Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Пятидесятницу (2018)

Библейский текст: Ин 14.23-27

23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
24 Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.
25 Сие сказал Я вам, находясь с вами.
26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
27 Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.

Проповедь:

Дорогие друзья, всем нам известно, что когда сеется семя, то для того, чтобы оно однажды стало ростком, ему требуется сила извне – сила тепла и света. А если мы хотим узреть из ростка древо, то нам потребуется и сила ветра, чтобы росток окреп.

Господь наш Иисус Христос, призвав своих апостолов на служение, засеял в нашем мире особое семя, семя Церкви Божией. И как любому семени на земле, Он так же даровал и этому семени особую силу, силу Утешителя Свыше, силу Духа Божия. Отныне Божий Дух и заботится о нас, давая нам необходимое для нашего духовного роста. Так душа, человеческая становится подобной Тому, Кто взращивает и преобразует ее. Все происходит именно так, как это и было предрешено Богом: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». Утешитель послан.

1)   Именно Он вел Церковь тогда, когда еще только писались Евангелия и другие произведения апостолов, — так семени Церкви была дана сила тепла и света Божьего, которую мы с вами обретаем в Писании.

2)  Именно Он же вел Церковь и тогда, когда ей приходилось бороться с ересями, когда составлялись символы веры, когда приходилось отделять наносное, традицию человеческого измышления, от главного, от Традиции Слова Божия. Так ростку церкви была дарована сила ветра Духа Божьего, что укрепляла и закаляла ее.

Тут, безусловно, кто-то может решить, что вот он ответ на то, какой должна быть настоящая христианская церковь – духовной. Важна не традиция церкви, важен дух, что ее питает. Ведь именно Дух, пронизая ее, дает ей силы жить и развиваться.

Да, это правда. Именно Дух делает из нас, таких всех разных, порой путевых, порой не очень – единый организм, Церковь Божию. Но вот в чем главный вопрос, — а всякий ли дух это делает? Первое соборное послание св. Иоанна предупреждает нас: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в миру» (1 Иоан. 4:1).

Итак, оказывается кроме Духа Божьего, есть и еще духи, что так  же могут влиять на семя и росток церкви. Так как же нам отличить Божьего Духа, от какого либо иного? Как нам, например, определить правильного ли учения придерживается церковь или нет? Ведь это очень важный вопрос. В конце концов, влияющий на наше с вами, вечное будущее.

Ответ на этот вопрос нашей церкви хорошо показал наш реформатор Мартин Лютер: «Hier stehe ich und ich каnn nicht anders» (На том стою и не могу иначе). По преданию, эти слова Лютер произнес (18 апреля 1521 г.) на Вормском съезде церковных иерархов в ответ на предложение отказаться от Библейского Учения. Именно здесь и кроется ответ. Божий Дух, будучи частью Божественной Святой Троицы, не может действовать в противовес решениям Бога, собственным решениям. А потому нужно очень внимательно относиться к тому, как понимали учение церкви наши с вами предки. Учение церкви, если оно действительно пронизано все тем же Духом Божьим, не может меняться кардинально. Именно эту храбрую позицию и продемонстрировал нам Лютер, отстояв и возвратив церковь к вере отцов.

Многие думают, что однажды поверив, мы не можем ошибаться, а потому, мол, мы уже не должны оглядываться назад, однако мы видим, что даже апостолы Христовы по временам колебались и просили Господа: «Умножь в нас веру» (Лк. 17: 5); и отец бесноватого отрока умолял: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9: 24). Сам Христос в молитве о Петре, чтобы не оскудела вера его и он, обратившись ко Христу, утвердил бы братьев своих (см.: Лк. 22: 32).

Возвращение к вере переживали в своей жизни многие апостолы, и Фома и Петр и Иоанн Богослов.

Иоанну, которого Писание называет любимым учеником Господа, недостаточно было принять на веру обетование о тридневном воскресении Христа, он вновь поверил только когда столкнулся с материальными свидетельствами воскресения. Когда он в третий день прибежал ко гробу и увидел там одни погребальные пелены, тогда только вновь уверовал (см.: Ин. 20: 8).

После вознесения Спасителя апостолы потому и совершали многие знамения и чудеса (см.: Деян. 15: 12; 2 Кор. 12: 12; Евр. 2: 4), что им для проповеди одного слова о Воскресении было мало. Дух Божий знал об этой слабости такого еще некрепкого ростка Церкви, о котором ему предстояло заботиться, и поэтому даровал их первой церкви как свидетельство Его присутствия.

Нам и сейчас конечно хочется увидеть особое присутствие Бога в мире, услышать отчетливый ответ на наши молитвы. Мы и сейчас наблюдаем за проявлениями Промысла Божия в мире через анализ природных сил и явлений (ср.: Рим. 1:20), пытаемся увериться в Божиих знамениях, вглядываемся в нашу прошлую жизнь, стараясь заметить в ней хотя бы намек на присутствие Божие.

Кто-то жаждет ощутить действие чуда, прикладываясь к святым мощам или особым реликвиям святых, кто-то надеется получить знамение от успешного евангелиста, собирающего своими выступлениями стадионы, кто-то надеется на экстрасенсов и знахарей, а кто-то планирует  получить то же благодаря посещению Святой Земли.

Однако нужно понимать, хотя  мы можем приблизиться к Святой Земле, где некогда зародилась Церковь, нам не дано узреть настоящего чуда, чуда снисхождения Святого Духа в виде огненных языков. Значение этого события можно назвать чрезвычайным для истории Церкви Христовой. Ведь этот день, есть день подлинного Ее рождения. Тогда апостолы впервые перестали бояться иудейского начальства, они вышли на открытую, бескомпромиссную проповедь Благой Вести о распятом и воскресшем Спасителе мира. И это дает свой результат: около трех тысяч человек в первый же день принимают крещение во имя Господа (см.: Деян. 2:41).

Так и вертится вопрос: почему же сегодня такие чудеса не происходят видимо? Почему нам не дано узреть на Пятидесятницу снисходящих языков огненных, что возжигали бы в нас преображение души, почему через апостольских преемников сегодня явным образом не творятся чудеса?

А мы уверены, что это так? Что чудеса не бывают?

Давайте с вами рассмотрим иное чудо – не чудо нисхождения огненных языков на апостолов, а то, что произошло до него, самое главное чудо – чудо Воскресения Христова.

Оно ведь произошло тайно, скрытно от глаз людских. Так, может быть, главное в нас Дух Божий делает в нас незаметно? Может Бог считает нас, сегодняшнее поколение, зрелым древом церкви, не нуждающимся в видимых чудесах? Тогда почему же в нас столь мало веры, и как нам умножить ее, оставив всякое сомнение?

У церкви есть ответ на этот вопрос. Любое древо, и молодое и не очень, нуждается в питании. А питание Древа церкви это Слово Божие. Господь ясно говорит нам:  «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим».

Настоящая любовь к Богу раскрывается для нас в Божественной литургии. Каждый раз в Таинстве Алтаря мы слышим Его Слово, оно возвращает нас во времена апостолов, мы видим Его Кровь, что истекла из Его ран в чашу святой Евхаристии, мы прикасаемся к Его Телу, вкушаем Его плоть, становимся причастниками Божеского естества. Литургия, преодолевает время, позволяет нам увидеть Евхаристическое чудо, дает возможность прикоснуться ко Христу. Так что на самом деле, мы не лишены чуда. Оно с нами.

Интересно, но для того, чтобы обрести этот опыт чуда соприкосновения с Господом, нам нужна Благодать свыше, нужно свидетельство нашей душе Духа Божия. И это свидетельство мы обретаем там же, — через наше участие в литургии. Во время нее наша вера как бы остается в стороне. Переживая опыт Богообщения, мы не спрашиваем себя каждую секунду: верую ли я сейчас? Когда мы плывем в эфире литургии (если плывем, а не просто пребываем в храме только потому, например, что так хотят, или хотели наши родители, что привели однажды нас сюда), мы пребываем с Богом, и Бог пребывает в нас. Но когда мы выходим из храма, когда состояние Богообщения прекращается – тогда нас вновь поддерживает вера, Божий Дух и тогда не оставляет нас.

И хотя мы и не слышим и не видим Его, однако всматриваемся вокруг, а не совершил ли Он того, что мы у него просили? Ведь однажды Господь обещал: «Утешитель же, Дух Святый…, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам». А если чего Бог обещает, то неизменно, и потому – «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается». Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *