Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на 2-е Воскресенье после Троицы

Библейский текст: Ин.8.21-30

21 Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете придти.
22 Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете придти «?
23 Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.
24 Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.
25 Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.
26 Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.
27 Не поняли, что Он говорил им об Отце.
28 Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.
29 Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.
30 Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.

Проповедь:

«Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете придти».

Умрете во грехе – к кому это Господь? Неужели к апостолам? Нет, к фарисеям. Итак:

13 Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно.
14 Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду. (Ин 8.13-14)

И далее появляются эти слова: «Умрете во грехе!» Приближается время для того, чтобы Иисусу уйти к Отцу Небесному. А вот те, кто не обрел Благодати Его, не принял Живого Божьего Слова, не сможет последовать за Ним. Не зря также выше Иисус говорит: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8.12)

Не удивительно, что противники Слов Христа все воспринимают иначе, даже Его предупреждение о том, что они не последуют за Ним. Им кажется это даже очень правильным, еще бы, ведь, по их мнению, Иисус, наверное, говорит о самоубийстве, а таким людям ничего хорошего после смерти не светит. В их таком понимании слова Господа: Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. (Ин 8.26) выглядят вообще гротескно. Наверное, сумасшедший – думают одни, надменный болван – вторят другие.

Ничего не меняется в мире. Слова Господа как тогда, так и сейчас во многих сердцах не вызывают ничего иного, кроме отторжения. И это не только среди неверующих или нехристиан. Это сплошь и рядом случается и с христианами тоже. Вот 15 марта вооруженный до зубов австралиец устроил двойной теракт в одной из мечетей Новой Зеландии. Погибли по меньшей мере 49 человек, около 50 получили ранения. СМИ назвали имя предполагаемого стрелка — это 28-летний Брентон Таррант. Он вёл прямую трансляцию расстрела в Facebook.

А постоянная, непрерывная вражда между католиками и протестантами в Северной Ирландии? Она не кончается. То и дело до нас доходят сведения о новых вспышках насилия, и это христиане, у которых, в отличие от иных религий, есть прямое указание Господа, и Его пример Креста – «Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мт. 5.44-45)

Иногда вместо этих слов люди вспоминают иное, что Господь говорил о Себе: «Не мир пришел Я принести, но меч» (Мт.10.34). Однако это вовсе не значит, что Иисус этими словами как-то призвал своих последователей к «священной войне», здесь о другом, как раз о том, что мы сегодня и слышали, — мир не приемлет Бога. Само Слово Бога и является для грешного мира мечем отделяющим поверившего от неверующего.

Господь уходит, покидает грешный мир. Но вот одним он дарует однажды Утешителя, «надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» — говорит апостол. А вот другие останутся покинутыми навечно, без надежды.

Так люди, исполненные вражды против Него, естественно начинают искать для себя в этом несовершенном мире другого мессию, другого утешителя. Так возникают аллеи славы, героев, вождей, лидеров наций, мавзолеи, нетленные кости и пр., и пр.

Как-то один мой знакомый сказал, что наша страна — это страна культа смерти. Почему ты так думаешь – задал я ему вопрос? Да потому, что куда ни кинь, везде говорят о славе смерти – везде прославляется жертва смерти героев, отдавших свои жизни за нас живущих в Великую Войну, а разве войны могут быть великими? Это же трагедия ответил мой собеседник и продолжил – всюду мемориалы, кладбища. Порой могила выглядит более презентабельно, чем условия жизни умершего. Ну почему не говорить о Славе Жизни, о победе над Смертью? Почему не задуматься о качестве жизни, а не о качестве смерти?

Невозможно, подумал тогда я, — если не будет главного, если люди не откажутся от смертности мира ради Бога. «Куда Я иду, туда вы не можете прийти». Господь говорит, что его противники от земли, а Он — с Небес, они — от мира сего, а Он — не от мира. Качество жизни можно обрести только в одном случае, если не держаться умирающего мира, если воспрянуть с победившим смерть Спасителем. Не количество подбитых врагов считать надо, не мощь и силу смертоносного оружия, а что конкретно сделано для улучшения жизни людей.

Тот, кто живет созиданием, живет в проспективе победы над смертью, следует путем Господа. Ибо Христос пришел в мир, чтобы исцелить его от болезни греха и смерти. Потому Он и говорит: «Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших».

Всем нам понятно, и для верующих, и для неверующих, что с миром что-то не так. Все очень хорошо сознают болезнь, разрушающую мир. Однако исцеление — перед нами, это Господь.

«Когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я, и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю». Вот ответ, он в Тайне Святого Креста, что преображает зло в благо, смерть в жизнь. А не наоборот, жертвует жизнью ради некоей бессмысленной славы смерти. Для христиан Крест это вовсе не символ памяти героической смерти, это символ Жизни, Символ служения Христова, в котором Сам Господь ни капли не сомневается. Он уверен в успехе Своего дела, и не потому, что верит в своих учеников, но потому что знает безнадежность греха и смерти. Конечно, Ему не уйти от распятия, но это также значит, что и Воскресению быть! Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *