Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на День св. ап. и евангелиста Матфея

Библейский текст: Мф 9:9–13

9 Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.
10 И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его.
11 Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?
12 Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные,
13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

Проповедь.

«Смотри, – как Господь из слов фарисеев выводит совершенно противоположное заключение. Они ставят Ему в вину общение с мытарями, а Он, напротив, говорит, что исправлять таких людей есть дело весьма важное, необходимое и достойное многих похвал.» (Иоанн Златоуст)

К 63 году Палестина стала римской колонией, частью римской провинции Сирии. Естественно, как и каждый колонизатор, римляне установили в ней свои порядки и назначили сборщиков податей или мытарей. Эти люди никогда не пользовались особой симпатией населения. А учитывая, что теперь они занимались сбором налогов для завоевателей родины, отношение к ним стало, мягко говоря, еще хуже.

Давайте вспомним с вами, а как относились к служителям оккупационного правительства во время ВОВ? Полицаи, прислуживающие немцам, так же не были уважаемой частью населения. Их презирали, они ходили под вечным страхом мести со стороны недовольного оккупацией населения. Так вот, примерно так же это было и с мытарями во времена Христа.

И нет ничего удивительного в том, что сами сборщики налогов, осознавая риск своего положения, стремились как можно лучше использовать свое положение. Они зарабатывали на нем, завышая поборы, наживая серьезный капитал вместе с ненавистью своих соотечественников. Именно поэтому для праведного иудея слова «мытарь» и «грешник» были синонимами.

И вот вдруг среди всего этого сложного переплетения человеческих эмоций: злобы, жадности, ненависти, праведного гнева, — появляется Наш Господь. И вместо того, чтобы презирать этих людей, Иисус общается с ними, посещает их (Лк. 19, 1-10; Мф. 9, 10-11), ест с ними (Лк. 5, 29-33). Таким образом, нарушая ритуальную чистоту, соприкасается с языческим миром, удаляется, по мнению праведного иудея, от мира народа Божьего.

Отчего Господь это делал? Есть ли в этом смысл? Да, Иисус объясняет нам почему Он так поступает: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные… Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников» (Мф. 9, 12-13).

Иисус сравнивает грешника (в том числе и мытаря, служащего безбожной власти) с больным. Да, действительно, больному требуется особое отношение. Когда люди заболевают, им надо идти ко врачу. Но что делать, если высокая температура? А серьезное заболевание, как правило, так и проявляется – слабость, невозможность куда-либо идти, двигаться. Как же мы тогда обыкновенно поступаем? Мы вызываем врача домой. И только после исцеления мир меняется. Появляются силы и возможность следовать профилактическим предписаниям врача – делать зарядку, вести здоровый образ жизни. Человек отныне свободен от болезни и свободен выбирать, — вести здоровый образ жизни, или так себе, может и не свалит в следующий раз.

То же произошло некогда и с апостолом Матфеем, когда Господь призвал его из мытарей в число избранных, своих ближайших учеников — апостолов: «…Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Мф. 9, 9). Вначале Господь подошел к Матфею, затем позвал за собой (дал больному рекомендации), и вот благодаря этому событию и смиренному ответу на призвание, мир, вместо мытаря, получил великого святого апостола и Евангелиста Матфея. Кстати, в списке апостолов, который он сам же и приводит в своем Евангелии (Мф. 10, 3), св. Матфей ставит против своего имени слово «мытарь», что как раз и свидетельствует о его глубоком смирении, об осознании кто есть он, и Кто есть Призвавший. Он хорошо осознавал – самолечением не исцелиться, исцелиться можно только скрупулезно следуя предписаниям Небесного Врачевателя.

Сегодня мы с вами дорогие братья и сестры отмечаем его день, день св. апостола Матфея и читаем его Евангелие, в котором он раскрывает пред нами встречу Иисуса и апостолов, но не с собой, а с другими мытарями: «И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?»

Как мы видим, в отличие от встречи со Христом Матфея, встреча этих сборщиков налогов — мытарей, с Господом, не принесла никакого результата. Как были налоговики налоговиками, так такими же и остались. Но если же вся эта встреча сборщиков податей с Господом ничего не изменила, то для чего Матфей написал нам об этом? Может быть правы фарисеи, осудившие поступок Христа? Может быть на 100% верна поговорка говорящая, что «горбатого могила исправит»? А?

Для того чтобы это понять, необходимо заглянуть в саму суть текста, обратить внимание на слова Христа в ответе осуждающим Его поступок фарисеям: «пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».

Вот на что хочет обратить внимание Матфей, — на Милость Бога. Если Бог, Царь Небесный наш Отец, то и мы, его дети. А детям многое прощается только потому, что они дети, и поступают часто неверно не столько со зла, сколько по неопытности жизни.

Конечно мы, взрослые понимаем за кем и куда надо идти. Мы уже сделали для себя определенные устоявшиеся выводы. Но это не так с детьми. Выпуская их во двор, мы волнуемся, а не произойдет ли чего с ними? Не попадется ли им какой маньяк? Особенно это касается больших городов, в маленьких дети бегают по улице с утра и до вечера, там все друг друга знают. Дети по своей сути крайне открыты для всего нового, они мало знают коварство и испорченность мира, а потому легко могут быть обмануты.

Но если что, не приведи Господь, случится с ребенком даже, несмотря на то, что мы его предупреждали (не ешь конфет, если тебя угощает чужой дядя или тетя и, тем более, не ходи с ними никуда), неужели мы будем обвинять в этом детей?

Так и Бог, наш Небесный Отец никогда не будет винить нас, разве что только в одном случае, если мы сделаем зло, частью нашей души, смирившись с ним. Да, конечно искушения живут в каждом человеческом сердце, «нет праведного, ни одного» – говорит Библия, однако грех это паразит. Душа без него может, а вот он без души нет. Поэтому никогда не соглашайтесь со злом.

Наверное, когда Матфей встретился с Господом, он ясно осознал этот смысл Христова Милосердия, которое осуждает не грешника, но грех. До встречи с Господом, его мир, это был мир по принципу — «мир жесток, он не прощает ошибок, а потому если сам себя не пожалеешь, никто не пожалеет». После встречи он понял, Бог милостив, Он, в отличие от хозяев мира и налоговиков, Отец, Он прощает!

Именно это и стало основной целью Матфея — показать иудеям, что Иисус Христос есть Мессия, несущий, прежде всего, Милость Бога. Именно поэтому апостол часто обращается к древним пророчествам, подчеркивая преемственность между Ветхим и Новым Заветом. Евреи ожидали пришествия могущественного Спасителя, который поставит иудейский народ выше других наций, т. е. Мессию завоевателя способного создать мощное государство, новый карательный орган избранного народа, вместо старого, языческого — римского. Столь приземленное понимание пророчеств Ветхого завета св. Матфей заменяет на истинное, — Небесное Царство, а Евангельская история представляет у него гимн не Кары Божьей заблудшим грешникам, но Любви во Христе, которую ему однажды довелось испытать и самому.

С древнейших времен апостол и евангелист Матфей является одним из наиболее почитаемых в Церкви святых. На иконах Св. Матфея часто изображают с книгой его Евангелия, так как важной его заслугой является то, что первым составив Евангелие, он подал пример и другим писать о Христе, а иногда св. Матфея изображают с мечом в руках, т. к., по преданию, он принял мученическую смерть от меча.

Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *