Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на 2-е Воскресенье после Троицы

Библейский текст: Лука 14:15-24

15 Некто из возлежащих с Иисусом сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!
16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,
17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово.
18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
20 Третий сказал: я женился и потому не могу придти.
21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой.
24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

Проповедь:

«Много званых, но мало избранных…». Так заканчивается сегодня наш отрывок из евангелия от Луки. О чем это Иисус?

Когда мы слышим подобные слова, то они нам кажутся неким притязанием на особость, закрытость, элитарность. Именно так воспринимают многие люди право на духовные истины. Некоторые думают, что обладание духовной истиной свойственно только особой группе людей. Профаны света недостойны!

Так испокон веков рождались, жили, умирали, и вновь появлялись особые религиозные касты, — жрецов, духовных учителей, потомственных ведьм и колдунов. А вот они-то точно знают, где собака зарыта, как отыскать лестницу в Небо!

Но давайте посмотрим внимательно, о чем же идет речь у Луки? Что предшествовало этим словам Господа?

Некто из возлежащих с Иисусом сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!

И далее Иисус рассказывает притчу о пире, дабы тем показать, что значит для нас Небо. Мы видим, что речь здесь идет о некоем количестве людей приглашенных на пир, что отказываются прийти. Далее, хозяин решает тогда призвать на пир всех, кто захочет — места кастам нет!

Эту историю Иисус рассказывает не просто так. Ведь Он словно этот Хозяин из притчи, пришел ради того, чтобы исполнились слова пророков о том, что Бог призрел на народ свой: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» – говорит Иисус в Матф.15.24. Однако в итоге достойными оказываются все, кто желает прийти на пир. И языческий мир, не знающий пророков, вдруг попадает в число духовно избранных. Мы видим, у Бога нет лицеприятия. Для Него важно лишь одно – желает ли душа с Ним быть или нет.

Интересно, ведь Иисус у Матфея не говорит об овцах Израилевых вообще, а только о ПОГИБШИХ. О Тех, кто понимает свое состояние пред Богом, осознает, насколько Он, Бог, нужен Им.

Я не думаю, что тех, кто отказался прийти на пир можно причислить к таким. У первого – земля, что он недавно приобрел, и вроде бы благородное дело, ее действительно нужно посмотреть, провести обмер, поставить на кадастровый учет или что там ранее было?

У второго пять пар волов, и действительно нужно испытать их силу, чего они стоят, чего могут.

У третьего вообще медовый месяц, какие могут тут быть разговоры о чем-то еще?

И вроде все понятно, вроде и обижаться не на что. Действительно, люди заняты. Дела, заботы. Времени на пир нет. Ничего не напоминает?

Напоминает и еще как. В церкви, которую мы посещаем каждое воскресение, тоже проходит пир. Здесь мы вкушаем то, что укрепляет нас духовно. Таинство Слова и Алтаря. Здесь, в Таинствах, происходит наше самое полное единение с Богом. Однако не все готовы приходить каждое воскресение.

Вы знаете, я все понимаю, мир сложен, и порой бывает так, что мы вынуждены пропустить воскресную службу оттого, что, к примеру, у нас рабочая смена. Вы знаете, и у меня, как священника, который вынужден работать кроме служения на иной, светской работе, тоже такое иногда случается, что я не могу провести службу.

Вот, совсем недавно, мне написал наш Владыка, что у него так совпало, и он смог бы быть у нас в Москве в сентябре месяце (23го сентября), и хотел бы провести службу у нас. Однако так сложилось, что у меня именно на этот день уже запланировано мероприятие, на котором мне надо быть по своей светской работе и которое не могу отложить.

Но подобное бывает крайне редко, я исправно служу вам и Господу, и практически каждое воскресение здесь. Да так и должно быть. Священник обязан подражать Господу, что ждет на пир всех и каждого.

Но только ли священник должен стремиться в церковь? Нет, в церковь нужно идти не потому, что ты священник, а потому, что здесь Алтарь и его Таинства, что укрепляют каждого из нас вне зависимости оттого, священник ты или нет. Спасение не в сане, а в Таинствах Христовых. Не простые слова приводит евангелист: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!

И вроде бы это понятно, однако вы не поверите, мне как священнику чего только не доводилось слышать, каких только отговорок не придумают иногда люди, ради того, чтобы объяснить себе, почему они сегодня не в храме, почему не вкушают Тела и Крови Господних. И те отговорки, которые Иисус приводит в притче, в сравнении с услышанным, вообще кажутся реальными, очень важными причинами не прийти на Пир.

К примеру, вот эта: – поздно лег, просто не смог встать.

Или вот: – у меня в шкафу моль завелась, потравить надо.

Или: – у меня завтра подружка в гости приходит, она все работает, и мы редко видимся, а вот завтра будет.

– Шкаф привезли, надо собрать!

– Мастер завтра придет, именно в воскресенье, в др. день ну никак нельзя, нужно стены красить.

Вы знаете, если нет желания идти в церковь, то найти причину всегда можно. Один священник как то сравнил необходимость посещения храма с необходимостью умывания. И это хороший, наглядный пример, ведь вставая утром, никто из нас не забывает умываться, так? Так почему же многие забывают про церковь и молитву?

Давайте послушаем это остроумное сравнение:

Несколько причин, по которым я не умываюсь (или можете поставить – не хожу в храм, и так со всеми дальнейшими сравнениями):

1. Потому что меня заставляли умываться в детстве. (Заставляли молиться в детстве)

2. Потому что меня не учили умываться в детстве. (Не учили молиться)

3. Те, кто умываются (молятся), — лицемеры: думают, что они чище других, которые не умываются (не молятся).

4. Не могу решить, какое мыло (какая молитва) лучше.

5. Когда-то я умывался (молился), но потом мне это надоело.

6. Я умываюсь (молюсь, посещаю храм) только по большим праздникам (на Рождество и Пасху)

7. Я ни разу не видел, чтобы кто-нибудь из моих друзей умывался (молился).

8. Начну умываться (начну посещать храм), когда стану старым и грязным.

9. У меня не хватает времени на умывание (на посещение храма).

10. Зимой вода слишком холодная, а летом – слишком теплая (зимой слишком холодно идти в храм, а летом жарко).

11. Не хочу, чтобы на мне зарабатывали производители мыла (не хочу чтобы на мне зарабатывали служители культа).

12. Я моюсь в дУше (или душеЕ — ударение поставьте сами).

13. Все войны в мире из-за мыла (из-за религии).

14.Все мыло одинаково моет (все религии одинаковы). Разные сорта мыл придуманы жуликами в белых халатах (разные религии придуманы попами в рясах).

15. Все сорта мыл имеют свои недостатки (нет религий без недостатка). Я моюсь тремя мылами сразу (я беру от каждого учения понемногу). Ибо только такое соединение мыл (религиозных учений) правильное.

16. Наука еще в прошлом веке доказала, что никаким, даже самым идеальным мылом (даже самой идеальной религией), невозможно ликвидировать все молекулы и атомы грязи (недостатки этого мира). Поэтому умывание есть чистой воды фальсификация и «опиум для бомжей» («религия есть — опиум для народа» К. Маркс).

17. Любое мыло содержит вреднейшие химические вещества и крайне вредно влияет на кожу человека (любая религия содержит в себе примеры насилия, а потому все они вредны).

18. Ребенка нельзя с детства приучать к мылу (к религии). Вырастет — поймет, умываться ли ему, и каким мылом (вырастет, сам выберет, во что верить).

19. Я не моюсь, потому что не верю, что умывание помогает (не хожу в церковь, потому, что не верю, что помогает).

20. Есть куда более важные и интересные занятия, чем умываться (есть всегда что-либо более интересное, чем посещение церкви).

21. Отношусь к грязи как к естественному продукту жизнедеятельности! (Грехи это естественно, так чего их бояться?)

22. Умываться мне мешают злые бабульки в умывальне. (Во всех церквях найдутся вечно злые прихожане, с которыми некомфортно)

23. Да умылся я уже один раз – хватит с меня! (Церковь? – Да был я там, и что с того?)

24. Я стесняюсь умываться при других. (Я стесняюсь молиться при других)

25. Наукой не доказано, что умываться нужно и полезно. (Где научные доказательства в пользу посещения храма?)

Но, слава Богу, есть и те, кто не забывает ни умываться, ни ходить в церковь, пример этому я вижу здесь сегодня у себя перед глазами. Вы здесь, дорогие прихожане, в храме, а значит вы пример тех из притчи, что все же оказались на пиру у Царя Царей, Господа Бога нашего! И да будет так всегда. Аминь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *