Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на 13-е после Троицы 2018

Библейский текст: Лк 10:25–37

25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Проповедь:

Что нужно сделать, чтобы попасть в рай? – Такой вопрос задает законник. Именно так большинство людей и поступает, столкнувшись с христианством – что нужно сделать отец, чтобы попасть в рай, чтобы Бог был ко мне благосклонен? Чего желает Он от меня? Дайте ответ отче, и желательно немедленно!

И вот Иисус, как хороший наставник, отвечает вопросом на вопрос, заставляя думать собеседника: в законе что написано? как читаешь?

Ответ оказывается на поверхности: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».

Красивый ответ, хороший. Но вот беда, как каждый ответ, он порождает не один, а сразу несколько вопросов – а можем ли мы любить Господа Бога? Да еще подобным образом – всею крепостию своею? Можем ли мы любить ближнего как себя? И кто есть ближний?

Именно этот последний вопрос и задает сразу же законник — кто мой ближний?

Тут Иисус дабы не впадать в долгий спор и изъяснения, просто рассказывает историю, в которой вполне ясно показывает, что ближним может быть всякий человек, и иной веры, и иного народа, и иного убеждения.

К примеру, для попавшемуся разбойникам человека по убеждениям и вероисповеданию были ближе и священник, и левит, что прошли мимо. Однако именно самарянин, представитель малочисленной этно-религиозной группы, у которой даже письменность отличалась (самаритяне пользовались ивритом, но с особым письмом, так называемой самаритянской письменностью) стал для него самым близким человеком.

Удивительно, но большинство религиозных воззрений, проистекающих от грешного человечества, строятся на разделении – мы и они. Верующие и неверующие, праведные и неверные.

Можно привести массу примеров, как люди, ища собственной праведности, оттачивают ее настолько, что вдруг самые ближние, оказываются самыми далекими. Вот недавно смотрел фильм «Замуж за ИГИЛ» в нем рассматривался феномен молодых женщин, что во вполне благополучных странах, вдруг принимают ислам, и оставив все, — страну, дом, семью, родных и близких, уезжают в так называемое «исламское государство».

Одна из героинь этого фильма поделилась тем, как чуть было не совершила подобный роковой шаг. Она, заинтересовавшись исламом и, решив побольше узнать о нем, обратилась к интернету. Там и попала на вербовщиков, которые стали объяснять ей, что традиционный для Кавказа ислам вовсе не истина, а истина ислам, отличающийся абсолютной непримиримостью к «неверным». Общение и убеждение продолжалось долго. Ее визави разъяснил ей, что для верующего мусульманина не может быть никаких родных и близких, кроме как те, кто поддерживает ИГИЛ.

Она вовремя остановилась, задумавшись над тем, почему ей предлагают свершить обман – опоить родителей снотворным, тихо собраться и покинуть отчий дом, когда согласно, восточных исламских традиций, существует обычай уважительного отношения к старикам и родителям. Хорошо, что девушка не стала этого делать.

Много примеров негативного отношения к окружающим существует и среди иных различных сект, когда родственники не сектанты воспринимаются враждебно, а любой призыв к критическому, самостоятельному мышлению, даже от близких людей, видится членами секты как происки нечистого. Иногда даже некоторые религиозные группы, заявляющие о себе, что они якобы христианские, приводят пример из евангелия от Марка. У Марка 3.34-35 Господь говорит о том, что Его близкими являются те, «кто будет исполнять волю Божию», только они для Него и «брат, и сестра, и матерь!»

Кто это? Есть ли такие? Разве существуют люди ни разу в жизни не оступившиеся, всегда и во всем верные воле Бога? А ведь именно об этом и говорит Господь. Поверьте, это невозможно обыкновенным грешным людям. Но не Христу! В Нем исполняется всякая правда. В Нем, и через Него мы видим и обретаем во всяком человеке – ближнего.

Жить со Христом, видеть Его всепрощающим взором, это непросто, но нужно помнить, чем глубже разделение, чем чище, особенней считает себя та, или иная группа, что базируется не на Слове Господа, а на Его человеческой интерпретации, или человеческих измышлениях, тем глубже противоречия внутри нее самой. И это касается любых идей от человека. В том числе и имеющих отношение к политике, не только к религии.

Вспомним хотя бы меньшевиков и большевиков. Вроде и те, и другие коммунисты, но вот пришло время, и в своем стремлении достичь еще более чистого, правильного пути к победе Мировой Революции, одни нашли в других изъян. Хороший пример и Röhm-Putsch (Путч Рёма) расправа Адольфа Гитлера над своими старыми соратниками из числа лидеров штурмовиков. СА тоже были обвинены в недостаточной приверженности идеям национал-социализма.

Зло, лишаясь возможности пожирать окружающих, принимается рано или поздно за самоё себя. Только пример Христа, призывающего видеть в каждом, даже в непримиримом идеологическом сопернике – ближнего, и есть единственно правильный путь терпимости, понимания и любви. И, кстати, — основа демократии.

Вот, к примеру, завтра 27го августа мы будем отмечать день св. Моники (330-387), это мама одного из величайших отцов западной церкви – св. Августина.

Св. Моника была глубоко набожной христианкой. Муж ее не был христианином. Она оказалась вынуждена жить с человеком абсолютно иного мировоззрения, который иначе смотрел на все, что являлось для нее самой важным в жизни.

«…Она спокойно переносила его измены, — вспоминает св. Августин, — никогда по этому поводу не было у нее с мужем ссор».

Жизнь с неверующим мужем — воспринималась ею не как проблема, но как задача. Моника не давила на мужа (чем, опять же, грешат многие современные жены), не навязывала ему, своих убеждений, (как показывает опыт и древности, и современности, подобное давление лишь отвращает человека от веры). Для нее семейная жизнь была крестом, представлявшим собой сплошь стрессовые ситуации и душевные травмы. И дело не только в том, что муж изменял. Возможно, что он часто повышал голос. Ему было с кого брать пример. В других семьях, отношения с которыми поддерживали Моника и Патриций, мужья порой поколачивали своих жен, и никто не считал это особой трагедией.

Св. Августин вспоминает, что подружки его матери нередко ходили с синяками. Но Патриций не поднимал руку на Монику, хотя, как вспоминает Августин, он был очень вспыльчивым человеком. Зная каков его характер, Моника «служила ему, как господину и старалась приобрести его для Бога», — пишет святой Августин.

«И вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие», — учит святой апостол Петр. Именно это и делала Моника. Постепенно Патриций начал интересоваться ее верой. Горячие молитвы любящей супруги подействовали, Бог услышал, обращение пришло. Патриций искренне уверовал во Христа и крестился.

Однако проблему составлял не только муж, а и сын. Сам святой Августин смолоду тоже вовсе не был паинькой. Жизнь его тогда была бурной. И к христианству он пришел не сразу, а через увлечение различными религиозно-философскими направлениями – манихейством, скептицизмом и языческим неоплатонизмом, астрологией. Будь св. Моника не на позиции Христа, восприми она иной образ жизни и мышления своего сына как причину для того, чтобы не общаться с ним, выкинуть грешника из собственной жизни, церковь бы возможно, так и не получила бы своего великого святого. И все же она, будучи верной Богу, непрестанно молилась и о муже, и о сыне, даже не видя изначально никаких перспектив.

Но все же Бог даровал ей победу и здесь – на Пасху 387 года, Августин принимает Святое Крещение от святителя Амвросия Медиоланского.

И все это благодаря тому, что св. Моника хорошо усвоила наставление которое приводит 1е послание апостола Иоанна: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.» Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *