апостол Павел говорит: по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше. Что это значит — «страдания Христовы»? Это если вдуматься, умение воспринимать жизнь, все ее фокусы, перипетии, с доверием Христу, живущему в нас. Господь, посредством Таинства Причащения, делает нашу жизнь, также собственной, христианин проживает ее не один, она проходит у него с Господом.

И мы знаем, чем однажды уже окончились страдания Господни, — Воскресением, Победой над Смертью и страданиями. Не зря сегодняшнее, 4е Воскресенье Великого Поста носит латинское название LAETARE, от стиха 10го шестьдесят шестой главы Книги пророка Исайи, с латинского это значит — ВОЗВЕСЕЛИТЕСЬ: «ВОЗВЕСЕЛИТЕСЬ с Иерусалимом и радуйтесь о нём, все любящие его!».

Господь обещает нам победу и Воскресение. Было бы желание держаться Его.

Но, конечно, все мною сказанное выглядит наверное для кого-то просто красивыми словами — Слово Божие, Таинство, Господь, держаться… А ты попробуй подержись-ка, когда жизнь бьет ключом, причем все по голове и обязательно гаечным!

Легко говорить, непросто сделать. И все веселье какое-то ненатуральное получается, улыбки натянутые, словно личина. Так может, а ну его, личины эти? Зачем улыбаться, стараться создать праздник, если не празднуется?

Вы знаете, некоторое время назад, в конце 80-х, в нашей стране появились первые кооперативные видеосалоны. С перестройкой разрешили наконец показывать американские и не только, фильмы. Тогда в Москве, часто при кинотеатрах, первые предприниматели арендовали небольшое помещение и установив несколько кресел, видеомагнитофон и проектор, на небольшом экране знакомили советского зрителя с классикой американского кинематографа — «Звездные войны», «Полицейская академия», «Рокки», «Рэмбо», «Красная жара» и др.

Помню, как в этом последнем фильме «Красная жара» Арнольд Шварценеггер сыграл неулыбчивого советского милиционера, приехавшего в США дабы совместно с американским полицейским (Джеймс Белуши), поймать известного криминального авторитета из СССР. Кстати, авторитет тоже был неулыбчивым и крайне жестоким. А чего? Жизнь в Советской стране не сахар, она вовсе не «релакс» к которому призывает один из героев фильма, уча Шварценеггера воспринимать ее с радостью. Американцы хорошо подметили это — советский человек не улыбается, и потому, в ответ у советского милиционера выходит не улыбка, а лишь корявое подобие ее. В исполнении Шварцнеггера выглядит очень смешно, однако, это и печально. Многие думали, что улыбки, светящиеся на лицах у героев американских кинолент неестественные.

Так не бывает слышал я тогда от многих, все это внешний лоск на экран, на самом деле все у них там безобразно и коряво. Полные магазины на экране это только для богатых, которых явное меньшинство, а большинство живет как Элли из Канзаса (Волшебник Изумрудного Города) — в фургончике, и это в лучшем случае, многие просто на улице ночуют. А еще у них там «СПИД», и рок, и наркоманы, и геи всякие, и вообще они спят и видят, как бы нас завоевать. А вот мы потому и не улыбаемся, что трезво смотрим на мир, который из-за этих американцев, европейцев и НАТО, вовсе не располагает к безмятежности и веселью. Вон, ведь, верно говорится: «Смех без причины – признак дурачины», «Рот до ушей – хоть завязочки пришей».

И все же, также правильно заметил герой другого, отечественного фильма 1979 года, «Тот самый Мюнхгаузен» (Олег Янковский): «Умное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!»

Не сразу, но приходит время и с Божьей помощью люди осознают, что любая пропаганда как правило ничего не имеет общего с реальностью, потому она и пропаганда, чтобы заставить поверить в то, чего нет в действительности, или, если и есть, то искажено, гиперпреувеличено, ради какой-то особой цели тех, кто эту пропаганду осуществляет.

Хорошо, когда тебе уже много лет, и ты слышал разное, и уже не доверяешь всему сразу, как это бывает у молодых, хорошо, когда в тебе живет Господь, оберегающий от шелухи, грязи и помойки мира. Хорошо, когда знаешь, — не бывает «плохих американцев» или «европейцев», бывают лишь грешные люди, незастрахованные от шибок, один из которых ты сам, что нуждаются в Прощении и Милосердии Небес. Когда все это понимаешь, любая пропаганда никогда не будет иметь над тобой никакой власти. А это значит, что внутренняя жизнь наша будет свободна от чужого, навязанного мнения, чтобы ни происходило вокруг. Ведь Сам Бог питает ее: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек». Когда ты сыт здоровой пищей, тебе уже не нужно иного блюда.

Если вам тяжело, не пытайтесь создавать в вашей душе праздника, просто знайте, он уже наступил. У вас есть величайшая возможность прикоснуться Славы Господней каждое Воскресенье в вашей жизни, в Церкви Божией. Тут, у Алтаря Своего, «Бог всякого утешения, утешает нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» Так что улыбайтесь Господа!

В одной деревушке стоял дом, сделанный из тысячи зеркал. Однажды одна маленькая счастливая кошка решила его посетить. Она радостно вспорхнула по ступенькам дома и мягкой походкой заглянула внутрь. Кошка увидела еще тысячу таких же счастливых маленьких кошечек, которые смотрели на нее дружелюбно подняв хвост и приветливо подмигивая. Она улыбнулась, своей кошачьей улыбкой и ласково замурлыкала, зеркальные отражения тоже улыбнулись ей, а эхо так же тепло и дружелюбно затянуло кошачью мелодию покоя и уюта. Кошка восхищенно подумала: «Какое удивительное место, здесь мне все рады! Я буду чаще сюда приходить и наслаждаться общением и игрой!»

В той же деревушке жила другая кошка. К сожалению, она была несчастлива и всегда и во всем ожидала неприятностей. Она услышала про дом миролюбивых кошек и, в надежде обрести счастье, тоже решила его посетить. Ей так хотелось покоя и любви! Но в глубине своей кошачьей души она не верила в мир, в котором могут существовать дружелюбные кошки. Выгнув спину и выставив когти в ожидании неприятностей, она низко опустила уши и прошмыгнула в дверь. Тут она встретила тысячи недоброжелательно смотрящих на нее кошек. Она зашипела, и тут же испугалась, так как в ответ тысячи кошек тоже зашипели на нее и шерсть их вздыбилась. Покидая это место, она про себя думала: «Какое ужасное место. Никогда больше сюда не приду. Я так и знала, что нигде нет на земле места дружелюбию, покою и уюту».

Ну что же, как однажды сказал Господь: «По вере вашей да будет вам»! (Матф.9:29) Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *