Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на Сретение.

Библейский текст: Лк.2.22-40

22 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,
23 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,
24 и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.
25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.
26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
27 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,
28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
30 ибо видели очи мои спасение Твое,
31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
33 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.
34 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, —
35 и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец.
36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,
37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
38 И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
39 И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.
40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

Проповедь:

Дорогие братья и сестры, что такое праздник Сретения? О чем это?

Мы знаем немного историю праздника в том смысле, что есть у нас и евангельский текст, и традиция, что дополняет некоторыми чудесностями само евангельское повествование красивой предысторией.

В традиции рассказывается о том, что боголюбивый старец Симеон однажды получил откровение от Бога о том, что не умрет, пока не узрит Христа Спасителя. Традиция также повествует о том, что он был одним из семидесяти ученых толковников, которым египетский царь Птолемей II поручил перевести Ветхий Завет с иврита на греческий язык. Этот знаменитый перевод известен ныне как Септуагинта (от лат. Interpretatio Septuaginta Seniorum — «перевод семидесяти старцев»)

История этого перевода содержится в историческом документе под названием: Письмо Аристея Филократу — Аристей (псевдо-Аристей) — по всей видимости эллинизированный еврей, представляющийся в «Письме» греком, живший в III в. до р. Х.

Деметрий Фалерский, основатель и первый хранитель Александрийской библиотеки рекомендовал молодому царю Птолемею II (285—246 гг. до р. Х.), переписать, а также перевести на греческий законы иудеев, чтобы иметь их в библиотеке, в числе прочих книг. А поскольку язык иудеев существенно отличается и от греческого, и от сирийского, в том числе – иным направлением письма («своим расположением букв» — Письмо Аристея), было решено привлечь к переводу священных книг иудеев из Иерусалима.

Это был первый полный письменный перевод с древнееврейского языка. Считается, что работу над этим переводом начали 72 еврейских ученых из Александрии (Египет) около 280 года до р.Х Позднее почему-то стали упоминать число 70, и таким образом перевод был назван Септуагинта. По всей видимости, он был окончательно завершен только в I веке до р.Х. Возможно Птолемею II при его жизни представили только часть книг Септуагинты, а работа над переводом продолжалась и далее, постепенно пополняя архив библиотеки.

Хотя легенда повествует о том, что 72 толковника трудились всего 72 дня, однако понятно, что это лишь красивая легенда, как впрочем, и то, что толковники якобы трудились в отдельных кельях, но по окончании срока работы, текст их переводов был чудесным образом абсолютно идентичен.

Септуагинта была очень популярным текстом среди евреев, говоривших по-гречески, и ею широко пользовались вплоть до времен Иисуса Христа и его апостолов. В Христианских Греческих Писаниях большинство цитат и отрывков из Еврейских Писаний основаны именно на ней.

В наши дни в распоряжении ученых есть множество папирусов с фрагментами Септуагинты. Эти папирусы высоко ценятся, так как относятся ко времени ранних христиан.

Поскольку перевод этот очевидно занял довольно продолжительное время, возможно Симеон был действительно одним из тех переводчиков, что приступили к работе позднее? Может он был учеником одного из Толковников, что занимались переводом с самого начала? Этого нам возможно никогда не узнать, как не узнать и того, — а действительно ли он был переводчиком Септуагинты, или нет?

Но не это главное, для нас гораздо важнее Евангельский текст. Давайте возвратимся к нему и посмотрим, что же повествует он нам о Симеоне?

Мы читаем: «был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня».

Так то, что Симеону действительно было предсказано, что он не «увидит смерти» пока не узрит Христа, мы находим не только в Традиции, но и в Писании. И в этом нет сомнений. А вот как это было?

Опять немного отвлекусь от Писания, и развлеку вас историями из традиции. Их две.

Первая повествует о том, что однажды Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14), он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества Исайи.

Вторая же говорит что как-то возвращаясь из Египта в Иерусалим, Симеон бросил свой перстень в реку со словами: «если найду Его (Мессию) , то могу поверить изречению Пророка по букве». На следующий день в одном селении он купил рыбу и когда стал ее есть, то обнаружил в ней свой перстень. И вот тогда он и получил откровение от ангела Божия.

Не важно, как это случилось, важно, что откровение Симеону было. Также из Евангелия мы узнаем о том, что встречи со Спасителем ожидал не только он. Мы видим здесь и некую пророчицу Анну, что тоже дожила до «глубокой старости». Оба они, и Симеон и Анна удостоились видеть Спасителя, Мессию, которого так ждали многие поколения Израильтян. И вот им довелось дожить до этого радостного события.

Поистине праздник Сретения есть не что иное, как день долгожданного обретения самого главного в жизни человека – встречи со Спасителем. Старое славянское слово «сретение» на современном языке, кстати, так и должно звучать – «встреча».

В лице Симеона и Анны человечество, уставшее от суетности жизни грешного мира, встречается, наконец, с Мессией, несущем Божий мир и Свет.

Обратите внимание, дорогие братья и сестры, праздник этот выпадает на зимний период времени после Рождественских праздников. Именно тогда, когда, наконец, уходит тьма, а свет прибавляется. Свет Мессии становится ярче и по церковному календарю, а мы приближаемся тихонько к самому главному событию христианской истории, когда однажды Младенец Иисус должен будет воскресить падшее человечество, победив Смерть. Отныне Господь среди нас со своей этой Миссией.

Порой в жизни все так складывается, что создается впечатление, будто бы Бог забыл о нас. Но это не так. Он всегда рядом. Если кто и оставляет Бога, то это грешное человечество. Именно ему свойственна подобная забывчивость. А у Бога не так. И примеров этому сколько угодно. Достаточно оглянуться каждому из нас на свое прошлое, и вы найдете массу примеров, когда в трудную минуту, самые близкие люди, из-за банальной вечной суетности жизни, оказывались далеко, и только к Богу мы и могли тогда обратиться.

Говорят, что пред лицом неминуемой опасности, например в окопах, под бомбами, атеистов не бывает. Что же, вот высказывания фронтовиков:

Из воспоминаний попавшей в Кировограде под жестокую вражескую бомбардировку медицинской сестры Е. С. Тюкиной: «Я сижу и трясусь вся и говорю: “Господи, помилуй! Господи, помилуй!”. Хотя я была атеистка, тогда были совсем другие дети, воспитаны в другом духе, а тут я: “Господи, помилуй! Господи, помилуй!”».

Предельно четко ответил на вопрос о том, верил ли он в Бога, еще один фронтовик: «Нет. Но все верили, когда бомбят. В окопе лежишь: “Господи, пронеси, лишь бы не меня”. Вот тогда верили».

К сожалению, так случается часто, вспоминает грешный человек о Боге только когда трудно, когда страшно. Но вот когда минет опасность, снова звучат в устах неверующего мира слова осуждения – кто Ему (Богу) разрешил войны допустить? Если Он есть, почему не вмешается?

Вот раз не вмешивается, значит, вмешаемся мы, и приведем, наконец, все к «нашему» порядку. Ой ли, хорош ли будет порядок грешных людей, грешным людям?

Пророк предупреждает: «Огрубело сердце народа сего… и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6, 10)

Так может, стоит остановиться? Может лучше вместо наполнения социальных сетей очередной порцией яда злословия найти время на то, чтобы поискать Бога там, где Он всегда? Открыть Библию? Зайти в Храм?

Помните дорогие братья и сестры, человечество живет в искупленном дорогой ценой мире. За нас страдал на кресте и умер Сам Божий Сын. Страшная весть для его земной матери: и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец.

Помышления сердец – вот что важно. Вот о чем думал в конце жизни праведный Симеон. Готово ли сердце человека к Сретению с Богом?

Праведный Симеон не зря произносит эти пророческие слова, хотим мы этого или нет, но однажды каждый из нас будет должен ответить себе на этот вопрос, ведь Сретения в час смерти не избежать. Станет ли оно для каждого человека, как и для Симеона, праздником долгожданного и радостного освобождения? Не знаю, но если верим Богу, то так и будет. И тогда:

Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются;
истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес;
и Господь даст благо, и земля наша даст плод свой;
правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои.

Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *