Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на День святых апостолов Симона Зилота и Иуды Фаддея

Библейский текст: Ин 14:15–26

15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
18 Не оставлю вас сиротами; приду к вам.
19 Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.
20 В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.
21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
22 Иуда — не Искариот — говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?
23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
24 Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.
25 Сие сказал Я вам, находясь с вами.
26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.

Проповедь:

Симон и Иуда Фаддей, Апостолы

За время своей земной жизни Иисус Христос собрал около себя тысячи слушателей, последователей, среди которых особенно выделяются 12 ближайших учеников. Их христианская Церковь называет апостолами (греч. apostolos – посланник). Жизнь практически всех их, кроме Иоанна Зеведеева и Иуды Искариота, закончилась мученической смертью.

Одним из этих мучеников был Иуда Фаддей, автор короткого послания, вошедшего в канон Св. Писания.

Сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни. (Иуд. 1:21) – пишет он своим читателям, напоминая, насколько важно сохранять и возгревать в себе огонь любви Божией.

И апостол говорит нам эти слова не просто так, он знает, о чем повествует. Сегодняшнее Евангелие от Иоанна показывает нам, что Иуда Фаддей слышал от самого Господа о том, что Бог пребывает лишь с теми, кто слушается Его: «Иуда — не Искариот — говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим».

Вдумайтесь дорогие братья и сестры, насколько это серьезно, лишь только тот, кто соблюдет Его слово, может рассчитывать на то, что Бог пребывает с Ним. Всегда ли мы так поступаем? Всегда ли, и во всем ли готовы слушаться Бога? Как правило, нам приятнее, не столько слушать и слушаться, сколько чтобы слушали нас. И самое странное, что у некоторых людей Бог принимает во всем этом самое непосредственное участие. Только не в качестве Учителя, но в качестве предмета интерьера, которым украшают порой самые беззаконные и неблаговидные поступки. Что стоит, например, фраза на ременных пряжках нацистских солдат, топтавших дороги Европы в лихие времена начала 20 столетия. “Gott mit uns” – гласила она. «Бог с нами»! Ой, с ними ли?

«Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» — напоминает нам и апостолам Иисус. Но человечеству по легкомыслию своему вновь и вновь свойственно забывать это. А потому работы у апостолов Божьих никогда не убавится.

Эту истину апостол Иуда Фаддей очень хорошо усвоил, потому не испугался, но принял на себя свое призвание и оставался верен ему до конца жизни.

Давайте же посмотрим, кто он был – апостол Иуда Фаддей, день которого отмечает наша церковь 28-го октября.

Иуда Фаддей (Левий)

Иуда, брат Иакова, Брат Господень (ок. 80 г.). был сыном Алфея (Клеопы) и Саломии (она же — Мария, сестра Девы Марии), т. е. племянником Иосифа, двоюродным братом Иисуса и родным братом Иакова Алфеева.

Оттого, что по понятным причинам имя Иуда не пользовалось среди христиан большой популярностью, евангелист Матфей предпочитает называть его «Леввеем, прозванным Фаддеем», а евангелист Марк просто — Фаддеем.

В своем Послании апостола Иуды (канон Нового Завета), он сам определяет себя как «раб Иисуса Христа, брат Иакова» (Иуд 1:1)

Проповедовал в Персии. Скончался в Арате (Армении), распят на кресте за благовестие Христово.

В своем послании св. Иуда очень жестко пишет о христианах, не желающих слушаться Бога. Их он называет «дважды умершими» — умершими для греха в крещении и для Христа — в грехе после крещения; «безводными облаками» и «блуждающими звездами» — метеоритами, которые вспыхивают лишь перед своим падением. Апостол негодовал не просто потому, что нельзя творить зла, а потому, что всякое злое дело «производится нечестием». Оно несправедливо в глазах Бога, является нарушением Его воли.

Зло так же, как и добро, не бывает нейтрально по отношению к Небесному Отцу, оно так же нуждается в духовной подпитке – нечестии, как и добро в подпитке верности Богу, — вере. Честь у нас одна, и через свои дела мы либо воздаем ее Творцу, либо отдаем мраку. Либо вера делает наши добрые дела приятными людям, либо злые дела убивают веру — третьего не дано. Бог не осуждает идущего в тьму — зато тьма с нескончаемым удовольствием пережевывает пришедших к ней.

Историк Евсевий сохранил для нас рассказ о внуках Иуды Иакове и Зокере, которых доставили к императору Домициану, который встревожился упоминанием о каких-то потомках царя Давида: он увидел перед собой обычных крестьян, верующих в царство не от мира сего, и отпустил.

День этого апостола празднуется нами не отдельно, но вместе со св. Симоном, с которым он, возможно, погиб в Персии.

А кто это, Симон Зелот (Кананит)?

Сведения в Евангелиях о Симоне Кананите крайне скудны. Он упомянут в Евангельских списках апостолов, где зовется Симоном Зелотом или Симоном Кананитом, чтобы отличить его от Симона Петра. Никаких других сведений об апостоле Новый Завет не приводит. Имя «зелот» — «ревнитель» было либо собственным прозванием апостола, либо могло означать его принадлежность к политико-религиозному движению зелотов (зелотов) — непримиримых борцов с римским владычеством.

Судьба этого апостола неоднозначна, по крайней мере, есть три версии его мученичества: ближневосточная, кавказская и английская. Какая из них ближе к истине — неизвестно, возможно до второго пришествия Христа вместе со своими апостолами и другими святыми.

Согласно преданию, он, как и Иуда Фаддей, являлся одним из двоюродных братьев Господа Иисуса Христа. Его имя несколько раз упоминается в Новом Завете, но не более того. Остальное о его жизни и подвигах мы знаем исключительно из устного предания. Например, своё первое чудо претворения воды в вино Господь сотворил на свадьбе святого Симона в Канах. Именно с Канами Галилейскими, связана одна из интерпретаций имени апостола – Кананит. Хотя, возможно это слово лишь иудейский перевод греческого – Зелот (ревнитель), о котором мы уже говорили.

Чудо в Канне, очевидно, настолько сильно подействовало на будущего апостола, что он пошёл за Иисусом, присоединившись к Его ученикам.

После Пятидесятницы, то есть сошествия Святого Духа на апостолов, Симон Зелот проповедовал святое Евангелие в некоторых странах Вселенной (как тогда называли регион Средиземноморья и известные вокруг земли): Иудее, Египте, Ливии (в том числе в Киринее) и даже в Мавритании (на крайнем западе африканского континента). Это те страны, о которых говорят совместно, как восточная традиция, так и западная.

А вот дальше начинаются разногласия.

1-я версия. Великобритания.

Английская Википедия приводит сведения о том, что святой апостол Симон Канонит, по всей видимости, проповедывал в древнем Гластонбери, а был замучен в Кейсторе (современный Линкольншир).

Итак, существует точка зрения, что святой апостол Симон Зелот проповедывал на островах Великобритании и там же был распят на кресте местными язычниками. Вполне логично, если следовать его следам через всю Северную Африку на запад. Но доказательств нет. Только одно из преданий.

2-я версия. Ирак.

Вторая версия жизненного пути Симона Зелота как апостола заканчивается в древнем Вавилоне (современный Ирак). Например, данная версия приводится в немецкой Википедии, да и в целом широко распространена на Ближнем и Среднем Востоке. Причём из Иерусалима апостол пошёл на проповедь Евангелия через старинный город Эдессу. В Вавилоне апостол был казнён вместе с апостолом Иудой Фаддеем. Распилен пилой, с которой часто изображается в церковной живописи.

Эта вторая версия представляется мне наиболее вероятной по той причине, что повествует о совместном служении двух апостолов Иуды Фаддея и Симона Зелота, что очень похоже на правду, если учесть их родство.

3-я версия. Кавказ.

Наконец, третья версия, употребляемая исключительно в пределах Российской империи. Она сводится к тому, что якобы вместе с апостолом Иисуса Христа Андреем Первозванным (по одной из версий, скрываясь от римских легионеров) он отправился на Кавказ, избрав это место для проповедей. Андрей Первозванный не задержался в наших краях и отправился дальше, в Скифию, прародину России. А Симон Кананит поселился в уединенном местечке Псырцха (Абхазия), в пещере на берегу одноименной реки. Было это в 55 году нашей эры. Благодаря его проповеди Христовой любви им был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство.

В настоящее время на месте духовного подвига апостола вновь функционирует Ново-Афонский монастырь и восстановлена пещера, в которой по преданию жил святой апостол. Также отмечено место над рекой, где святой апостол был казнен. Предание гласит, что язычники отрубили ему голову и что на месте казни до сих пор выступают красные пятна крови апостола. Но, опять же, это только одна из нескольких версий смерти ученика Христова.

Так какая же традиция верна?

Трудно сказать. Там, где прерывается общая традиция трудно сказать точно, что и как было. Однако, в первые века от рождества Христова, христиане, в отличие он некоторых наших современников, высоко ценили опыт поколений. А потому было вполне в обычае среди последователей принимать имя апостола, дабы продолжать его дело, указывая тем самым, и подчеркивая, непрерывность апостольской преемственности. Отсюда возможно, что в каком-то одном месте действительно почил св. апостол Симон, а в других случаях это истории его духовных учеников.

Что же до нас, так нам, прежде всего, важно то, что Бог руками своих посланников может воистину творить чудеса. Просто необъяснимо, когда один человек успевает столь много, что о его жизни и служении помнят в разных, удаленных друг от друга точках мира.

Воистину прав Господь, говоря: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим». Именно чудом присутствия Божия можно объяснить это успешное служение апостола, когда ни пространство, ни смерть не имеют над ним больше никакой власти. Дай Бог, чтобы и в вашей жизни было то же самое. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *