Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на День всех усопших верных

Библейский текст: Ин.5.24-29

24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.

Проповедь:

Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь!

Сильные слова, не правда ли? – Именно их произносит Господь, перед тем как пообещать – «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут».

Итак, мертвые оживут. Однажды. Ой, может я что-то не то говорю? Однажды? Однажды ли? – а как быть со словами Господа – «наступает время, и настало уже?»

Что это? Мертвые уже воскресают? Но христианству по меньшей мере 2000 лет с хвостиком, а воскресших пока никто не наблюдал. Ну разве что тех, которых в дни как раз сегодняшнего праздника – дня всех святых, показывают в фильмах ужасов, стремясь придать христианскому событию, упрощенный, нехристианский колорит. Но это конечно все из области грешной человеческой фантазий, не из опыта Церкви.

А каков опыт Церкви насчет Воскресения?

Мы знаем, что Господь продемонстрировал нам его. Он, однажды Воскрес, и мы узрели, что это значит. Что же мы с вами видим в этом?

1. Воскресший безусловно демонстрирует нам необычайные способности власти над пространством и временем.

Иисус внезапно появляется, и внезапно исчезает. Ему не препятствуют стены и закрытые окна, и двери:

«В тот же первый день недели вечером, когда двери [дома], где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам! Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа» (Иоанна 20:19–20).

2. Однако Воскресший не есть дух, Он действительно жив во плоти, Его можно потрогать:

«Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Иоанна 20.27-28)

А также:

«Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24: 38–39).

3. Он не просто жив во плоти, но может даже есть и пить, хотя и не нуждается в этом:

«Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними.» (Луки 24.41-43)

Итак, мы знаем каков Воскресший Господь Христос. Но что касается тех, кто не является Господом? Какова их судьба после смерти? Что ждет обыкновенных людей?

Апостол Павел в своем первом послании к Коринфянам пишет: «Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.» (1 Кор. 15, 47 – 49)

Что же, следующие за Господом наследуют и Его необычайные, как нам сейчас, кажется, способности. А возможно и даже многое другое, такое, о чем мы скорее всего, даже не догадываемся.

«Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.» (1е послание Иоанна 3.2)

Ой, точно, я же забыл, в самом начале ведь задался вопросом – а верно ли мы понимаем, что сие время не просто наступает, но и настало уже?

Да, конечно, настало. Уже есть и Воскресший, и те, кто воскреснет. Они не просто пребывают в земле, они живы и живут, пусть, даже, и без своих пока земных тел, на Небесах, до времени.

Однажды Иисус описал это состояние людей после смерти и до момента всеобщего воскресения, когда отвечал на вопрос фарисеев о разводе, следующими словами: «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах». (Матфея 22.30)

И прибавил: «А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.» (Матфея 22.31-32)

Итак, для Господа все умершие живы. Они пребывают уже здесь и сейчас, хотя лишь только как души, ожидающие воскресения.

Удивительно, но в том ожидании кроется Тайна Милосердия Божия. Часто люди задаются вопросом – любит ли Бог грешников? Так вот именно Победа над Смертью, через Путь Креста, дар Воскресения, как раз и демонстрирует нам прямой и ясный ответ на этот вопрос – Бог любит всех.

Так как же мы можем ответить Ему на такую любовь? – Святой и праведной жизнью. Ну, или если не совсем, то хотя бы стремлением к ней, да искренним покаянием.

Беда многих людей в том, что, размышляя о святости, они приходят порой к двум противоположным неверным выводам:

1. Жить святой жизнью в грешном мире невозможно в принципе.
2. Святость, это нечто исключительное, она сильнее греха и несовершенства мира уже в силу своего Небесного Дара. Потому мол, она доступна не каждому, но лишь тому, кого Бог к ней призвал.

Но разве Господь умер не за всех людей? Разве не каждого Бог хочет видеть в Своем Царствии?

Поверьте, оба этих утверждения уводят человека от истинного понимания святости. В первом случае человек решает для себя жить как ему заблагорассудится, оставив всякую попытку стремления к ней, ведь, по его мнению, святость недостижима.

Во втором случае в человеке может родиться самомнение, что, раз он крещен, и под опекой Божьей, ему не о чем беспокоиться, любой его поступок «свят» и, равно «безгрешен», по определению. Подобное часто приводит человечество на грань религиозных расколов, религиозного фанатизма, к крови и войнам.

В действительности быть святым, вовсе не значит быть абсолютно безгрешным. Быть святым, это принимать себя таким, каков ты есть перед Бесконечно Святым и Чистым Творцом. Быть святым, это значит искать вдохновения не в себе, конечном, грешном творении, но в Бескрайнем, Святом Творце. В Том, кто победил конец и смерть – «Господь есть путь и истина и жизнь». (Иоанна 14.6)

Быть святым, это значит, осознавая свое несовершенство, не опускать руки, но через Покаяние, находить в себе силы вновь, и вновь, двигаться по пути Жизни, отвергая смерть и грех.

Это не простой путь, однако его прошли многие до нас. Они и сейчас здесь с нами. Невидимо, у Алтаря Божия. Они молятся за нас, просят Бога и далее поддерживать нас на нашем Пути, освященном Божьей Благодатью. Так давайте же не подведем их, будем двигаться по Нему вперед, не сворачивая, к совершенству Святости. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *