Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на день св. апостола Матфия.

Библейский текст: Лука 6.12-16

12 В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.
13 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:
14 Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея,
15 Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом,
16 Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

Проповедь:

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем память апостола Матфия, это один из наименее известных апостолов, однако, как и у всех апостолов, у него на первом месте было Божие Слово – Евангелие.

Согласно христианской Традиции он изучал Божий Закон под руководством Симеона Богоприимца. Когда Господь явил Себя миру, ступив на проповедь, Матфий последовал за Ним, поверив Мессианское предназначение Господа. В итоге Матфий был избран в число семидесяти учеников, которых Господь послал по два перед лицом Своим (Лк. 10, 1), а после причислен к лику двенадцати апостолов.

В чтениях из Деяний мы слышали, как это произошло: «И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.» (Деян. 1:15-26)

Если вдуматься, то эта история призвания Матфия в число 12-ти апостолов имеет особое значение. Вдруг понимаешь, что «жребий в руках Божиих». Избрание, это правильно. И любая манипуляция с выборами, подобно тому, что мы наблюдаем сегодня во время недобросовестных избирательных компаний по всему миру, никогда ни к чему хорошему не приведет. Не зря еще со времен даже Ветхого Завета мы видим неоднократно Провидение Божие, действующим посредством жеребьевки. Примеров много:

Распределение Ханаанских земель между коленами Израиля:

«И сказал Господь Моисею, говоря: сим в удел должно разделить землю по числу имен; кто многочисленнее, тем дай удел более; а кто малочисленнее, тем дай удел менее: каждому должно дать удел соразмерно с числом вошедших в исчисление; по жребию должно разделить землю, по именам колен отцов их должны они получить уделы; по жребию должно разделить им уделы их, как многочисленным, так и малочисленным». (Числа 26:52-56)

Выбор ополченцев на войну или иные предприятия:

«и вот что мы сделаем ныне с Гивою: пойдем на нее по жребию»; Судей 1:3
«Иуда же сказал Симеону, брату своему: войди со мною в жребий мой, и будем воевать с Хананеями; и я войду с тобою в твой жребий. И пошел с ним Симеон». (Судей 20.9)

Выявление виновного:

«И сказал Саул: Господи, Боже Израилев! дай знамение. И уличены были Ионафан и Саул, а народ вышел правым. Тогда сказал Саул: бросьте жребий между мною и между Ионафаном, сыном моим, и пал жребий на Ионафана.» (1 Цар.14:41)

История порока Ионы:

Пророк Иона, бежавший от Лица Божия на корабле в Фарсис, был выявлен как лицо, прогневавшее Небеса и брошен в море.

«И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону.» (Ион.1.7)

При выборе Ветхозаветного Священства также использовали жеребьевку:

«И распределил их Давид — Садока из сыновей Елеазара, и Ахимелеха из сыновей Ифамара, поочередно на службу их… Распределял же их по жребиям… » (1 Паралипоменон 24.3,5)

«Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения» (Лука 1.8-9)

Конечно, подобное избрание лишь знак согласия с волей земной, не во всем еще идеальной церкви, порой, голосующей очень по-разному. И все же это выбор Церкви, что ожидает одобрения со стороны Того, в чьих руках жребий, со стороны Бога. Да, это избрание еще не Посвящение, ведь его проводит Сам Бог, ровно так, как считает нужным – через Служителей Христовых, что являют собою Образ Господень. Так доверие Божьему Провидению, Его Воле, принятое среди христиан, становится очевидно для Матфия основой его жизни.

После избрания по жребию и рукоположения, апостол вначале нес свое служение в Иерусалиме (Деян. 6.2) а затем местом его служения стала Эфиопия Понтийская (нынешняя Западная Грузия).

Конечно, нам мало что известно о жизни Матфия из Писания, зато много из традиции. Однако традиция есть традиция. Как говорится – «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Есть, например, довольно известный апокрифический текст «Acta Andreae et Matthiae apud Anthropophagos» (Деяния Андрея и Матфия в городе людоедов). Что-то возможно здесь правда, а что-то и вымысел, но важно здесь то, что у нас все же есть сведения, пусть и частичные, и о служении апостола, и о его Доверии Господу вплоть до мученической смерти.

Повествование начинается с рассказа о том, как апостол Матфий отправляется с миссией в город людоедов, где люди «ни хлеба не ели, ни вина не пили, но питались человеческой плотью и пили человеческую кровь. Поэтому всякого человека, который прибывал в их город, они хватали и ослепляли, выколов ему глаза. И ослепив, его поили зельем, приготовленным при помощи колдовства и магии, и когда его поили зельем, изменялось его сердце и переменялся его ум.»

Однако Божья Благодать хранит апостола. «Когда Матфий вошел в ворота их города, схватили его жители этого города и выкололи ему глаза, а после этого напоили своим колдовским и обманным зельем, отвели в тюрьму и дали ему в пищу сено, но он не стал есть. Ведь хоть он и принял их зелье, не изменилось его сердце и не переменился его ум».

Он излечивается от слепоты в темнице, куда его поместили и где он проводит 27 дней, а после чего, слышит разговор стражников о том, что через 3 дня жители города его убьют и съедят.

Господь за три дня до назначенной казни обращается к апостолу Андрею, посылая его на помощь Матфию. Андрей с учениками сел на корабль, которым управлял Христос в виде кормчего и 2 ангела в обличье моряков. Не узнав корабельщиков, апостол вместо платы за проезд рассказывает им об Иисусе. После высадки у города антропофагов ап. Андрей, освобождает Матфия и др. и выводит их за стены, а сам возвращается в город, где после многих перипетий и мучений обращает людоедов ко Христу.

А апостол Матфий возвращается в Иудею, где и продолжает свое апостольское служение. За проповедь христианства иудейский синедрион осуждает его на смерть через побитие камнями. Когда святой Матфий был уже мертв, убийцы, решив скрыть преступление, отсекли ему голову, заявив, что апостол был казнен как противник римского кесаря.

По некоторым другим источникам, апостола Матфия распяли на кресте. Некоторые указывают, что он скончался в Колхиде. Но, как бы то ни было, нам известна дата смерти апостола, он принял мученический венец около 63 года.

Его мощи были по поручению императрицы Елены епископом Агрицием перенесены в Германию (конец III в.) и сегодня хранятся в Трире (старейший город Германии, расположенный на западе земли Рейнланд-Пфальц), в базилике бенедиктианского монастыря Св. Матфия. В этой церкви находится единственная апостольская могила на немецкой земле. Его почитание уже с древних времен весьма активно. Он — святой патрон Трирской земли. А в Госларе (город, расположенный в земле Нижняя Саксония у подножия горного массива Гарц) чеканят из серебра, добываемого в Гарце, монету Матфия (мафирий).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *