Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на 9-е Воскресенье после Троицы

Библейский текст: Мт.25.14-30

14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Проповедь:

Сегодня, братья и сестры Господь нам рассказал притчу о талантах. Как правило, когда мы слышим слово «талант» мы воспринимаем его, согласно одному из вариантов объяснений толкового словаря Владимира Ивановича Даля (из семьи обрусевшего датчанина Йогана Кристиана фон Даля и его жены немки Марии Христофоровны, урождённой Фрейтаг), как:

Природный дар, дарования человека и способность к чему. Талантливый, даровитый, с природными способностями. Талан, счастье, удача; | рок, судьба, участь; | барыш, прибыток| находка.

Нам известно, что гении часто обладают не одним даром, они как правило разносторонни в талантах. К примеру, талантливый полководец Юлий Цезарь умел делать сразу несколько дел одновременно. Вы спросите какие?

Ну что же, поделюсь немного историей. Почти всем известно, что в древнем Риме очень ценились гладиаторские бои, и отказ от посещения амфитеатра считалось дурным тоном – могли расценить как неуважение к народу, слабость правителя и пр. Императору это было не к лицу, поэтому на бои он ходил, но не смотрел их, а занимался своими делами — разбирал корреспонденцию и отвечал на письма.

Однажды его ехидно спросили, как это он так умудряется и на гладиаторов смотреть и письма писать? И правитель ответил: «Великий Цезарь может делать два, и даже три дела одновременно — и смотреть, и писать и слушать!»

Если рассматривать «талант» именно как умения, то мы можем сказать, что у императора было много талантов. Однако Даль дает не только, общепринятое сегодня объяснение этому термину, у него есть и другое, а именно: монета у древних греков и у римлян. Именно это значение и использовано в притче.

Мы видим, что история здесь начинается с отъезда некоего господина, который перед отправлением вызвал к себе своих слуг и поручил каждому определенную денежную сумму – «таланты».

В нашей стране, к примеру, это были бы рубли, в Европе – евро, в Америке – доллары. И вот мы читаем, что одному из слуг он дал 5 монет, другому — 2 монеты, а третьему — одну единственную, 1 талант. После этого хозяин уезжает.

Проходит время, и хозяин возвращается. Ему естественно хочется знать, как слуги распорядились доверенным им имуществом.

Получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Прими поэтому десять!

Господин хвалит своего слугу и говорит: в малом ты был верен, над многим тебя поставлю!

Тогда вызывает господин следующего и спрашивает его, а как ты распорядился тем, что тебе было доверено?

Мы читаем: два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

Мы видим, что и этот слуга приумножил то, что было ему доверено. Он, конечно, принес гораздо меньше первого, однако и начальный капитал у него был меньше.

Это тоже радует хозяина, и о чудо, ему, несмотря на гораздо меньшую сумму дается то же обетование: в малом ты был верен, над многим тебя поставлю!

Мы понимаем, конечно, что речь здесь идет не просто о деньгах, господине и слугах, речь здесь о вещах более глубоких. Господин, это Архитектор Мира, Его Создатель. Речь здесь о Боге и о наших взаимоотношениях с ним.

У каждого человека есть свои дары – таланты. Нет на земле человека, у которого не было бы хотя бы одного дара. У кого-то их больше, у кого-то меньше, однако те, кто трудится засучив рукава, кто приумножает дары, полученные в жизни, поступает именно как эти два слуги. И не важно, какой талант даруется и в каком количестве. – Важно приумножать.

Порой приходится в жизни заниматься и не совсем тем делом, которому изначально обучался в юности, к которому готовился, жизнь подкладывает нам сплошные сюрпризы. Иной раз приходится работать там, где вообще не планировал, заниматься тем делом, о котором и не думал. Однако это вовсе не значит, что его нужно делать плохо, сетуя на обстоятельства, кляня Творца за то, что не довелось родится в семье миллиардера.

Именно примерно это и делает оставшийся последний слуга. Он ругает Господина за те условия, в которых по его решению очутился, он вносит в отношения с хозяином собственный устав где закон устанавливает не хозяин а раб: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

Что же, хозяин на то и хозяин, что именно он и есть Власть. Ответ не заставил себя ждать:

Возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

От Власти Бога не скрыться никому, именно Он дарует таланты, и Он же вправе спрашивать, как мы ими распорядились. Закопали в землю? Сломились под ударами жизненных обстоятельств? Решили, что то, или иное занятие не для нас? Что я этому не учился, у меня не получается, у меня талантов нет?

Поверьте, это Творцу решать, к чему у нас талант, не творению. Людям, стоящим у власти, любой, политической ли, религиозной, или совсем маленькой, к примеру вахтер при входе в метро, абсолютно всем нужно помнить о главном – и таланты и судьба человека во власти Бога!

Сегодня, дорогие братья и сестры мы с вами отмечаем день Святого благоверного Олафа II Харальдссона, короля Норвегии креститель и просветитель норвежцев. Последнего западного святого (до Великой схизмы 1054 года), почитаемого не только в нашей Западной церкви, но и на христианском Востоке. А ведь могло статься так, что Олаф, поддавшись обстоятельствам, отринул бы предназначенное ему Богом.

В X-XI веках к напастям европейцев, кроме чумы и голода, прибавилось новое бедствие, такое страшное, что его упоминали в молитвах наравне с вышеупомянутыми карами небесными. Это бедствие называлось — норманны или викинги.

Свирепые северяне научились ходить по морю, носить доспехи и пользоваться железным оружием. Нападали они внезапно на береговые селения, а часто заходили вглубь суши по рекам. Викингам не нужна была земля, но лишь только накопленные богатства жителей — украшения, продукты, скот. При этом они часто действовали с устрашающей свирепостью, выжигая города и селения, убивая всех, кто не смог от них спрятаться, и кто не пригодился бы им в качестве раба.

Крещение норманнов было одной из самых актуальных задач как церкви, так и правителей тогдашней Европы. Христианизация Скандинавии и Руси, связанной со Скандинавией множеством торговых, культурных и династических связей, не была делом простым и быстрым, оно продолжалась минимум лет сто. Одним из главных героев этой эпопеи и стал Олаф II (995-130гг.).

Он обратился в христианство в 1013 году в Нормандии. Его крещение состоялось в Руане.

Став конунгом в 1015 году, Олаф проделывает гигантскую работу: он объединяет Норвегию, издает для нее новые, христианские законы и строго требует их исполнения. Это прежде всего законы против грабежей и воровства. При Олафе строятся храмы. Христианство становится единственной официальной религией в стране, а старые языческие обычаи запрещаются, в том числе языческий обычай кровной мести.

По заданию Олафа крещены Исландия и Гренландия. В последнюю христианство попало благодаря первооткрывателю Америки (1000 г. по р.Х.) Лейфу Эриксону, который привез в Гренландию епископа из Норвегии.

Вы думаете подобное просто далось Олафу? Нет, не всем пришлись по душе новые порядки, а еще больше норвежским хёвдинам не нравилось усиление власти конунга. Кнут, король Англии и Дании, узнав, что норвежцы не уважают Олафа из-за его «мягкости и простоты, справедливости и благочестия», послал большие суммы золота и серебра некоторым из них, упрашивая их отвергнуть и низложить Олафа, и, подчинившись ему, принять его как своего короля. Предатели с жадностью приняли его взятки и составили ответное послание Кнуту, о том, «что они готовы принять его, когда бы он ни решил приехать».

Проиграв несколько сражений, Олаф принял решение удалится из Норвегии, так как не чувствовал поддержку внутри страны.

На месте Олафа можно было бы усомниться, если ли у меня вообще талант править? Чего ты хочешь от меня Бог? Но Олаф не сдался. Он направился в Великий Новгород, к «Конунгу Ярицлейву» (в нашей стране мы его знаем как Ярослава Мудрого). Тот принял короля Норвегии с надлежащим почетом. Здесь, в Великом Новгороде, Олаф провел год, это время он посвятил глубоким раздумьям и возрастанию в вере. Сомнения охватывали Олафа он решал, стоит ли ему продолжать борьбу в Норвегии, или лучше совершить паломничество в Святую Землю дабы стать монахом. Но все же у него хватило духа не зарывать свой талант в землю. Святой возвращается в Норвегию. 29 июля 1030 года в местечке Стиклестад, недалеко от Тронхейма, происходит заключительная битва.

Поразительно насколько в этот последний период жизни святой Олаф старается соответствовать евангельскому духу. Есть повествование о том, что армия Олафа перед битвой исповедовалась и причастилась. А сам конунг дал определенную сумму денег для того, чтобы после битвы возносились молитвы за его врагов, павших в битве. Конунг убежден в правоте своего дела и говорит: «Что касается тех, кто будет с нами и погибнет в этом бою, то мы все и так будем спасены». Святой Олаф проводит почти всю ночь в молитве, а накануне сражения повелевает всем язычникам своего войска креститься или покинуть его и это несмотря на то, что противник превосходил численно войско святого Олафа почти в два раза.

За несколько часов до битвы, Олаф задремал и видел сон, который предвещал ему скорую кончину: он восходил на небо по лестнице и дошел до последней ступени.

С наступлением дня началось сражение. Войско св. Олафа занимало лучшую позицию, но, благодаря значительному превосходству в силе, войско противника отбило первоначальную атаку и успешно перешло в наступление. Около полудня св. Олаф, сражаясь с численно превосходящим противником, был несколько раз ранен, но продолжал сражаться и молиться за своих врагов. «Торир Собака» нанес св. Олафу смертельную рану. После гибели святого Олафа остатки его войска не могли более сопротивляться и были вынуждены спасаться бегством. Св. Олаф проиграл свое последнее сражение. Однако выиграл он гораздо большее, святость Небес, – в малом он был верен, а потому вошел в радость Бога нашего.

Удивительно, но даже Торир, убийца, признал святость Олафа. Легенда повествует, что когда «кровь конунга попала на кисть Торира, на то место, где у него была рана, и ему не понадобилось ее перевязывать, так быстро она зажила». Торир сам рассказывал об этом чуде, когда святость Олафа конунга стала явной для всех.

Чему все это учит нас? Никогда не сдавайтесь, даже в минуты смертельной опасности, только Богу известно какие в каждом из нас есть таланты. Тяжело? Уповайте на Господа, на Слово Его, ищите прежде Царства Божия и правды Его, и тогда даже проигрыш станет славной победой.

Господи, помоги нам всем никогда не закапывать наши таланты. Аминь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *