Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Пепельную Среду

Библейский текст: Мф 6, 1-6. 16-18

1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно…

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Проповедь:

Дорогие братья и сестры, поздравляю вас с началом Великого Поста. Зачем нужен Великий пост? И что это такое? Воздержание? А зачем?

Иисус говорит: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». В свете этих слов понятен и смысл воздержания. Мы люди часто желаем того, что не то, что не несет никакой пользы, но даже и вредно. А вот христиан воздержание в пост призывает настроиться на главное в жизни – на отделение второстепенного, несущественного, от важного, эссенциального.

Конечно, размышление об этом всем не всегда доставляет нам удовольствие. Неприятно осознавать, свою греховность, никчемность, слабость. Мир, наоборот, призывает нас быть сильными, никогда и ни при каких обстоятельствах не демонстрировать собственную слабость.

Однако сегодня в день Пепельной Среды мы, посыпая наши головы пеплом вспоминаем о том, что мы на самом деле прах, и в прах возвратимся. Мы ничто пред Величием Творца. Особенно страшно думать о том, что причиной Его страданий являемся мы с вами, из-за нас, из-за наших грехов Он умер на Кресте. Почему осознавая все это, мы продолжаем совершать все это? Почему мы живем так до конца и не избавившись от ошибок? – Потому, что мы Прах!

Прах оживший, прах, в который однажды Бог вдохнул «дыхание жизни», прах, который не может жить без своего Творца.

И именно поэтому: Господь призывает:

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. (Мт. 6.19-21)

В духовной жизни важно найти правильные ориентиры. Они важны даже в материальной жизни. Если человек вдруг оказывается в пространстве без них, он теряется. Нам всегда нужно на что-то ориентироваться, на звезды, светила, по ветру или течению, по звуку или тени, по сторонам света наконец, по чему бы мы ни ориентировались, но ориентиры всегда важны. Именно поэтому мы и свершаем этот видимый знак покаяния так важный скорее для нас, чем для Бога, который, итак, нас любит. Этот знак покаяния есть ни что иное как призыв обрести верный ориентир. Не сокровища земные, но Небесное. Бог, и есть истинный, неизменный, вечный и постоянный Ориентир. И для того, чтобы Он был для нас настоящим сокровищем, стоит иногда отложить все иное в сторону, посвятив свою жизнь Ему. Ну если не всю, то хотя бы совсем немного, хотя бы дни поста.

Это время правильно использовать для того, чтобы быть ближе к Иисусу. А как можно быть ближе к Спасителю людей? Только в одном, в служении им! Настоящий пост, это дела милосердия и молитва за окружающих, это и воздержание ради напоминания себе о том, что дары Божьи не наши дары. Пользуемся экономно, не бездумно, сохраняя окружающий мир, и с благодарностью Творцу.

Конечно, воздержание дело неприятное, люди часто задаются вопросом – а зачем отказывать себе в чем либо, если можно насытиться, вкусной пищей, или питием? Но если наш разум, наше естество будет направлено только на то, как себя насытить, или красиво одеть, тогда есть вероятность того, что мы утратим верный ориентир, перестанем думать о Боге, и о тех, ради кого Он снизошел на Крест. Да. иногда полезно все же сконцентрировать наше внимание на более важных вещах, нежели чем только собственное материальное благополучие.

Вступая в Великий пост, стоит задуматься, чего же я хочу в жизни? Что тут для меня главное? Путь Христа? Путь Христовой любви? Или собственный путь?

Один человек пришел к старцу и сказал: — Я хочу найти путь к Богу. Помоги мне!

Тот внимательно посмотрел на него и спросил: — Скажи мне сначала, любил ли ты кого-нибудь?

Гость ответил: — Я не интересуюсь мирскими делами, любовью и прочим. Я хочу прийти к Богу!

— Подумай еще раз, пожалуйста, любил ли ты в своей жизни женщину, ребенка или хотя бы кого-нибудь?

— Я ведь уже сказал тебе, что я не обычный мирянин. Я — человек, желающий познать Бога. Все остальное меня не интересует.

Старец с печалью ответил: -Тогда это невозможно. Сначала тебе следует познать, как это действительно по-настоящему, полюбить кого-нибудь. Это и будет первая ступенька к Богу. Ты спрашиваешь меня про последнюю ступеньку, а сам еще не ступил на первую.

Дай Бог, нам в эти дни Великого Поста обрести ее, а если обрели, никогда не терять. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *