Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на 4-е Воскресенье Адвента

Библейский текст: Мт. 11.2-11

2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих
3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?
4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:
5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;
6 и блажен, кто не соблазнится о Мне.
7 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
8 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.
9 Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.
10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.

Проповедь:

Братья и сетры, вот уже еще на одну неделю рождество приблизилось к нам. Наступило Третье воскресенье Адвента. Оно носит традиционное название Gaudete («Радуйтесь»).

Но, когда мы читаем сегодняшнее евангелие, оно вроде бы не начинается радостно. Вот, Иоанн сидит в темнице, и не просто сидит, – сидит за правду, за то, что обличал царя Ирода, чего же здесь хорошего?

Однако радоваться есть чему. Сам текст буквально пронизан описанием события пришествия Господня: «слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют».

Да, в мире много зла и несправедливости, порой все это заставляет нас сомневаться, что Господь близко. Вот и Иоанн, находясь в узах, сомневается в том, что ему и так известно, ведь он крестил Господа и видел Знамение Свыше – Духа Святого, снисходящего с Небес.

«Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?»

Да, даже святым трудно бывает верить, когда твоя жизнь висит на волоске, когда события вокруг разворачиваются так, что никак по-иному, пожалуй, кроме молитвы, на них и не повлиять. Когда все в руках Ирода или его приспешников. Когда за здравую мысль могут сурово наказать. В итоге душу охватывают сомнения – правда ли то, во что я до сих пор верил? Действительно ли Бог рядом? Легко ли было Иоанну? Не думаю.

Да, так бывает, что наши чаяния расходятся с планами Бога. Мы так жаждем человеческого тепла, добра и элементарной, пусть небольшой экономической стабильности, но почему-то ничего этого нет. Вроде только жить начали немного лучше, а здесь снова-здорово, – сильные мира сего опять конфликты да войны плодят, никто никому не желает уступать, вновь гонка вооружений, вновь, даже там, где прямых военных конфронтаций нет, люди вынуждены жестко экономить.

А еще хочется крепкого здоровья, но оно уходит сквозь пальцы, как и надежда на лучшее будущее, надежда на пенсии, которых никогда не получить, надежда на накопления, которые под видом пенсионной или денежной реформы, просто испарились со счетов.

Ничего не остается на месте в этом мире, все утекает, причем сколько ни планируй, все равно, все не в наших руках, не от нас зависит. Щелкнет пальцами Ирод, и вновь сдавит очередной пресс.

И вот приходит ответ Господень: «пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют».

Что бы ни происходило вокруг, Бог рядом, невидимо, Он уже пришел и победил смерть. Ее победы лишь мнимы. Каждый человеческий поступок уже заносится в Книгу Жизни. Суд над болезнями, грехом и смертью уже идет. Когда он окончится, что мы увидим в Ней?

Иисус призывает Иоанна обратить внимание не на свое теперешнее бедственное положение, но на то, что некогда предрек пророк Исаия:

«Говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои… Явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие». (Ис. гл. 40)

Прав пророк, спасение не за горами, ибо человеческая жизнь, какова бы она ни была – коротка. А потому Слава Господня близка для каждого из нас. Примем ли? Войдем ли в Царство Божие о котором Господь говорит:

«Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мт. 11.11)

Можно ли стать больше Иоанна Крестителя? Великого пророка? Для грешных людей это кажется чем-то недостижимым. Подобные слова могут вогнать и в депрессию. Однако апостол говорит нам:

«Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Римл. 15.13).

Сила Духа Святого, Сила Божья, может то, что невозможно человеку. Не от нас зависит наша теперешняя судьба, тем более ее конец в Вечности который в руках Творца. Предоставим ли мы Ему ее решение?

Вот одна хорошая история об уповании на Бога:

Могущественный правитель, заплутав на охоте, заночевал в бедной хижине дровосека.

— Твои дела, как я погляжу, идут неважно! — сказал он хозяину, принимая тарелку с нехитрой едой.

— Что вы, господин охотник, ведь я продаю дрова. И милостью Господа на еду мне хватает.

Вернувшись во дворец, правитель решил проверить, достаточно ли человеку для жизни лишь одного упования на Бога. Он тут же взял и издал указ, запрещающий продажу дров.

Через пару дней, переодевшись в платье охотника, он снова оказался в знакомой хижине.

— Я слышал, — сказал дровосеку правитель, — что в городе запретили продажу дров. На что же теперь ты станешь жить?

— Буду мастерить всякие игрушки из дерева и продавать. Милостью Господа, на еду хватит.

На следующий день правитель запретил торговлю игрушками. И через какое-то время вновь пришёл к дровосеку:

— Напрасны были твои упования на Господа! Я слышал, тебе запретили продавать поделки. Чем же ты живёшь?

— Устроился разносчиком на базаре. И, милостью Господа, на еду мне хватает.

Вышедшим на другой день указом правитель повелел забрать всех базарных разносчиков в солдаты, не определив им никакого содержания.

— Теперь-то дровосеку не выбраться, — подумал он, но когда через неделю посетил своего знакомого, то застал его у разожжённого очага готовящим ужин.

— Ты, как я вижу, не унываешь? — удивился правитель.

— Нет причин, — отвечал бедняк, — ведь я уповаю на Бога и, Его милостью, всегда буду сыт. Теперь вот я заложил свой меч и купил еды.

— Но что, если это откроется?

— Тогда и поглядим, что выйдет. А пока я выстругаю деревянный меч. Он будет как настоящий.

На предстоящей неделе правителем была назначена казнь. Он вызвал совершить её дровосека, который, конечно же, не узнал в нём охотника. Ведь теперь правитель был в дорогих одеждах и ослепительной короне.

Дровосек побледнел, но вышел вперёд и вытащил меч из ножен. Человек, которому следовало отрубить голову, стоял на коленях и молился:

— Уповаю на Тебя, Господи! Сделай так, чтобы этот меч обратился в дерево, ибо я невиновен!

И тотчас же из рук дровосека выпал деревянный меч. И понял тогда правитель, что всё случившееся — не простое совпадение, а безмерная милость Господа к уповающим на Него.

А мы? Мы возложим ли наше упование на Благодать Божию в несчастьях и трудностях жизненного Пути? Будем ли и далее надеяться на Бога и Его Церковь что бы ни происходило вокруг? Ведь только здесь мы поистине имеем и Путь, и Истину, и Жизнь. Спасение близко. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *