Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на 16-е после Троицы 2018

Библейский текст: Ин 11:1(2)3,17–27(41–45)

1. Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, [где жили] Мария и Марфа, сестра ее.
2. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была [та], которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
3. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен.
17. Иисус, придя, нашел, что он уже четыре дня в гробе.
18. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати;
19. и многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их [в] [печали] о брате их.
20. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.
21. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
22. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
23. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
24. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
25. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.
26. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
27. Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.
41. Итак отняли камень [от пещеры], где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
42. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
43. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон.
44. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
45. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него.

Проповедь:

Дорогие братья и сестры,

Вопрос о воскрешении Лазаря, о возвращении его к жизни, это непростой вопрос. Об этом событии упоминает только Иоанн, а у синоптиков этого нет. Молчание синоптиков вызывает недоумение не только потому, что с чудом воскрешения разлагающегося мертвеца не может сравниться ни одно из чудес Христовых, что мы находим у синоптиков, но и потому, что четвертый евангелист прямо свидетельствует о том, какое особое влияние это чудо оказало на исход земного служения Христа Спасителя: для Иоанна воскрешение Лазаря это серьезный повод к выступлению против Господа иудейских начальников, что и привело в итоге к Его крестной смерти.

Это объясняет, почему три евангелиста, Матфей, Марк и Лука, не упоминают этого события, согласно Предания они писали свои Евангелия тогда, когда Лазарь был еще жив (был епископом на острове Крите). Оберегая его от злобы врагов, евангелисты не упомянули об этом совсем. А евангелист Иоанн писал свое Евангелие позднее других, когда Лазарь уже отошел из этой жизни в лучший мир. Поэтому он об этом так подробно и написал, уже не опасаясь ничего.

Не часто, дорогие прихожане нам приходится задумываться над вопросом о смерти? Связано это, наверное, с тем, что современный стиль жизни не очень-то уж позволяет нам разбрасываться временем на всякие «бесполезные и пустые» вопросы. Ну, нет у меня времени, — скажет современный человек, на размышления по поводу того, что со мной будет после того, как я умру. Что будет вообще в будущем со мной и миром.

По телевизору, например, крутят новости о войнах и катаклизмах, о грядущем расколе в Православной церкви, о войне в Сирии и на Донбассе, о смертоносном урагане с красивым женским именем «Флоренс» в США, о пенсионной реформе и волнениях народа. Однако все это волнует простого человека лишь тогда, когда касается напрямую. А так лучше просто переключить канал, или вовсе не включать телевизор, здоровее психически будешь.

Вот и о смерти и связанных с ней событиях современное общество, уставшее от насильственной пропаганды негатива, тоже предпочитает не думать. Так что мы можем уверенно сказать – в наше время совершенно отсутствует культура смерти.

И понятно почему, слишком все непросто. В мире всегда было немало людей, подвергающих сомнению историчность Самого Господа, хотя древние документы – Святое Писание, все видели, и большинство, не просто видело, а читало. Да и кроме Библии сохранилось немало иных источников, свидетельствующих о том, что Господь, это реальная историческая фигура.

Вот, к примеру, что пишет Иосиф Флавий (37-100 от р.Х.) в трактате Иудейские Древности:

«Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлёк к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали любить его и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нём и о многих других его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени.»

Корнелий Тацит (50-120 от р.Х.) «Анналы»:

«Но вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех … кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме… Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обречённых на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады.»

Можно приводить примеры еще и еще, например «Жизнь двенадцати цезарей» Транквилла (70-122 г. от р.Х), переписку Плиния Младшего (приблизительно 61—113 г.) с императором Траяном, и много другого. Об Иисусе нам известно лучше, чем, к примеру, об Александре Македонском. О последнем нам известно о его военных походах, блестящих победах и достижениях, но ничего об образе мыслей, его мироощущении. В этом плане можно сказать, что о Господе мы знаем гораздо больше.

Однако если в Александре не сомневаются, то во Христе да. Еще бы, воскресение из мертвых – в такое, уж позвольте, сложно действительно поверить, личный опыт говорит об обратном, «оттуда» еще никто не возвращался. «Ну а мало ли чего там, в Библии, написано», – так рассуждает современный человек.

Да, все это так, но на то вера и называется верой, что ее область начинается там, где кончается наука, где проходит граница между пониманием и непониманием. Поэтому в Воскресение нам остается только верить. Однако, и здесь, в области веры, не все так просто. Вера тоже требует своего «старта» своего какого-то опыта, который-то как раз и базируется на наших знаниях. Парадокс, но эти знания мы с вами можем почерпнуть только из исторических источников, из Евангелий, из Библии.

Итак, что же говорит нам в Ней Сам Иисус по поводу воскресения?

«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет». Мы видим, что здесь Иисус говорит о вечной жизни. Однако воскрешение Лазаря еще не носит характер воскрешения к вечной жизни. Лазарю просто дано дополнительное время жизни на земле, но его жизнь еще отнюдь не избавлена окончательно от лап смерти. Ему предстоит еще раз умереть. Так для чего Иисус это делает? Зачем он воскрешает Лазаря, если ему предстоит все равно умереть?

Данным действом Иисус демонстрирует окружающим свою власть над смертью и придает не просто глубинный, но реальный смысл своим словам «Я есмь воскресение и жизнь».

Цель чуда – вера учеников, а затем и народа, присутствующего при чуде. Словом «народ» переведено по-русски греческое слово οχλος – толпа. Это были иудеи, пришедшие из Иерусалима, в большинстве неверующие и враждебные. Но ученики? Разве и они не верили? Верили, но вера имеет разные степени и разное содержание. И Марфа исповедует свою веру. Она ее доказывает, словами – «знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». Это умозаключение уже предполагает веру во Христа как Начало жизни, со всеми проистекающими из нее следствиями. И, тем не менее, у гроба Лазаря, когда она предупреждает Господа о неизбежности наступившего разложения, Господь ее призывает к вере. Почему? Здесь ударение на силе веры, и эта вера нужна именно потому, что воскрешение Лазаря совершается в преддверии страстей, а происходящее у гроба Лазаря невольно напоминает, христианскому читателю Евангелия, отдельные подробности Воскресения Христова. Это совпадение не может быть случайным.

Воскресение Господа Иисуса Христа предполагает Его смерть. А приобщение учеников к крестной смерти Спасителя совершаемое в таинстве Евхаристии, одновременно является и приобщением к Его Воскресению. Так Таинство Алтаря становится пищей к жизни вечной.

Когда мы подходим к алтарю, многие делают это просто в дань традиции, особо не задумываясь над тем, что же здесь происходит. Ну и так понятно, пришел в церковь – причастись. Но чего или Кого мы причащаемся? Что там происходит?

У Алтаря, невидимо повторяется то событие, которое произошло у гроба Лазаря. Жизнь Лазаря отныне не принадлежала ему. Он не мог себя воскресить. И оставался мертвым до тех пор, пока к его гробнице не подошел Иисус. Так же и наша с вами жизнь, пока ее не коснется Спаситель, напоминает гробницу Лазаря, она так же зловонна и бессмысленна, как разложившееся тело.

Но вот если в нашу жизнь войдет Бог, то она, даже полная несовершенства и ошибок может порой странным образом измениться. Из досадного недоразумения она вдруг наполнится смыслом примерно так, как в небольшой истории, которую мне бы хотелось здесь напоследок поведать:

Однажды мать маленького мальчика из желания вознаградить успех своего сына в занятиях музыкой, привела его на концерт Великого Музыканта. Она усадила ребёнка в зале и, увидев знакомую, подошла к ней поздороваться.

Мальчик, который первый раз был на концерте, тем временем встал и решил исследовать местность. Увидев дверь с надписью «Вход воспрещён», он, конечно же, тут же вошёл в дверь.

Тем временем в зале погас свет перед началом концерта. Мать поспешила на своё место, но не обнаружила там своего сына. Внезапно занавес поднялся, и лучи прожектора осветили сцену. Вот тут мать охватил ужас, потому что она увидела на сцене своего маленького сына, который сидел за роялем и невинно играл нехитрую, недавно разученную мелодию.

И в этот же самый момент, стремительной и лёгкой походкой на сцену вышел Великий Музыкант. Публика ахнула. Но Великий Мастер подошёл к мальчику и сказал:

— Не останавливайся. Продолжай играть.

Наклонившись, Музыкант стал исполнять левой рукой басовую партию. Затем, его правая рука опустилась на клавиатуру с другой стороны от ребёнка, и он добавил живое, бегущее obbligato.

Аудитория была совершенно очарована.

Вместе Великий Пианист и Мальчик превратили нелепую, забавную ситуацию в удивительную, уникальную, и подарили аудитории абсолютно неповторимый момент.

Какой бы ни была ситуация, Господь шепчет:

— Пригласи Меня в свою жизнь и не останавливайся, продолжай играть. И вместе мы соберём мелкие осколки в Творчество. Несовершенство и Смерть вдруг превратятся в Великое произведение Искусства и Жизнь Вечную.

Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *