Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на 4-е Воскресение после Троицы

Библейский текст: Лука 6.36-42

36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
39 Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?
40 Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.
41 Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
42 Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

Проповедь:

Дорогие друзья, сегодня мы с вами читаем отрывок из Нагорной проповеди Господа. Как повествует Лука, это произошло сразу как только Иисус взойдя на гору и проведя там в молитве всю ночь, установил для Церкви священство:

«В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (Лука 6.12-13)

Далее, Господь, обращаясь к апостолам, чрез них беседует и со всеми окружающими Его:

«И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил». (Лука 6. 19-20)

Далее в речи Господа мы и слышим тот текст, что сегодня читали с вами в Евангелии: «будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете…»

Почему мы кому-то должны прощать? Зачем это? Разве неправильно было бы наказать? Наверное, правильно. Действительно по закону Высшей, Небесной справедливости всякий, проступок требует наказания. Именно, исходя из этого аргумента, и затеваются на земле многие войны. Один человек обидел другого и вот справедливо следует наказать обидчика. Но как?

Да также – зуб за зуб, око за око. Этот порядок носит название – закон Талиона, от латинского lex talionis, talio — возмездие: наказание за преступление, мера которого должна воспроизводить вред, который им причинен.

Принцип талиона был призван остановить эскалацию мести, заменяя ее принципом равного возмездия. В Писании мы встречаем его в книге Левит: «Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» (Лев. 24:20).

А вот теперь по все той же Высшей Справедливости этот закон, на самом деле, не должен иметь ни конца, ни края. Ведь если хронический алкоголик, так называемый «отец семейства» в пьяном угаре выбил зубы собственной жене (история действительно имела место, мой зубной протезист на днях рассказал мне, что в его практике такое было, восстанавливал зубы женщине подвергшейся подобному домашнему насилию), то и ему следует сделать то же. Кто это будет делать? Палач? Хорошо, а палачу кто? Ведь он то, исполняя Закон, сам подпадает под его силу, разве не так?

Да, Высшая Справедливость, без Высшей Любви, уничтожила бы человечество, стерла нас грешных с земного шарика напрочь.

Не зря Иисус говорит сегодня нам, обращаясь к своим ученикам:

«Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». (Лука 6. 41-42)

Один послушник спросил духовного отца:

— Отче, ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Духовник согласился и попросил послушника принести картофель и мешок.

— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал духовник, — то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.

— И это всё? — недоуменно спросил послушник.

— Нет, — ответил духовник. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.

Послушник согласился.

Прошло какое-то время. Мешок послушника пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.

Послушник пришёл к духовнику и сказал:

— Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Братья чураются меня из-за запаха, предложи что-нибудь другое.

Но духовник ответил:

— Вот, то же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки — в характер, который рождает зловонные пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны.

Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень?

Камень? Да, действительно, грехи и пороки не просто так часто сравниваются с камнем.

Вы знаете, великий художник Микеланджело перед смертью оставил много незавершенных трудов. Однако четыре скульптуры он оставил незаконченными умышленно. «Бородатый раб», «Раб Атлант», «Просыпающийся раб» и «Молодой раб» хоть и выглядят так, будто скульптор остановился на полпути, но они должны быть именно такими. Художник хотел показать, как ощущается вечное рабство.

Вместо того чтобы изваять скульптуры в цепях, Микеланджело создал свои статуи частично погруженными в тот самый мрамор, из которого они высечены. Тела увязли в камне. Мышцы напряжены, но статуям не суждено освободиться. Для их освобождения из камня нужен Мастер, их Создатель!

Поверьте, для того, чтобы научиться по-настоящему прощать, тоже нужен Мастер. Нужно довериться Ему, ощутить, прежде всего, значимость прощения на себе, тогда глядишь, спина распрямиться от напрасного груза и сучок из глаза вдруг куда-то исчезнет. Вот тут-то вдруг и окажется, что сучки в глазах братьев да сестер, возможно, просто мерещились из-за собственного нарушенного зрения.

Дай Бог. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *