Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Воскресенье перед Великим постом.

Библейский текст: Мк. 8.31-38

31 И начал учить Иисус своих учеников, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
32 И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему.
33 Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?
38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. 

Проповедь:

Дорогие братья и сестры, читая сегодняшний евангельский отрывок, поражаешься резкой реакции Господа в отношении его самого старшего ученика – Петра.

Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.

Почему так Господь поступает? Ответить на этот вопрос не сложно – Петр противоречит Ему.

И начал учить Иисус своих учеников, …Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему.

Важно понимать, идя за Господом, не стоит и думать поворачивать назад – «никто, возложивший руку на плуг, не оглядывается назад». В противном случае будет одно – гнев Божий.

Однако почему Петр так поступает? Как самый старший из апостолов вдруг решил, что лучше знает планы Господа?

Вопрос действительно нетривиальный. Поистине жизненный опыт часто становится причиной удаления человека от Бога. Сложно признать, что то, что чему тебя учили, что ты ожидал, на самом деле лишь собственная фантазия. Да, действительно, сложно положиться на Бога.

Мы конечно все понимаем, что Бог создал нас на радость, – не на страдание. Мы пришли в этот мир не для того, чтобы она стала для нас адом, а чтобы он радовал нас, чтобы жизнь наша протекала в мире, счастьи и созидании. Нам всем хочется, чтобы наши повседневные дела приносили нам позитивный настрой, а родные, близкие, друзья понимали бы нас и поддерживали.

То же касается и Петра, он тоже ожидает от Господа ровно того же. И вдруг эти непонятные рассуждения о смерти и страданиях, что ведут к Воскресению. Как так? Да что же это такое? Может Учитель сошел с ума? Разве болезни, горести, несчастья, страдания – могут быть чем то ценным?

Я, дорогие братья и сестры, знаю только одно, в том, что Бог допускает, всегда есть какой-то смысл, даже если нам он совершенно бывает и не ясен.

Вот, к примеру, из тех же Евангелия и Откровения мы знаем, что мир идет от плохого к еще более худшему. Даже для ученого мира это очевидно – они говорят о том, что в мире присутствует закон энтропии.

Энтропия (от греч. ἐντροπία — поворот, превращение) — понятие, впервые введённое в термодинамике для определения меры необратимого рассеивания энергии. (Философская энциклопедия)

Наукой постигаемо, что мир необратимо умирает, теряя свою энергию. Но в это, все одно, – не хочется верить. Не для этого мы появились на свет. И вот человечество бунтует против Бога. Ярким примером является для нас сегодняшний евангельский эпизод с Господом и Петром. Действительно, сложно признать, что беды и лишения могут иметь для нас важное значение. Действительно, сложно понять те послания, что Господь посылает нам в жизни, и при этом не ожесточиться, не взбунтоваться против Бога.

А ведь именно этого то и добивается Сатана – отвлечь нас от Божьих планов, сосредоточив на собственных:

«Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». 

Поверьте, наша жизнь могла бы стать однажды поистине чудесной, если бы только мы не забывали Церкви и Бога, ведь Он напоминает нам весьма категорично:

И если вы послушаете Меня, говорит Господь, …чтобы святить День Господень, не занимаясь в этот день никакою работою, то …город сей будет обитаем вечно. (Иер. 17.24-25)

Если Господь не присутствует в нашей жизни как самый главный фактор, если Он не войдет в нашу жизнь так, чтобы настроить наш разум, наши мысли, наши желания, если мы не дадим Ему управлять нашим неугомонным «я», вечно пухнущем от собственного эгоизма, если Господу не будет места в наших домах, наших странах, в нашей повседневной работе, то мир Божий навряд ли сохранится в наших душах. Без Иисуса в человеческом мире существует только одно – хаос.

Любопытно, но без Бога в действительности не существует вообще никаких четких критериев добра и зла. Без Него каждый человек устанавливает и вырабатывает эти критерии самостоятельно. То, что для одного человека – добро, для другого – зло. Кстати, именно так некоторые и говорят – все в этом мире относительно, если у тебя убыло, значит у меня прибыло!

Сегодняшний неверующий человек это экстравагантная, и при этом крайне депрессивная личность. У него нет ни цели (все относительно), ни идеалов (все сомнительно), ни перспектив (а к чему стремиться?). Неверующий человек не знает, ни для чего живет, ни как будет делать это далее.

Ему непонятно, отчего он такой унылый? Вроде возвращается с вечернего концерта или вечеринки, вроде в кармане и деньги есть, но, несмотря на это, в душе так и нет праздника. А в голове, забитой вроде яркими, эмоциональными книгами, да модными кинофильмами, на самом деле лишь полный вакуум.

Ответов нет – почему я унываю? Почему мне так плохо? Отчего у меня депрессия, как так получилось, что мне вечно чего-то не хватает, вечно в душе кошки скребут, а тоска зеленая стала давно привычной частью душевного колорита?

А ведь не удивительно, ведь даже самое дорогое – семья, родные, близкие люди, для неверующего человека, ни что иное, как часть бессмысленного мира, возникшего ниоткуда, и грядущего в никуда.

Одна моя хорошая знакомая как-то заметила: «Почти все мои друзья голодают, но ходят к психологам. Годами. Отказывая себе во всем. Вот такая странная черта времени».

Есть очень точное, древнее, латинское изречение: «Quos vult perdere Jupiter, dementat prius» (лат.) – «Если Юпитер захочет погубить, то отнимет разум» (Афинагор. Трагедии Еврипида). Воистину так.

Подобное существование кстати чуждо Церкви. У Церкви есть и идеал, и смысл жизни, – это Христос Господь. Его Путь!

Каков он, этот путь? Нравится ли он нам? Возможно, мы христиане боимся его, возможно, нам сложно принять его сразу, однако мы знаем, только Господь и есть наше настоящее и будущее. А все остальное от лукавого:

«Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *