Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Богоявление

Библейский текст: Матфея 2.1-12

1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
9 Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.
10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Проповедь:

Дорогие прихожане,

История, описанная в сегодняшнем Евангелии, произошла в Вифлееме. Сегодня это даже не территория Израиля. У нас с вами даже есть гимн с характерным названием — «О малый город Вифлеем». Город как во времена Господа, так и сейчас, действительно маленький.

Мы видим, что событие рождения Спасителя происходят во вроде бы незначительном месте. Но для Бога не бывает ничего незначительного. Все у Него значимо. Вот и пророк также подтверждает это:

«Ты Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих 5:2)

Удивительные слова, они указывают по мнению Иоанна Златоуста, рассматривавшего этот текст пророка – и на Божество, и на человечество [Христа], ибо словами: Которого происхождение из начала, от дней вечных, — изображает предвечное существование Господа, а словами: произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, — рождение Его по плоти.

Вообще тема сегодняшнего воскресенья как раз и говорит нам о явлении Бога среди людей. Не просто о рождении, но именно явлении людям Богочеловека.

Греческое слово Επιφάνια — Эпифания (явление) первоначально использовалось применительно к самому факту явления Христа в мир, то есть Его рождению. Изначально праздник был посвящён воспоминанию трёх евангельских событий: рождества Христа, поклонения волхвов, а также крещения Иисуса в Иордане в начале Его служения.

Но с течением времени этот праздник получил отдельную дату в Западной Церкви и стал относиться только лишь к одному событию из трех, а именно – к поклонению волхвов.

Кто такие Волхвы? Толковый словарь Даля приводит такое определение: «ВОЛХВ, волх м. стар. мудрец, звездочет, астролог; чародей, колдун, знахарь, ворожея, чернокнижник, волшебник м. волшебница ж.»

Итак, к Господу пришли поклониться колдуны, чародеи? Те, кого Библия однозначно осуждает?

«не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, …» (Втор.18:10).
«исторгну чародеяния из руки твоей, и гадающих по облакам не будет у тебя;» (Мих.5:12).
«Ворожеи не оставляй в живых.» (Исх.22:18).

Для Божьего народа подобные люди, пришедшие на поклонение к Иисусу, скорее свидетельствовали не в пользу Родившегося Младенца, а против Него. Однако именно то, что к Господу приходят даже чужестранцы, люди иных традиций и верований указывает нам на универсализм Христианства.

На то, что фигура, лежащая в Вифлеемских яслях, может, и должна быть объектом поклонения всего человечества.

Универсальны также и дары волхвов – золото, ладан и смирна.

Волхвы признали Господа Царем – золото это царь металлов, дар царям.

Волхвы признавали Иисуса и священником. Ладан, который они ему принесли – это дар священникам.

Волхвы также невольно своими действиями предсказали и то, что Царь и Священник должен умереть за людей. Смирна использовалась для бальзамирования тел умерших. Однако она же использовалась и в качестве благовоний для знати, в качестве знака помазания на Царство. Что они имели в виду, преподнося этот последний дар? Понимали ли истинное его значение?

Не знаю, однако я уверен, что Бог допускает события не просто так. Порой мы не можем понять и осознать истинного смысла происходящего вокруг, иногда кажется, что мир сошел с ума, ведь случается то, что не поддается никакой логике. Вот, к примеру те, кто должен заботиться о благосостоянии страны и росте экономики на самом деле делают все, чтобы задушить даже всякое упоминание о развитии, душа людей налогами и поборами. Ну скажите, как можно говорить о повышении благосостояния страны, если народ в ней живет все хуже и хуже? Или как можно заявлять о мирной политике, и при этом нести полный абсурд навроде – «хочешь мира, готовься к войне»?

Но, поверьте, когда к Спасителю обещанному Израилю, народу Божью, приходят язычники, это тоже кажется чем-то из ряда вон выходящим. Однако, вдруг оказывается, что именно в этом и есть План Бога, иногда нужно пережить кажущийся абсурд, дабы понять, оценить главное – любовь Божья универсальна. Она выше какого-либо человеческого определения богоизбранности, особости, некого мессианства иудейского, арийского, славянского, да мало ли еще какого.

Иногда доведенные до абсурда человеческие отношения служат хорошим напоминанием всем нам, что не все в руках грешного человечества. Центр Мира у колыбели Спасителя, только там, и нигде больше. Хочется мессианства? Вот Он, Мессия – Христос Господь! Хочется мира, порядка, любви? Тут же, в Нем!

Волхвы, кем они были? Для евреев – язычниками чужестранцами, действительно чужими людьми, представителями «враждебной идеологии». А для своих стран – почитаемыми сановниками, царями, однако не это важно КТО приходит ко Господу, важно, что ПРИХОДИТ. И в этом поклонении Богочеловеку, раскрывается пред нами особая Истина – принятие Господа есть величайший дар и счастье. Тот, кто до сих пор не свершил этого, на самом деле бедняк из бедняков, даже в том случае, если жизнь его наполнена самыми изысканными богатствами мира, ведь жизнь такого человека лишена главного, лишена смысла любви. Как можно понять, простить и принять людей без Христа? А если нет прощения, любви? Как жить? В чем смысл?

Как выразился один мой знакомый, искренне возмущенный событиями в стране и мире, – да надавить поскорее ядерную кнопку и дело с концом! Ну человек пожилой, отставной военный, с непростым советским прошлым реальных военных конфликтов, понятно, жадность и беспринципность раздражает не только таких людей, для которых вселенная лишь непонятный танец микрочастиц.

Слава Богу, что в трудные моменты нашей жизни у нас есть альтернатива, есть куда прийти, — Вифлеемский Младенец ждет нас. Что за дары мы принесем Ему? Чем поддержим служение Его Церкви? Может финансами, помогая тем, кто зависит от нашей материальной поддержки? А может духовно, – утешая, находясь рядом в трудную минуту? Или это будет пример бескорыстной Любви вдохновленный Христом (греч. Помазанником) Свыше? Не знаю. Но даже если в руках ваших вообще не будет никаких даров, главное – придите, и поверьте, Дар однажды явится!

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам » (Мф. 6: 33) Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *