Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на День Благодарения

Библейский текст: Лк 12:13–21

13 Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.
14 Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?
15 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое,
19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Проповедь:

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и от Господа Иисуса Христа. Аминь.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы собрались с вами в этом храме, чтобы вознести свои молитвы к Богу и выразить Ему свою благодарность за все дары, которыми Он щедро одаривает нас в нашей жизни. Сегодняшний праздник носит название «Праздник Урожая».

Он существовал у народа Божьего уже в дохристианские времена, тогда он носил название Cуккот (праздник кущей Исх. 23:16; 34:22). В западной христианской церкви его стали отмечать с 3 века. Регулярным он становится с 1773 года в Пруссии, где его отмечают в первое воскресенье после дня Михаила (29 сентября). В каждом приходе Евангелическо-Лютеранской церкви определяется своя дата праздника: первое воскресенье октября или после дня Михаила.

Поскольку это день завершения полевых работ и благодарения Бога за его дары то, как правило, обычно этот день ассоциируется с плодами поля – хлебом, овощами и фруктами. Но, праздник урожая, это не только выражение благодарности Богу за плоды земли, за то, что мы собрали с нее, в этот день мы также благодарим Бога за все доброе, что имеем. Потому, что все, что у нас есть: семья, работа, здоровье, это – все дар Божий. К сожалению, многие люди совсем не думают об этом.

Сегодня мы слышали притчу о богаче, который из-за обилия урожая забыл о Боге. Собрав богатый урожай, этот человек думал, что сможет очень долго наслаждаться плодами своих трудов, но Господь говорит ему: «Безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк 12:20)

В наши дни мы часто встречаемся с такими людьми. У них есть богатство, власть, право посылать других на войну за собственные интересы, у них есть дорогие машины и дома…, но каким бы богатством не владел человек, он никогда за эти деньги не сможет купить спасение своей души.

«Ищите прежде Царствия Божия, а все остальное приложится вам», поучает нас в нагорной проповеди Иисус Христос. (Мф 6:33)

Человек приходит в этот мир, не имея ничего, и, уходя из этого мира, он также не сможет взять с собой ничего из того, что приобрел, кроме своей веры и тех дел, которые он совершил.

Нет ничего важнее Царствия Небесного, а все остальное приложится. Человек, который живет без Бога, даже не смотря на свое богатство, очень несчастен. Такой человек не может найти покой, его душа страдает, теряя нечто важное в жизни.

Блаженный Августин, который в молодости стремился к земным благам, а затем обратившись ко Христу, писал: «Ты создал нас для Себя, и душа наша дотоле томится и не находит себе покоя, доколе не успокоится в Тебе» (Б. Августин «Творения»).

Действительно, только в Боге человек может обрести мир и покой: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, …, и найдете покой душам вашим». (Мф. 12:28-29)

Обретая Бога, человек не только обретает мир в своей душе, но также получает и благословение во всех своих делах, если только они не ведут его ко злу, или отпадению от Бога. Иногда мы очень хотим что-нибудь получить в нашей жизни, и даже просим об этом Бога, но не получаем. В этом случае нам нужно задуматься: послужит ли мне то, что я хочу получить, на благо, или это уведет меня от моей веры? Мы уверены в том что то, о чем просим действительно нужно нам?

Поверьте, встреча с Богом всегда таинственна и может быть вовсе и не принесет то, чего так нами вожделеется. Ведь еще с самого начала, в райском саду среди деревьев было и такое, чьи плоды есть было ни в коем случае нельзя. Да и кто кроме Бога может знать, что нам действительно нужно?

Я очень люблю творчество братьев Стругацких. Есть у них замечательный киносценарий «Машина желаний», один из вариантов повести «Пикник на обочине». По нему был снят знаменитый фильм кинорежиссера Андрея Тарковского «Сталкер». Сталкеры это проводники, что проводят людей по некоей «зоне», к ее центру, в «Золотой круг», оставленный внеземной цивилизацией. В «зоне» опасно, — каждый шаг несет здесь гибель и может стать роковым. Только проводники знают, как двигаться по ней. Но и они рискуют. Тому же, кто доходит до центра «зоны», выпадает шанс, попав в нее, исполнить свое самое заветное желание.

Только вот ведь загвоздка в чем, — самое потаенное желание души, вовсе не то, в чем мы можем себе сами порой признаться.

Сталкер вспоминает такую историю: однажды до «Золотого круга» добрался один из самых опытных сталкеров которого все звали «Стервятник». Для того чтобы дойти до цели он загубил собственного брата.

«Повел его в Зону и подставил где-то… Ушел вдвоем, вернулся один. Его совесть замучила. Он потом себя совсем потерял. Вот и пошел за братом, брата пошел вернуть, а когда дошел, натура его поганая свое взяла (стал он несметно богат)… Ведь Золотой Круг только одно желание выполняет. Дошел до него – получай награду, но только одну (заветную, и никакой иной). Еще чего-нибудь хочешь – снова иди… »

Однако, Стервятник понял, сколько ни ходи, исполнится только то, что у тебя в душе, и ничего иного. В итоге он повесился.

Вот и загвоздка, можем ли мы сказать, что знаем свои самые заветные желания? А если не знаем, то, как можем быть уверены в том, что нам известно о наших настоящих нуждах? Однако самомнение грешного человека таково, что он с поистине сатанинским остервенением пытается урвать у Творца как можно больше даров сотворённого мира для себя любимого, считая, что он-то точно и есть тот, кто ЗНАЕТ как ими распорядится!

У того же Блаженного Августина есть хорошее высказывание: «Благие пользуются миром для того, чтобы наслаждаться Богом; злые же напротив, хотят пользоваться Богом для того, чтобы наслаждаться миром.»

Притча «о безумном богаче», которую мы слышали сегодня, служит нам примером того, как человек получая богатство и успех в жизни, забывает Бога.

Но нам, конечно, не следует думать, что богатство само по себе является грехом, или, что оно есть зло для человека. Богатство, это – дар Божий, только этот дар необходимо использовать на благо. В Евангелии мы можем прочитать рассказ об одном богатом человеке — Иосифе из Аримафеи, Он был учеником Иисуса Христа, и после того, как Христа распяли на кресте, именно Иосиф отдал свой гроб, для того чтобы в него положили тело Иисуса. (Лк 23:50-53)

В истории России мы можем встретить множество известных семей, которые, будучи богатыми, использовали свой дар Божий на благо всего христианского общества, на благо Церкви Христовой. На свои средства они возводили храмы, строили приюты и больницы, организовывали школы для детей из бедных семей. Они также не забывали о своей душе, большинство этих семей были глубоко верующими людьми.

Прекрасный, по-моему, пример для нынешних сильных мира сего, да и для каждого из нас. Мы тоже можем делиться с другими тем, что дает нам Господь, и это не обязательно должны быть материальные блага. Если у нас нет денег, мы можем всегда поделиться с другими своей верой, своей добротой и любовью. Хотя это и непросто:

Уметь любить — не значит быть любимым.
Уметь прощать — не значит, что прощен.
Дарить тепло — не значит быть счастливым,
А нападать — не значит «защищен».

И все же эти предостережения – мудрость мира. У Бога же все по-своему, Он щедро дает тем, кто сам становится источником. И за примером не нужно далеко ходить. Взгляните на физику, закон сообщающихся сосудов, — пустота всегда заполняется. Там, где делятся, всегда прибывает. А там, где пытаются награбить, рано или поздно, — утекает. Удержал ли свое материальное богатство безумный богач? Забрал ли с собой в посмертную жизнь?

В послании, которое мы сегодня слышали, апостол Павел пишет: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброохотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9:6-7).

А что же делать тем, кто не находит у себя ни материального достатка, ни, как некоторые считают, духовных даров? Таким людям необходимо обратиться к Богу с молитвой, ведь жили же как-то до сих пор и, наверняка, в жизни были и светлые моменты, разве не так? – Поверьте, Бог никогда нас не оставляет, главное, – чтобы мы не оставляли Его. Иисус в нагорной проповеди говорит: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7:11).

А апостол Павел прибавляет: «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9:8)

Вспоминайте об этом почаще, не забывайте о молитве к нашему Небесному Отцу, и будьте щедры. А мир Божий пусть всегда пребудет со всеми вами. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *