Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Последнее воскресение церковного года

Библейский текст: Мт.25.1-13

1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

Проповедь:

Дорогие друзья,

В Писании есть ряд притч, весьма странных для нашего с вами разума, привыкшего все воспринимать логично, и вот притча, которую мы с вами сегодня слышали, притча о десяти девах именно такова.

Итак, о чем же в этой притче говорится, давайте вспомним, вдруг кто-то из вас невнимательно слушал чтение Божьего Слова? Нет? Были внимательны? Ну ладно, все же давайте посмотрим подробнее, о чем там?

В этой притче речь идет о десяти девах, которые должны были подготовиться к встрече жениха. Им необходимо было запастись светильниками, чтобы не пропустить момент Его прихода. Пять дев, наверное, хозяйственные были, подготовились, а пять, не очень хорошие хозяйки, потеряли драгоценное время в заботе о себе любимых – просто проспали, и вот, когда жених пришел, спохватились, но уже было поздно. Вроде легкая для понимания притча. Вроде нет ничего особенного, каждый заслуживает той судьбы, которую сам себе приготовил. Но вот тут-то, с углублением в смысл и начинается самое интересное для нас христиан. Мы с вами воспитаны Жертвой Христа, Его Крестной смертью, Его жизнью, отданною за каждого из нас.

Согласно этому, проспавшие лентяйки должны были бы претендовать на часть чужого масла — пять же расторопных дев должны были бы поделиться с ними. И мы должны так делать, к этому призывает нас обыденное представление о жизни христианина — он должен делиться последним.

И, однако, мы с вами видим, что все в Евангелии происходит по-другому. Мудрые девы говорят: «чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». И те уходят. А в это время приходит жених, распоряжается запереть двери и не впускать больше никого. Ясно, что здесь речь идет о чем-то очень важном. Опоздавшие возвращаются и, видя такое дело, начинают громко и настойчиво стучаться в двери. Просят отворить, впустить, но не тут-то было. Приговор строг и обжалованию не подлежит: «Я не знаю вас».

Странно, ну проспали девы и что с того? Ведь и апостолы в Гефсиманском саду, пред распятием тоже спали. Но Господь не будил их. Он оставил их отдыхать несмотря на то, что Ему было тяжко, аж до кровавого пота.

Но отчего такое несоответствие? Почему Иисус одних жалеет, а других порицает во вроде бы аналогичных ситуациях, за сон в момент Истины? Вообще-то, раз Господь это делает, значит, у Него на то есть какие-то свои особые причины. Люди порой просто не видят их и потому Его слова, и поведение, кажутся им противоречивыми.

Иногда, для того, чтобы понять Бога, нужно не пытаться скальпелем человеческого сознания, словно ножом хирурга, анализировать Его действия, а просто принять все и сразу. Как Богородица, о которой евангелист Лука сказал, что она слагала слова Его в сердце своем. Может тогда, без анализа, а просто верой, мы поймем, что к чему? Возможно…

Ну, вот бывает такое, что человек действительно не может что-то, что не хватает у него усилий на вполне правильные поступки. Тут требуется помощь, терпение и понимание. Но, бывает и откровенное разгильдяйство, так что подход ко всему должен быть разный.

Вчитываясь в строки Писания, понимаешь, насколько они глубоки. Все на своем месте. Но понимание этого порой приходит не сразу, а длиной в собственную жизнь. У кого-то она длиннее, а у кого-то совсем короткая. Возможно, что тот, то уходит к Богу сразу, просто быстрее нас с вами сделал собственный выбор – научился доверять Богу гораздо глубже нас, оставшихся. Говорят, что Бог забирает к себе лучших. Об этом вроде свидетельствует и наша с вами сегодняшняя притча. На празднике оказываются именно мудрые, и доброхозйственные а не ленивые и неразумные.

Однако, это неверное утверждение. Бог не забирает, Он лишь приходит как освободитель к тем, кого пытается забрать Смерть. А забирает она как правило первыми именно тех, кто не жалеет себя. Кто сгорает в трудах словно свеча. И вот таким людям Бог дарует Новую жизнь, ведь именно они постигли важную истину — Бог там, где Крест.

Лютеранский священник из Румынии, Ричард Вурмбрандт, перенесший 14 лет заключений в тюрьмах коммунистического режима Чаушеску, за то, что не отказался от своего труда, от того, к чему был призван – проповеди Слова и служения Таинств, однажды написал о себе: «Сидя один, в грязной, полной крыс камере, в нескольких сантиметрах от безумия и смерти, этот измученный пытками человек поднял свой взор к Небу и окровавленными, в синих подтеках губами умолял Бога проговорить к нему. И Бог ответил… но не словами, а полными отчаяния душераздирающими воплями оставленного на кресте Христа. В своей тяжкой скорби в XX веке, за железным занавесом, мученик за Христа услышал эти вопли оставленного, измученного Христа…»

Мы готовы слышать Христа? Ведь Он уже идет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *