Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на 3-е Воскресенье после пасхи (2018)

Библейский текст: Иоан.15:1-8

1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.
2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.
8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.

Проповедь:

«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь». – Недавно мы с вами слышали слова Иисуса, где Он называет себя Пастырем Добрым. Теперь Он называет себя виноградной лозой.

Между этими двумя сравнениями в личности Иисуса Христа нет никакой разницы. Как Пастырь, так и Лоза являются теми, кто питает и хранит им принадлежащих. Пастырь заботится и питает овец, а Лоза питает соком свои ветви. Однако для нас, тех, кого Он питает, в этом сравнении есть разница. В истории с овцами и Пастырем, акцент стоит на жертвенном служении Пастыря, готовом на все ради тех, о ком Он заботится. А вот в истории с лозой акцент на самой Лозе, здесь лучше подчеркнуто то, что без Нее, основной Лозы, для ветвей вообще нет жизни. Отломанная от дерева ветвь засыхает. Впрочем, и овца, отбившаяся от стада, долго не проживет. В конце концов, хищник заберет свою добычу. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет.

В этих словах Спасителя крайне много смысла. Действительно, когда мы приступаем к какому либо делу, как бы мы ни хотели, его невозможно ни хорошо организовать, ни закончить если на то не будет Божьей воли. А вот сделать это дело на сто процентов, идеально, человеку вообще невозможно. Идеала в этом несовершенном мире вообще не бывает. «Проклята земля за тебя» — сказал Бог Адаму, «со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей». Отныне любое дело человеческих рук проклято.

В богословии считается, что последствия грехопадения делятся на те, что имеют отношение:

i) к душе человека;
ii) к телу человека;
iii) к внешнему миру, в котором человек живет, к его богатству;
iv) ко всему человечеству

Конечно согрешив человек не лишился ни ума, ни чувств, но он стал рабом греха — душа человека умерла для Бога. Отныне свобода для него стала возможной только в том случае, если его затронет Божественная Благодать. Грешный человек боится Бога, боится настолько, что свершает безрассудный поступок, пытается скрыться: «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» (Быт.3.8).

Но можно ли скрыться от Творца? Сама мысль об этом абсурдна. Она могла зародиться только в искаженном, помраченном сознании, отныне способном и на лукавство, и на подлость. Так вроде дух в человеке есть, но он не здоров.

Тело человека теперь также не свободно — его удел болезни и, однажды, — смерть: «прах ты и в прах возвратишься» (Быт 3.19).

Подверглось трансформации также и все, с чем человек соприкасается — его внешний мир. Отныне он не плодоносит, он также умирает. В физическом мире теперь присутствует закон энтропии — постепенного рассеивания, угасания энергии. Для того чтобы что-либо сохранить или получить, приходится постоянно бороться. Однажды построенный дом приходится время от времени ремонтировать, однажды посаженное растение требует времени и труда для того, чтобы не завяло, не зачахло, но плодоносило.

Борьба эта отражается на взаимоотношении человека и с другими людьми, со своими близкими. Грех, однажды поселившись в наших прародителях, перешел на все их потомство, затронул человечество в целом.

Вы знаете, как-то я задумался, а почему собственно в православной церкви не используют орган или др. музыкальные инструменты. На это я получил ответ, что то, что сотворено Божьими руками (человеческий голос) гораздо совершеннее чем то, что создано руками человеческими.

Это красивое объяснение я получил от одного знакомого православного священнослужителя. Однако я задал ему встречный вопрос, — а как же быть с тем, что все на земле, в том числе и человек, носит на себе печать Божьего проклятия? Ведь «проклята земля за тебя»? На это он не нашел ответа. По крайней мере тогда, возможно, что он как то объяснил себе это сегодня. Не знаю.

Но не это важно. Важно то, что Иисус говорит нам сегодня: «без Меня не можете делать ничего» а это значит, что если мы хотим успеха в нашем деле нам необходимо Его присутствие в нем.

Но как узнать, что Бог рядом? Что Он слышит?

Один господин как то пришел к пастору и пожаловался: — Отче, я перестал чувствовать присутствие Бога в своем сердце… Он оставил меня…

— Если Бога нет в твоем сердце, то это значит что Он в него стучится, и будет стучаться до тех пор, пока сердце бьется: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Апокалипсис 3.20). Так говорит нам Иисус в Откровении от Иоанна – ответил отец.

— Но я ничего не слышу.

— А ты сделай звук мира тише… Тогда услышишь Бога…

Многие из христиан принимают все вышесказанное слишком как-то по-коммерчески что ли. Ага, говорят они, — чтобы Иисус был рядом, нужно усиленно молится, и выпрашивать у Него благословения на наше здоровье, наш бизнес, наше дело, наши планы. И тогда все будет гарантированно хорошо. Я Ему молитву – Он мне благодать! Баш на баш, и все будет замечательно.

Но можно ли с Богом торговаться? Да и говорит ли Иисус о торговле? Нет, Он говорит не о торговле. Лоза не продает сок ветвям, она им его дарует! А подарок нельзя заслужить, за него лишь можно, и нужно отблагодарить, — вот и повод для молитвы.

Берем? Пользуемся? Благодарим в молитве? Или идем по своим делам, не замечая подарка? Иные поступают и так. Есть даже хороший анекдот на эту тему: Едет на встречу, от которой решается все будущее его компании, один бизнесмен. Он очень опаздывает, нервничает, не может найти место припарковаться. Поднимает лицо к небу и говорит: «Господи, помоги мне найти место для парковки! Я тогда брошу пить и буду каждое воскресенье ходить в церковь!» Вдруг чудесным образом появляется свободное местечко. Он снова обращается к небу: «А, всё, не надо. Нашел!»

Стоит сейчас задуматься, а как собственно я могу получить благодать для своего дела? Как я могу поправить свое физическое здоровье или финансовое положение — например? Как я могу исправить то, что потеряно во взаимоотношениях с близким мне человеком, что это значит быть со Христом? Что это значит быть Его ветвью?

Быть Ветвью это значит принимать все, что лоза тебе дает. Безропотно, без обсуждений. Это нелегко. Если Богом поставлены задачи, — их надо решать и не жаловаться. Скажите, обсуждает ли ветвь качество получаемого сока? Или может быть заявляет лозе: не хочу сок виноградного дерева – подавай мне клубничный!

Хотел бы я посмотреть на ветвь, что так бы заявила, да еще и получила бы просимое. Первое, что с ней произошло бы, это смерть. Отравилась бы бедняжка.

Именно поэтому, наверное, Бог посылает нам в жизни не всегда сладкий, порой горький, однако, так нам необходимый сок.

В результате те, кто принимает его, вдруг замечает удивительное — «проклятая земля» начинает цвести: «если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам».

Дай Бог нам всем только вынести эту горечь до конца. Берегитесь, предупреждает нас сегодня другой Евангельский текст: будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.(Марк 13:13)

Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *