Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на 1-е Воскр после пасхи (2018)

Библейский текст: Ин 20:19–29

19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

Проповедь:

«Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» – так читаем мы сегодня о реакции одного из апостолов на свидетельство о чудесном Воскресении Спасителя. Он не верит!

Крестная смерть Христа повергла Фому в уныние, страшно, когда в жизни что то переворачивается, кардинально меняется. Китайцы даже проклиная кого-то говорят: «чтоб жить тебе в эпоху перемен»! — Вот и Фома попал в свою «эпоху перемен».

Он, после постигшей апостолов трагедии смерти Учителя не смог обрести в себе сил для того, чтобы прийти на первое собрание в первый день недели (воскресение), когда им явился Воскресший. И вот, когда другие ученики сказали ему: «Мы видели Господа», он и ответил им этой фразой: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Иоан-20,25).

Так прошла целая неделя. Очевидно она не была простой для Фомы, еще бы, как можно сопоставить то, что он видел собственными глазами, крест и смерть, с радостным известием от других апостолов? Но вот наступило следующее воскресение, и Фома уже пришел на собрание. И вот именно тогда он и исцелился от своего сомнения, встретившись с Воскресшим Господом.

Как это напоминает многих из нас. Часто люди забывают о посещении храма, запутываясь в своих ежедневных проблемах и делах. Они думают, что им удасться развеять мрак забот, посвятив этому разбирательству больше времени за счет богослужения. Но это не так. Проблемы так и остаются проблемами, а вот Бога в жизни становится меньше.

И это страшно. Ведь поистине только чудо способно помочь в некоторых обстоятельствах. Жаль, что не все готовы принять Его, это чудо, — Воскресшего и победившего смерть Господа, но Он не осуждает. У Бога нет «правых» и «виноватых». Есть лишь верующие и неверующие. И верующие это те, кто ведет себя подобно остальным апостолам из двенадцати, что, не рассуждая особо, просто проявляют почти детскую доверчивость, им достаточно видеть Воскресшего, и вовсе не требуется, как Фоме, все пощупать и проверить, ведь Вера это не знание, вера это, прежде всего, именно доверие. Мы не можем понять, что есть Божественная мудрость, где истина, но мы знаем, как ее достичь – через доверие Воскресшему Христу и Его Церкви.

Просто верить — вообще на самом деле не трудно. Гораздо труднее научиться доверять Богу, принимать Его решение и нашу судьбу. Поверьте, не трудно верить в то, что Бог есть. Если подумать, то для этого не требуется большого ума, ведь столь сложный мир не мог возникнуть сам по себе. Если к примеру разрезать на буквы известное произведение Льва Толстого «Война и Мир» сложить все их в кучу да подкинуть, как вы думаете, сколько раз нужно будет это делать для того, чтобы они сложились случайным образом обратно в это великое произведение?

Я думаю, что даже подсчитать это нереально. Чтобы это все же произошло, необходим разум великого писателя. А ведь мир, в котором мы живем, гораздо сложнее и многограннее любых произведений написанных когда-либо человеком. Так что гораздо сложнее поверить в то, что мир произошел случайным образом, нежели в то, что за его Творением кроется Бог. Это наиболее простое предположение, а согласно научного подхода именно самое простое объяснение является как раз наиболее вероятным, полным и исчерпывающим.

Конечно легко предположить Творца Мира. Обрисовать Его посредством анализа Его творений. Так к примеру и родились языческие боги, мало отличимые от человека, — столь же коварные, столь же подверженные страстям, наполненные до краев собственным эго. Но вот принять Бога любящего, готового на Крест ради людей, в это сложно поверить.

Однако, раз наш грешный мир существует до сих пор, значит и это есть наиболее простое объяснение — Бог любит нас, Он есть сама ЛЮБОВЬ!

Именно это и открылось Фоме когда он увидел раны Господни. Для него стало откровением то, что он узрел. Бог воплотился, стал Человеком, победил смерть, и вот тогда Фома и воскликнул — «Господь мой и Бог мой!» Если Бог жертвует Собой для того, чтобы я жил по настоящему и вечно, значит, Бог любит не просто как то в общем, — некое человечество, но лично каждого, лично Фому, таким, каков он есть. Подумайте только, ведь в действительности несложно любить абстрактное человечество, это может каждый, но любить каждого человека, принимая его таким, каков он есть, можно только с Божьей помощью.

Для Фомы, правоверного иудея это поистине было чем то потрясающим. Фома нисколько не сомневался что Господь стоящий пред ним и есть Сам Бог. Ведь согласно иудейского учения, только Бог мог обладать властью над смертью и жизнью. Только Бог мог творить из неживого — живое. Но это же буквально рушило его устоявшиеся представления о Боге — как, Великий Бог, оказывается, все свои грандиозные планы организовал ради меня? Он даже учел мое неверие? Ради меня стоит здесь и демонстрирует теперь свои раны, свое величие и силу перед смертью?

Примерно то же кстати испытывают и многие миллионы других людей. Им трудно довериться Богу именно потому, что кажется невозможным предположить, что Великий Бог, может помнить и знать о них. Ведь мы привыкли к тому, что сильные мира сего, как правило, решая глобальные вопросы, мало интересуются судьбой отдельных людей, — но только не Господь. Именно ради каждого из нас, ради меня и тебя — Он становится человеком, идет на Голгофу.

Такому Богу хочется доверять. Ведь Жертвой Бога является вовсе не Его Смерть – но ЖИЗНЬ! Он пришел ради того, чтобы люди «имели жизнь, и имели ее с избытком». В этом кроется истинная надежда, дарующая нам настоящую веру в Божественную любовь, в которой нет никаких сомнений. И потому, даже если как Фома, порой кто то из нас и требует подтверждения нашей веры, все же все же у нас находятся силы воскликнуть вослед за ним: «Господь мой и Бог мой!».

Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *