Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева в День Св. Троицы

Библейский текст: Иоанн 3.1-15

1 Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.
2 Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?
10 Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
11 Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.
12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?
13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах.
14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Проповедь

Дорогие братья и сестры, сегодня мы читаем историю беседы Никодима и Христа. Кто такой Никодим? Писание говорит нам, что он «один из начальников Иудейских». По свидетельству евангелистов Никодим был человеком, дорожащим своей репутацией порядочного человека, и боявшимся навлечь на себя подозрения в ереси. Даже для того чтобы пообщаться с Иисусом, он пришел к Нему ночью (Ин. 3:1).

В беседе Господь говорит Никодиму интересные слова: «Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете».

Кто эти Мы? О ком это Иисус?

Ну, на это несложно ответить, достаточно просто вернуться к началу нашего сегодняшнего евангельского отрывка и мы увидим, что Иисус говорит с Никодимом о Духе Святом: «говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Вот кто эти Мы – Дух Божий и Сам Господь.

Среди разных направлений христиан существует разное мнение насчет того, происходит ли Дух Святой только лишь от Отца, или также от Сына? Восточная, Православная Церковь не признает Filioque латинский термин, означающий что Божий Дух исходит «и [от] Сына», это добавление, имеющееся в латинском переводе Никео-Константинопольского символа веры, принятое в Латинской, Западной Церкви.

Нужно сказать, что эта вставка появилась в Западной части Единой церкви уже в 589 г. Она была принята на соборе в Толедо с целью подчеркнуть, Божественное происхождение Сына Божьего. Восточная часть Единой Церкви изначально не видела в этом добавлении никакой проблемы, однако, с течением времени, когда отношения между Западом и Востоком усложнились, филиокве стали рассматривать как одну из причин разделения Церкви. Хотя изначально многие святые отцы высказывались вполне в духе филиокве:

Амвросий Медиоланский, произведение «О Святом Духе» (ок. 381 г.): Также и Святой Дух, исходя от Отца и Сына, не отделяется ни от Отца, ни от Сына.

Тертуллиан: Дух не имеет другого источника, кроме Отца через Сына (Против Праксея — «Adversus Praxean»)

Иларий из Пуатье: Если верят в то, что есть некое различие между тем, чтобы брать от Сына и происходить (procedere) от Отца, то несомненно, что брать от Сына и брать от Отца — одно и то же (Hilarius Pictaviensis. De Trinitate).

Св. Августин: Следует признать, что Отец и Сын суть одно начало Святого Духа, а не два (Augustinus. De Trinitate)

Но для чего Толедский собор на Западе принял решение внести все же эту добавку в Символ Веры?

Filioque стало необходимым аргументом для присоединения ариан вестготов дабы Церковь могла убедиться в их полным отказе от арианства. Надо сказать, что если на Востоке было много различных ересей, то Запад в основном имел дело именно с ним.

Писание, кстати, словами Никодима свидетельствует нам сегодня: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

А сам Иисус говорит о себе следующее: «Видевший меня — видел Отца» Ин.14:9, а также: «Я и Отец – одно!» Ин.10:30

Что же, и для отцов Церкви, и для Святого Писания нет никакого сомнения в том, что Дух Божий и от Отца, и от Сына исходит.

Если возвратиться к сегодняшнему Евангельскому тексту, то мы увидим, что несмотря на то, что Никодим видит в Иисусе Того, Кто «пришедший от Бога», однако Спаситель довольно строг с ним. Вначале он обвиняет его самого и тех, кого он, очевидно, представляет – иудейских начальников, в том, что они не принимают свидетельства Божьего. А затем раскрывает пред ним всю картину грядущих событий Голгофской жертвы: «как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

Действительно, недостаточно просто видеть в Иисусе посланника Небес, нужно принять главное, сердцевину христианского учения – Иисус и есть Сущий, Ему подвластна Тайна Жизни, сила Победы над Смертью. Все что принадлежит Отцу, принадлежит и Сыну. Господь говорит: «Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам». (Ин. 16.15)

Но зачем Господь говорит с Никодимом о вещах, которые трудны, а может быть даже невозможны для его понимания? Зачем повествует о Тайне Креста: «должно вознесену быть Сыну Человеческому»? Может ли простой человек постигнуть Промысел Божий?

Апостол Павел в своем Послании к Римлянам пишет: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Римл. 11.33-34)

Конечно да, Тайны Божьи разумом человеческим не объять. Как можно, к примеру, понять Тайну Св. Троицы или Боговоплощения?

Как-то раз блаженный епископ Августин глубоко погрузившись в размышления о Ее сущности, неторопливо брел по берегу моря. Внезапно он увидел маленького мальчика ложкой пытавшегося собрать в раковину море. «Что ты делаешь?» — «Море ложкой вычерпываю», — ответил мальчик. «Ну, вряд ли у тебя получится», — заметил епископ. — «Море слишком большое и слишком глубокое, чтобы ты смог вычерпать его ложкой» Но малыш возразил на это: «Если ты уверен, что сможешь философским размышлением познать бесконечную Тайну Господа и Святой Троицы, то и я смогу собрать море в мою раковину». Мудрый отец церкви не нашел, что возразить ребенку и в еще большой задумчивости отправился дальше.

Нужно признать, понимание порой не является процессом, целиком и полностью зависящим от нас. Иногда, для того чтобы достичь настоящего понимания необходимо отказаться от привычных нам форм разумения и дать возможность действовать Благодати, «Музе», Откровению свыше: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа».

В вопросах веры основным критерием истинности, как это ни странно остается сама вера. А вера бывает разная. Иногда то, во что мы верим доказуемо, а иногда и нет. Но мы просто знаем, что то, во что мы верим, истинно. Как, например, красота Лунной сонаты Бетховена, чем измерить великолепие данного произведения? Ничем, слушающий просто знает, – это прекрасно.

То же самое касается и веры в Триединство Божие. Чем доказать, что Бог Триедин? Как? Просто читая Писание? Но ведь «огрубело сердце народа, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Бог исцелил их». (Ис 6.9-10)

Так что же делать? Наверное, уподобится Богу, что настойчив по отношению к грешному роду человеческому. Люди упорны в своих прегрешениях, однако Бог упорнее. Иногда это Божье упорство кажется нам странным, порой бессмысленным, но мы также можем, с похожим же постоянством, довериться Любящему Создателю. Он все делает правильно.

Однажды, когда я был еще маленьким мальчиком и гулял во дворе, у нас между гаражами застрял маленький котенок. Он, очевидно, взбираясь по крыше одного из гаражей, упал в пространство между ними. Из-за того, что попасть туда можно было только сверху, — спереди гаражи были обварены между собой металлическим крашеным листом, а с задней части примыкали к трансформаторной будке, выйти у малыша никак не получалось.

Котенок очень жалобно пищал и мяукал. Вокруг собралась толпа ребят, все наперебой рассуждали, как его достать.

Все дело еще усугублялось тем, что щель между гаражами была небольшой. Туда мог попасть только такой худосочный ребенок как я в детстве.

И вот, в толпе собравшихся я увидел своих приятелей по двору. Через некоторое время был составлен план. Меня подсадили на крышу гаража, а затем передали наверх какие-то ящики, которые я покидал в отверстие и по которым мне предстояло подняться обратно со спасенным на руках.

Наконец я скольжу в отверстие. Началась операция по спасению, однако зверьку это не очень понравилось. Он начал брыкаться, царапаться, и шипеть, одновременно пытаясь укусить меня. Очевидно жизнь уличного котищи, хоть и молодого, научила его не особо доверять людям. Попытки успокоить его словами «кис-кис» и «да чего-ты, все же нормально» ни к чему не приводили. Куда-ж ему было понять! В страхе он лишь еще ко всему прочему и зарычал.

Но все же мне, хоть и покрытому ранами, удалось выпустить глупыша наружу. Толпа приветствовала меня радостными криками, и я тогда весь день ходил собой довольный. А вот котенок, как только получил свободу, сразу же улепетнул в какую-то щель под трансформаторной будкой.

Интересно, но порой также и люди реагируют на Бога. Веками Он предлагает спасение и надежду, но мы противимся, не понимая этого. Да, конечно, непостижимы планы Бога, непонятна Тайна Триединства Его, и неисследимы пути, но поверьте Писанию, Он Триедин, и Он всегда рядом. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *