Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Рождество Богородицы 2018

Библейский текст: Мф 1:1–16,18–23

1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;
4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;
8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;
9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;
10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;
11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;
13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;
14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;
15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;
16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

***

18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
20 Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

Проповедь:

Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами отмечаем замечательный, светлый праздник рождества! Да, вы не ослышались, именно это я и сказал – рождества. Только не Господа нашего Иисуса Христа, а его мамы – Богородицы.

В такие Великие Праздники как Рождество Христово и Рождество Приснодевы Марии, мы должны понимать суть этих событий. Нужно знать по какому случаю был установлен сегодняшний Праздник и что, собственно, мы празднуем.

А празднуем мы Величие Благодати Божией, даровавшей этому миру прекрасную Деву, без которой не появился бы на свет наш Господь. По сути, мы видим в этом событии самое начало спасительных деяний Бога. И именно поэтому оба Рождества глубоко повязаны между собой. Об этом же свидетельствует нам и сегодняшнее Евангелие.

Оно начинается с описания родословной Господа. В нем практически вся родословная состоит из мужских имен. Но в конце появляется имя Марии.

… Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

Мы видим, что евангелист специально обращает наше внимание на то, что Иосиф лишь муж Марии, но не от него рожден Иисус, а от Духа Святого, да Марии.

По обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

Так мы видим, что Бог избрал и приготовил для себя ту, что хотел. Есть хорошая поговорка: человек предполагает, а Бог располагает. Здесь, с рождеством Богородицы ровно то же – люди, пытаются вечно подчеркнуть значимость того, что им самим кажется важным. Однако у Бога иные планы. Так родословие по мужской линии через род самого Царя Давида видится чем-то особенным. Но не для Бога. Для него может быть важен вовсе и не мужской, и даже не царский род. Поэтому, возможно, Боговдохновенный евангельский текст Матфея скрывает от нас происхождение самой Марии.

Вы знаете дорогие прихожане, сегодняшняя ситуация в нашей стране напоминает мне события конца 80х, начала 90х. Люди более не верят власти. Все в напряжении ждут очередного удара хуже «пенсионной реформы» (слово то какое!). Не все в открытую готовы высказывать собственное мнение, если от этого может зависеть карьера. Рубль качается то ввысь, то вниз довольно серьезно. Я не специалист, однако по мнению различных экспертов, коих всегда было великое множество, а сейчас и подавно – подобное поведение валюты говорит о том, что экономику лихорадит. Лучше, если у валюты стабильный курс.

В общем в воздухе что-то такое ощущается, словно перед грозой, как сейчас, так и тогда. Так вот, в то время, в конце 80х в Москве проходили стихийные митинги, собрания, стали образовываться политические группы, причем совершенно иной, совсем не близкой к идеям социализма и коммунизма направленности. Помню, тогда я впервые столкнулся с представителями общества Память.

Оно появилось в Москве в 1980 году. Первоначально выступало как любительское историко-культурное объединение общественных активистов из городского отделения Общества охраны памятников истории и культуры. А вот к концу 1986 года «Память» превратилась в организацию, претендующую на роль главного идеолога русских националистов. Их фикс идеей было белое движение (белогвардейцы) и возрождение монархии в России.

Как говорят, новое это часто хорошо забытое старое. Когда в стране запахло событиями 91 года, некоторым людям казалось, что, если нельзя опереться более на авторитет Коммунистической Партии, его нужно искать в ином месте – в наследии прошлого. Правда никто из них не задумался тогда, что именно это наследие как раз и привело к кровавой гражданской войне 1917-22 годов.

Однако, так ведь хочется положиться на кого-то, кто все решит. На парламент, президента, на царя-батюшку, на батьку, на матушку-страну, на кого угодно, только не на себя да на Волю Бога! И это сидит в каждом грешном человеке. Я за свою жизнь не раз слышал в адрес русских людей – народ такой, любит сильную руку, без нее никак нельзя, иначе развал, крах.

И это говорили даже больше, как ни странно, вовсе не иностранцы, именно это рефреном звучало и от всяческих «национал коммунистов» — нужен Сталин! И от монархистов – Царя давай!

Как тогда, так и сейчас, мне хочется спросить – а может все же к Богу обратимся, для которого вовсе не важно – царский род или нет? Господь ведь Он всех любит, и для него важен каждый – и царь Давид, и сын раба Моисей. Все же может поэтому в евангелиях ни слова о происхождении Марии. Кто она? Каков ее род?

Бабушка Иисуса Христа, жена святого Иоакима, святая Анна происходила из колена Левия, из рода первосвященника Аарона, а ее муж (дедушка Марии) праведный Иоаким из колена Иуды, из рода Давида. Все это, конечно, взято из апокрифов. Вполне возможно, что эта информация вполне справедлива. Однако, хочу еще раз подчеркнуть, — сам евангельский текст скрывает от нас род Марии. Евангелист как бы отстраняет Марию как от перечисленного родового дерева Иосифа, так и от своего собственного, вовсе его не упоминая. Ведь нас христиан мишура мира не должна волновать. Не знатность и особость творения здесь важно, важна Благодать Божия, Божие призвание!

Имя מירים (Мирьям) от корня «מר» — горечь, стало поистине пророческим для нее – она познала величайшую горечь для матери – потерю собственного Сына. Таково было ее призвание, родить и потерять, чтобы затем, в день собственного Успения вновь обрести. Понимала ли она его до конца? Не знаю, не думаю, скорее всего нет, точно также, как и мы не знаем, не можем знать, что ожидает нас в будущем? Через что нам предстоит пройти в жизни. Однако я уверен в одном, Мария стала удивительным примером для жизни многих людей именно благодаря Благодати Божьей, что позволила ей остаться верной Богу.

Пример Марии удивителен. Он затрагивает многие аспекты жизни человека. Она и Мать (с большой буквы этого слова), она и Дева (так же с большой). В ней и бездетный, одинокий человек найдет пример христианской жизни, и родитель большого семейства.

Поразительно, но Богородица это пример не только для каждого из нас лично. Она образ Церкви в целом. Не зря мы сегодня с вами читали и другой текст из Библии – Откровение Иоанна глава 21.

«И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.
И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.
И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.»

Мария, став Невестой Бога, явилась Сосудом, через который мир получил Небесную Благодать Прощения и Примирения. Подобно ей и Церковь тоже несет в своих Таинствах миру спасительное Слово Божие.

В общем Рождество Богородицы, – это начало исполнения всех Божественных обетований, которые Бог обещал людям через своих пророков в течение многих тысячелетий. Здесь берет свое начало и тайна спасения человека, и грядущая Слава рода его. А значит, и наша. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *