Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на День памяти Вифлеемских младенцев

Библейский текст: Мф 2:13–18

13 Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

Проповедь:

Почему Бог допускает страдания и смерть? Люди молятся, но отнюдь не всегда получают просимое, почему так?

Наверное, оттого же, отчего Бог попускает страдания и смерть — мир сам виноват в своих бедах, все дело в свободном, личном выборе человека. Кто запрещает нам прекратить насилие, сложить оружие, заняться злободневными проблемами голода, нехватки воды, экологией, стариками, борьбой с болезнями?

Но люди предпочитают массу сил затрачивать на то, чтобы производить все новые способы уничтожения себе подобных.

Так может оно и к лучшему, что Бог не джинн из сказки и не всегда исполняет что хочется?

Так устроено, что Любовь Бога строится вокруг проявления свободы человека. А ведь эта свобода – свобода грешника. И что может быть доброго от грешника?

Ну, вот в истории уничтожения 144000 младенцев в Вифлееме как раз и демонстрируется нам проявления такой свободы. Откуда эта цифра? Почему именно символическая цифра в 144000 (см. Откр. 14.4, правда иногда даже можно найти и поменьше 14000 – восточная традиция), ведь в евангелии от Матфея не упоминаются никакие цифры. Так откуда же?

Святой Иероним пишет, что в Вифлееме было убито «много тысяч» младенцев, а греческая традиция сообщает, что в Вифлееме было убито 14 тыс. младенцев. В Антиохийской же церкви упоминают о 64 тыс. убиенных младенцев.

Любопытно, но современник этих событий – римский историк Иосиф Флавий, много писавший об Иудее, вообще не упоминает об этом событии. Хотя по идее такое значимое событие не должно было бы укрыться от него. Да и остальные евангелисты, кроме самого Матфея, тоже не упоминают о нем.

Но это не значит, что самого события не было вообще, или что оно было менее кровавым, нежели это представлено в евангелии и в традиции. Нам известен характер Ирода и подобная история естественно в духе этого правителя.

Историки на сегодня не имеют ответа, сколько младенцев было убито в Вифлееме, однако, учитывая, что Вифлеем никогда не был большим городом, не удивительно, что трагедия эта не привлекла так внимания современников, как иные злодеяния Ирода.

Согласно наиболее вероятным подсчётам население всего Вифлеема в те времена не превышало 1000 человек, соответственно, при рождаемости 30 детей в год, младенцев мужского пола в возрасте до двух лет должно было найтись никак не более 20.

Однако не это главное, не важно, сколько погибло младенцев, важно другое — сам факт этого события. Уже с рождением Христа, в мире появляются мученики за Него. Не зря, Господь, отправившись на проповедь, скажет однажды — «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мт.10.34)

К сожалению, противники Воли Божьей всегда будут доставать меч, когда будут сталкиваться с ней. Так есть, но слова Мира Божьего, порождают в грешных душах неоднозначную реакцию, — состояние перепутья, отвергнуть или принять, сопротивляться, или согласиться с предложенным Миром? Но отказаться от этого выбора мы не можем — Благодать Божья сильнее замкнутости греха.

Так может вот оно, ответ на наш самый первый вопрос — почему Бог допускает страдания и смерть? Наверное, действительно вмешательство Божье в нашу грешную жизнь не всегда приносит то, что ожидаем? Вспомним, когда Бог однажды уже вмешался кардинально в судьбу человечества, чем тогда это закончилось? – Всемирным потопом.

Не эта была миссия Господа, не за этим пришел Он в мир. Его задачей было даровать Божий мир, а не лишить его. Правда, путь к нему, этому миру, проходит через Великое Терпение Божие, высшую точку которого мы видим на Голгофском Кресте.

Все кто следует этому пути, умирая за Господа, наследуют Божье Царство, которое никто не может ни заслужить, ни отнять, ибо это Дар Божий мученикам Христовым.

Мы так и блуждаем впотьмах относительно того, сколько же было младенцев, как не знаем и того, сколько у Бога вообще святых. Ведь многие и многие тысячи людей, удостоившись умереть в Славе Божией, на самом деле могли быть мало кому известны. Но Господь вовсе не говорит о том, что именно известность делает святыми. Наоборот, Он заявляет:

3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
5 И, когда молишься, …войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

(Мт 6. 3-5)

Поступки святых вовсе не требуют освящения в СМИ. Святость это дело Бога, не нас. Как она коснется нас? Что принесет с собой? Кто знает, может, пусть и символический, но меч – переживания, да беды людские.

Однако слова апостола Петра утешают нас:

12 Возлюбленные! …13 как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете.
14 Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас.

Дорогие братья и сестры. Старый непростой год, как и все остальные, уходит. Наступает очередной год. Сегодня люди как всегда будут праздновать с размахом это событие. Но что нас ждет? Дай Бог, чтобы Мир Божий, а остальное, чего мы бы хотели друг другу от всего сердца пожелать, знайте, – приложится. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *