Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на 3-е воскресенье Великого поста.

Библейский текст: Лука 9.57-62

57 Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
58 Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
59 А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
60 Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.
61 Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими.
62 Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.

Проповедь:

Дорогие друзья,

Сегодня мы с вами читаем текст от Луки, где говорится о призвании на служение Церкви.
Сначала мы видим некоего человека, что очень хочет стать учеником Господа. Он так и заявляет: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.

Здесь прямо видно, что человек загорелся этой идеей. Куда бы ты ни пошел! Отчего это? Возможно, он вдохновился чудесами Христа? Не знаю. Мы знаем только из текста выше о том, что Господь находился в Пути в Иерусалим, так как согласно повествованию самого «Луки — приближались дни взятия Его от мира».

Нужно уяснить себе, что Иисус идет в Иерусалим на пике популярности, как бы сейчас сказали. О нем много слышали. Он уже свершил на земле все то, что должен был совершить до своего самого главного служения – служения Креста.

И вот в этот-то момент он и слышит — Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел!

Понимает ли просящий о чем просит на самом деле? Я думаю, что нет, не понимает, хотя из другого евангелия, из евангелия от Матфея мы видим, что это не просто некий человек со стороны, но образованная личность – книжник:

«Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф 8:19-20).

Господь, зная помышления многих, прекрасно осознает неготовность принять Его путь Голгофы. Он ясно дает понять это: «лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову».

Очевидно, этого было достаточно. О дальнейшей судьбе просящего мы не знаем. Он более не появляется. Так часто бывает. Люди просят Бога о чем угодно, готовы обещать многое, лишь бы Бог обратил на них свое внимание. Да что там Бог? Кто из нас не был подростком? Именно тогда для нас родители отходят на второй план, а вместо них появляются свои молодежные кумиры. Или актеры, герои популярных сериалов, или музыкальные звезды или, или… Много их разных, велеречивых, ярких, необычных. Так и хочется стать как он или она, чтобы завидовали или, наоборот, уважали, главное, чтобы как у них, чтобы как они!

Вот и Христос, слышали ведь все – сколько вон чудес свершил. Популярен же, как никто другой – Великий и Ужасный словно Гудвин, Ему все должны повиноваться, настоящий Мессия!… И вдруг такие совершенно непонятные слова – нет в Его судьбе никакой личной выгоды.

Наверное, увидев реакцию сомнения и разочарования отразившуюся на лице желающего за Ним следовать, Господь решил все же дать шанс тому, кто, возможно, мог бы действительно стать одним из Его учеников. Он обращается к кому-то иному в толпе:

А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

Эти два эпизода крайне интересны тем, что в первом случае мы видим человека, желающего самостоятельно взять на себя бремя апостольства, и мы видим, Господь дает четкую отповедь, сразу же объясняя, почему тот не сможет следовать за ним.

Во втором же случае мы видим призвание от Самого Христа. Это уже не собственное желание человека, но воля Божия. Господь призывает, но, как и в первом случае, исполнению этого призвания мешает все то же – заботы мира.

Так случается, заботы мира не пускают многих к Богу. Но почему Господь так строг?

Прямо пред глазами стоит эта картина. Молодой человек, чей отец только недавно умер, вот его должны со дня на день похоронить, и ему просто необходимо отдать последний долг сыновней любви. В противном случае никто этого не поймет, да и на душе останется чувство чего то неисполненного. А тут Господь отказывает ему. Да еще обзывает всю его родню мертвецами! Что это? Как это все понимать?

Как правило, богословы всех времен и народов стремились оправдать Спасителя. Но у меня вопрос – а нуждается ли Спаситель в оправдании? Всегда ли люди осознают, что делают?

Часто проповедники, приводя это место из Писания, говорят о том, что, мол, даже естественная забота о родных и близких не должна быть причиной мешающей следовать за Господом. А люди находящиеся вне церкви рассматриваются как духовно мертвые, от них с точки зрения духа нет никакой пользы, поэтому пусть и занимаются бренными делами. – Подобное рассуждение представляет Христа очень похожим на некоего индуистского учителя, что презирает всякую работу, предназначенную для низших каст. Но поверьте, христианство не индуизм, а Иисус не брахман.

Господь, насколько мы можем судить из Евангелий, и опыта Церкви, являл и являет собою Любовь Бога к нам людям. Ему безразлично какое-либо высокое положение в обществе. Не за этим Он пришел. Он принимает всех – и блудниц и мытарей, и фарисеев, и книжников. Он дарует нам Себя в Таинствах Своей Церкви.

Ну, надо сказать, что понимать это место можно ведь еще и так – на самом деле слова «позволь мне похоронить отца» могут значить вовсе не то, что отец призванного уже умер, но наоборот, что он еще жив, возможно, стар и болен, и человек этот, просто просит Господа дать ему возможность отсрочки. Вот, когда похороню, тогда и последую за тобой. А сейчас дай мне возможность исполнить мой долг.

Однако мы знаем, что Иисус уже пошел в Иерусалим, туда, где Его ждал крест. Нужно было принять решение о следовании немедленно. Так что отлучка не продлилась бы долго. Но это краткое время было бы временем, проведенным с Господом.

Понятно также, что говоря о мертвых погребающих мертвецов, Иисус вовсе не хочет кого-либо оскорбить, Он просто говорит о людях, не осознающих до конца главного. Жизнь в Нем, – с Ним нет смерти. Следующий за Ним не погребает, а отправляет на покой. Христиане говорят – «покойся с миром Божьим», «упокоился с миром Божьим». Смерть для христианина есть лишь временный сон, даже если нам неясна дата его окончания. А вот для неверующих смерть это всегда смерть. Чем неверующий отличается от мертвого тела? Ничем. Все едино, смерть и жизнь, разницы нет. Но не во Христе, и не для тех, кто с Ним.

И что же, кроме этих двух людей мы видим еще и третье лицо:

«Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими».

Здесь мы снова видим ту же картину — Господь не против, чтобы за ним следовали, Он никому не запрещает этого, однако мы слышим в Его словах предупреждение: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия».

Время поджимает, нет никаких «прежде». Здесь и сейчас. Принимай решение, ты готов? А мы готовы? Да, так случается, так бывает, что путь Креста вырастает пред нами внезапно и сразу. И вот вроде было время еще для всяческой ерунды, для мелочей и радостей жизни, но приходит час, причем всегда неожиданно, и нужно делать выбор – ты верен Господу или нет?

Если выбор сделан правильно, если мы не ждем никого и ничего иного, кроме Того, Кто идет в город Креста, тогда нас ждет воистину славная победа:

Наш-то на ослике цок да цок
Их-то господь — вон какой!
Он-то и впрямь настоящий герой!
Без страха и трепета в смертный бой
Ведет за собой правоверных строй!
И меч полумесяцем над головой,
И конь его мчит стрелой!
А наш-то, наш-то — гляди, сынок –
А наш-то на ослике цок да цок
Навстречу смерти своей.
А у тех-то господь — он вон какой!
Он-то и впрямь дарует покой,
Дарует-вкушает вечный покой
Среди свистопляски мирской!
На страсти-мордасти махнув рукой,
В позе лотоса он осенен тишиной,
Осиян пустотой святой.
А наш-то, наш-то — увы, сынок –
А наш-то на ослике цок да цок
Навстречу смерти своей.
А у этих господь — ого-го какой!
Он-то и впрямь владыка земной!
Сей мир, сей век, сей мозг головной
Давно под его пятой.
Вкруг трона его веселой гурьбой
— Эван эвоэ! — пляшет род людской.
Быть может, и мы с тобой.
Но наш-то, наш-то — не плачь, сынок –
Но наш-то на ослике цок да цок
Навстречу смерти своей.
На встречу со страшною смертью своей,
На встречу со смертью твоей и моей!
Не плачь, она от Него не уйдет,
Никуда не спрятаться ей!
Аминь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *