Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на 20-е после Троицы 2018

Библейский текст: Мк 10:2–9(10–16)

2 Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?
3 Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?
4 Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.
5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.
6 В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.
7 Посему оставит человек отца своего и мать
8 и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.
9 Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
10 В доме ученики Его опять спросили Его о том же.
11 Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;
12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.
13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.
14 Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
16 И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.

Проповедь:

Дорогие братья и сестры,

Сегодня Писание предлагает нам тему супружества. У Марка в главе 10-ой мы читаем взгляд Господа на развод. Фарисеи знали о том, как Иисус относится к разводу. Очевидно, Он уже высказывал свое негативное отношение к этому, столь популярному сегодня, явлению. И потому, желая Его поймать на несоответствиях, они задают ему вопрос о разводе без обиняков прямо в лоб: «позволительно ли разводиться мужу с женою?»

Они ждут, что Иисус скажет им тотчас о том, что разводится, нельзя ни при каких обстоятельствах, что это грех. А они ткнут в Него пальцем принародно и заявят. Вот оно, Он лжец, Он призывает нарушить Божий закон, заповеданный нам Моисеем. Здесь фарисеи готовы сослаться на Второзаконие 24:1-4. Там говорится о разводном письме: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего…» (Втор. 24:1).

Но фарисеи просто не представляли, с Кем они говорят. Они говорили с Самим Воплощенным Словом Божьим. И именно поэтому они получили простой и ясный ответ: «по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь».

Вообще тема развода и повторного брака является предметом частого обсуждения среди христиан. В основе этого обсуждения лежат два фундаментальных вопроса:

1) В каких случаях Бог разрешает развод и разрешает ли вообще, и
2) В каких случаях Бог разрешает повторный брак, если вообще разрешает.

Различные деноминации придерживаются разных взглядов на этот вопрос, вытекающих из того, насколько правильно они понимают Писание.

Отвечая на первый вопрос, нужно заметить — Бог ненавидит развод! Видя, что мужчины в Израиле разводятся со своими женами, Бог, через пророка Малахию, заявляет: «Господь, Бог Израиля, говорит: «Я ненавижу развод и жестокости, которые делают мужчины. Поэтому храните свой духовный союз и не обманывайте ваших жён». (Мал. 2:16 Современный перевод). Также вполне ясно выражают отношение к разводу слова Адама в Быт. 2:24 «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». Из них видно, что Бог никогда не планировал, чтобы единство, из которого возникает потомство, было чем-то временным.

Но, несмотря на такое особо негативное отношение к разводу, нам известно, что человек слаб. Порой, супруги, которые вроде должны превращать жизнь друг друга в счастье, способны превратить его в ад на земле. И, наверное, именно поэтому в Законе Моисеевом повторный брак это не грех, за исключением двух случаев:

1) Если дважды разведенная или разведенная и овдовевшая женщина хочет снова выйти замуж за своего первого мужа и
2) Если разведенная или овдовевшая женщина выходит замуж за священника (см. Втор. 24:1-4 и Левит 21:14).

Удивительно, но и в Новом завете есть автор, который согласен с Моисеем, это апостол Павел. Он пишет, что повторный брак не является грехом, и таким образом, соглашается с мнением Ветхого Завета: «Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным. По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1 Кор. 7:25-28).

В данном месте Писания Павел обращается к разведенным людям, давая ясно понять, что, по его мнению, разведенные, как и девственницы не согрешат, если женятся.

Итак, таково отношение к разводу Моисея и Павла. Но почему они так разнятся со словами Господа Христа? – Ведь вот Его слова, они однозначны: «кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует».

Отчего такое противоречие? Почему Моисей и Павел говорят одно, а Иисус другое? Может мы здесь чего то недопонимаем?

Давайте посмотрим, знает ли Павел взгляд Бога на развод? Да, знает: «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей». (1 Кор. 7:10,11)

Именно из этих слов Павла становится понятно, что Павел, как и Моисей, просто исходят из милосердия, учитывают греховное несовершенство человека, а слова Христа говорят об идеале в браке. Но ясно, что в жизни бывает всякое, именно поэтому Иисус напоминает: «по жестокосердию вашему Моисей написал вам сию заповедь».

Дорогие прихожане, я призываю вас вспомнить о словах апостола Павла, которые мы слышим на каждой Литургии: «все согрешили, и нет праведного ни одного».

Вы хотите быть абсолютно правильными? Вы хотите быть абсолютно уверенными в том, что ваша жизнь это жизнь во всем и всегда верная Богу? Взгляните на ваш брак. Очень хотелось бы, чтобы мужчины всегда проявляли заботу о своих женах. А женщины – всегда и во всем ли были бы послушны мужьям. И не предпочитали бы поступать так, как та жена из анекдота об узбеке и украинке:

Один узбек взял себе в жену украинку и говорит ей после свадьбы: «Запомни жена главное правило, если я пришел домой с работы и тюбетейка у меня на затылке, делай со мной, что хочешь, а если тюбетейка сдвинута на глаза, то лучше даже не подходи. Хорошо, отвечает жена, но ты тоже, пожалуйста, учти, что если ты приходишь домой и руки у меня сложены спереди на переднике, то я выполню любой твой каприз, а если руки в бока, то мне все равно, где у тебя тюбетейка ….

Да, мы несовершенны, однако, что невозможно человеку, то возможно Богу. Пригласите в вашу жизнь Бога. Пусть Он станет источником и понимания, и прощения и любви к вашей, такой дорогой, но, как и вы, — несовершенной половинке. Помните дорогие братья и сестры, любовь это великий дар Божий. Он прекрасен, но и хрупок как цветок. Берегите его, дабы никогда и никому не приходилось из-за собственного жестокосердия даже думать о разводе, который, как ни крути, а все одно, есть последствие разрушенной любви, а это – мерзость в очах Божьих.

И пусть мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *