Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на День Реформации

Библейский текст: Ин.8 31-36

31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,
32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными.
33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?
34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.
35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.
36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

Проповедь:

Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

Дорогие друзья,

Люди любят говорить о важности свободы, особенно в наш, современное время. Вот и Иисус сегодня тоже говорит о свободе. И что же по Его мнению свобода для человека?

Наверное многих это удивит, но для Него свобода это Его дар. Никто не может по настоящему стать свободным, если не освободит Его Сын Божий.

Только вдумайтесь в эти слова — а ведь действительно правда, настоящая свобода это прежде всего свобода делать именно то, что нужно, что правильно. Никто же не желает жить неправильно? Совершать неправильные, вредные поступки, губить собственную жизнь в бессмысленных, неверных решениях?

Но как можно встать на верный путь? Как понять, что правильно, а что нет? Да и может ли простой человек это?

Насколько показывает практика жизни — не может. Нет людей, что не ошибались бы. Правда некоторые иногда утверждают, что вообще-то не существует понятия ошибки, что все в мире относительно. Для одного ошибка одно, а для другого совершенно иное.

Так рождается мысль о том, что вообще не стоит ни о чем переживать а жить, как живется.

Однако и такой подход к жизни вовсе не освободит человека от страданий жизни и свершаемых им, порой, фатальных ошибок, что все равно, на самом деле, еще больше заставляют переживать. Еще бы, ведь для тех, у кого, нет понятий добра и зла, нет и надежды на будущую победу добра.

Вообще то жить без надежды действительно страшно. Даже язычники осознавали крайнюю важность ее. Вспомните историю о ящике Пандоры?

Чтобы начать говорить об этом вначале стоит вспомнить иной миф, историю о Прометее, что ослушался Зевса и подарил людям огонь.

Боги Древней Греции не были примером высокой морали и бескорыстной любви. Им были свойственны все пороки человечества, только вознесенные в высокую степень. Им была свойственна и зависть.

Итак, когда они прознали о том, что жалкие людишки, уделом которых было служить богам, получили огонь, что сравняло их с жителями Божественного Олимпа они замыслили коварную месть.

У Зевса, главы небожителей, имелся некий ларец, в котором хранились все несчастья, горести и болезни мира.

Зевс приказывает Гефесту создать из земли и воды девушку, Пандору. Все «боги» дали ей немного от своих даров. Афродита, богиня красоты, наделила истукан невообразимыми прелестями. Афина-Паллада выткала для нее богатые одежды. Гера, богиня мудрости – наделила ее умом, а крылатый Гермес передал ей находчивость, изворотливость и красноречие. Ну а Зевс вдохнул в нее душу. Отсюда и ее греческое имя — Пандора «всеми одаренная».

Но самым главным, чем одарил ее Зевс — было любопытство. Пандора была предложена в качестве невесты младшему брату Прометея — Эпиметею. Ларец Зевса же был вручен ей в качестве свадебного подарка.

Увидев ларец Пандора заинтересовалась им. Она приблизилась к нему и стала разглядывать. И тут она услышала шепот. Кто это, что это?

Пандора приложила ухо к ларцу и услышала голоса, что умоляли открыть крышку. Любопытная дева не устояла пред искушением и отворила сундук. В то же мгновение маленькие существа с коричневыми крылышками стали кусать и жалить ее, подбежавшего на крики супруга и прочих людей. В ужасе Пандора захлопнула крышку. Но тут она услышала слабый голос: «Открой и мне, я исцелю тебя от ран». Девушка послушалась. То была надежда – единственное утешение, которое дал мстительный Зевс людям вместе с бедами и болезнями.

Да, таковы боги древних греков. Жестоки, безжалостны, но и они понимают важность надежды.

А вот современный мир вообще от нее порой отказывается, сводя все к жестокому фатализму.

Впрочем не удивительно. Если уповать на человеческие усилия в борьбе с ненастьями жизни, то в конце концов придешь к единственной, в этом случае, правильной мысли — лучше смерть и небытие, чем вечная борьба без смысла и надежды.

Но вот пред нами раскрываются слова Господа из Библии, что говорят нам:

«Всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.»

Вот о какой свободе говорит Иисус — о свободе от греха и несовершенства. Однажды многие станут свободными, если Бог освободит их. Надежда есть. На Бога, на Его Слово, Его Церковь, Их спасительные Таинства.

Именно об этой свободе и свидетельствует наш реформатор Мартин Лютер, призывая христиан к Реформации собственной жизни. Реформации во Христе.

Сегодня мы с вами будем читать из 95 тезисов Мартина Лютера, что он прибил 31 октября на воротах Виттенбергской церкви. Многие называют это событие — религиозной революцией, поворотной вехой в жизни церкви.

Я бы не сказал, что это революция. Скорее наоборот это не «революция» — переворот, а «ретролюция» — движение вспять, назад, к истокам, корням христианства.

Лютер вовсе не призывает поменять устои, наоборот, он зовет вновь обрести их. Часто говорят, что Лютеранская Реформация отобрала духовную власть у духовенства и передала ее простым верующим — мирянам. По незнанию, говорят, что мол именно в 95 тезисах и прозвучал первый призыв к этому.

Вообще эти мысли на самом деле не новы. Они являются ничем иным как отголоском бурного красного прошлого нашей страны которая очень любила все революционное и революционеров. В частности идеолога революций — другого немца, Карла Маркса, что писал о Лютере следующее:

«Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив оковы на сердце человека. Но если протестантизм не дал правильного решения задачи, то всё же он правильно поставил её. Речь теперь шла уже не о борьбе мирянина с попом вне мирянина, а о борьбе со своим собственным внутренним попом, со своей поповской натурой».

Карл Маркс, К критике гегелевской философии права. Введение (конец 1843 г.- январь 1844 г.) / К. Маркс, Ф. Энгельс, Сочинения, Том 1, М., «Государственное издательство политической литературы», 1961 г., с. 422-423.

Любопытно не правда ли? Вечная борьба, без нее Маркс не мыслит существования человечества. Если не борьба против церкви, то борьба с собственной религиозностью. И так всегда, сначала Сатана разрушает веру в Христа и Его Церковь, затем, когда нет авторитетов, наступает черед человека — боремся с «поповской натурой», «натурой классовой» или вообще с любой природностью людской, принадлежности к определенной национальности, цвету кожи, даже полу.

Вы не поверите, но в мире существует и воинственный феминизм, что считает мужское начало — ящиком Пандоры, повинным во всех бедах человечества.

Да уж. Истинная Реформа Церкви, праздник которой мы сегодня отмечаем, представляет из себя вовсе не революцию и переворот. Хотя, конечно, по незнанию, до сих пор, уже несколько веков, именно это и видят люди в ней.

Да это и не удивительно. Духовная неграмотность, незнание Писания, непонимание слов Христа об Истинной свободе, свободе во Христе, привело к тому, что именно так и понимали некоторые современники Лютера призыв к реформам в Церкви. В итоге долгие религиозные войны, что лишь с длительным течением времени, и то, сегодня еще не до конца, удается угасить. Отсюда безверие, ползущий по планете атеизм и фатализм.

Ответ этому как ни странно, все там же — в призыве Лютеранской Реформации, выраженной некогда Лютером перед сеймом в Вормсе (1521 г.):

«Если я не буду убежден свидетельствами Священного Писания и ясными доводами разума — ибо я не признаю авторитета ни пап, ни соборов, поскольку они противоречат друг другу, — совесть моя Словом Божьим связана. Я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, потому что нехорошо и небезопасно поступать против совести. На сем стою и не могу иначе. Бог да поможет мне. Аминь.»

Держитесь Слова Божьего и Истинной Церкви Христовой, в которой Слово и Таинства Божьи преподаются верно, согласно апостольского Учения Христового. Стойте на нем, и никак иначе, и да поможет нам всем Любящий, Милосердный и Добросердечный Бог. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *