Филипп Яков Шпенер — основатель пиетизма

(1635—1705 г.)

После смерти Лютера (1546 год) между его последователями возник жаркий спор между реформаторским теологическим направлением, возглавляемым Филиппом Меланхтоном и так называемым ‘научным’ лютеранством провозвестником которого был Николаус фон Амсдорф (Nikolaus von Amsdorf). Эти последние жестко придерживались доктрин Лютера.

Данное разделение было с трудом преодолено только с написанием ‘Формулы Согласия’ (1577 г.) и ‘Книги Согласия’ (1580 г.) Однако впоследствии, из-за этого, несмотря на то, что последователи Лютера резко критиковали в католицизме христианский догматизм, они не в меньшей степени, к сожалению, становятся его жертвой.

В период с 1580 по 1675 (в так называемую ‘эру ортодоксальности’) вера рассматривается лютеранами скорее как чисто формальное, теоретическое согласие с правильным (ортодоксальным) образом мысли, нежели как упование на Божественное Милосердие и доверие Божественной Любви, рождающее в душе человека способность к состраданию ближним. Бессмысленные богословские споры, которыми отличался в то время христианский мир не приводили ни к чему стоящему, так как в стремлении доказать друг другу свою приверженность ‘правильной доктрине’ христиане забывали о главном — о добросовестной, чистой христианской жизни. Кажется даже, что ‘отступление от ортодоксии’ было единственным грехом того времени. Однако в результате ‘правления ортодоксальности’ Лютеранская церковь, конечно, не только потеряла, но и много приобрела — она выразилась, оформилась так сказать, в своем учении, кульминацией чего и явилось написание ‘Книги Согласия’.

Но, как бы ни был этот период полезен для догматического самоопределения лютеранской церкви, в конечном итоге, упор лишь на ‘чистоту учения’ привел ее к моральному краху. Против этой доктринальной кристаллизации и неглубокой христианской жизни выступило новое движение ПИЕТИЗМ-ма, течение это возникло и получило свое развитие внутри лютеранской церкви благодаря стараниям теолога-мистика Филиппа Якова Шпенера (1635-1705).

Жизнь

Филипп Яков Шпенер (1635-1705), Родился 23 января 1635 в Раппольтсвайлере (Рибовилль, Верхний Эльзас). Он учился в Колмартской гимназии, а позднее в Страссбугском университете, где изучал филологию, историю и философию. В 1653 году он получает титул магистра философии. Однако после окончания университета он не прекращает учебы, а занимается изучением древнееврейского языка и Ветхого Завета.

С 1659 по 1662 год он путешествует, посещая университеты Базеля, Тюбингена и Женевы, а так же начинает заниматься геральдикой, увлечение к которой он сохранит на всю жизнь. В Женеве Яков Шпенер сталкивается с реформатором Жаном де Лабадье (Jean de Labadie) который сильнейшим образом повлияет на его мировоззрение и богословие.

В 1663 году Яков Шпенер возвращается в Страссбург в качестве проповедника и, только через три года после принятия этой должности он соглашается стать старшиной (Senior) приходских пасторов во Франкфурте на Майне. Здесь его проповеди, призывающие к более ‘живой’ вере и к святости в обыденной жизни, имеют поразительный успех.

В 1670 году он организует у себя на дому так называемые ‘Collegia pietatis’ (школы благочестия), от которых, собственно, и берет свое название созданное им движение. Эти ‘школы благочестия’ представляли собой собрания настроенные на чтение Библии, проповедь, поощрение благочестия и возрождение живой плодотворной веры, без ортодоксального формализма.

В то же время он пишет основную работу своей жизни: ‘Pia desideria oder herzliches Verlangen nach gottgefдlliger Besserung der wahren evangelischen Kirche’ (Благие устремления или сердечная тоска по лучшему, угодная Богу, истинной евангелической церкви) (1675 г.). Эта работа представляла собой длинное предисловие к книге Иоганна Арндта (Johann Arndt) ‘Vier Buecher vom Wahren Christhentum’ (Четыре книги об истинном христианстве). В этом своем введении Яков Шпенер размышляет о реформе лютеранской церкви основывающейся на шести ‘pii desideri’ (чистых устремлениях)

  1. Из-за несовершенства проповеди, необходимо поддерживать изучение Святого Писания с помощью частных собраний

  2. Необходимо развить всеобщее, универсальное священство верующих, охватывающее собой так же и прихожан, помогающих пасторам в их христианском служении.

  3. Знание Учения христианской церкви должно быть сопровождаемо христианскими добродетелями Милосердия и Прощения.

  4. Отношение к неверующим должно базироваться не на обличающей полемике, но на желании их обращения.

  5. В студентах изучающих теологию должно развиваться не только стремление к знаниям, но и желание праведной жизни.

  6. Проповедническая напыщенность должна уступить место истинной христианской жизни осуществляемой на практике при поддержании полной и строгой веры. Между 1680 и 1690 годами Яков Шпенер публикует три работы направленных против игр, театра и танцев, так называемые — ‘adiaphora’. Эти вещи для Меланхтона вообще не считались препятствием для моральной жизни, что, как видно, совершенно не разделял Шпенер.

В 1686 году Яков Шпенер принимает приглашение стать придворным проповедником при саксонском дворе в Дрездене у принца Иоганна Георга (Johann Georg). Но последний, в 1691 году, заметив слабый интерес Шпенера к предоставленной ему службе, убеждает Брандербургских принцев предоставить ему должность пробста (старшего пастора) церкви Святого Николая в Берлине и должность члена совета.

Здесь, на этом новом месте Яков Шпенер получил покровительство Брандербургского принца Фридриха III. И это явилось главным фактором в выборе профессоров теологического факультета в только что созданном университете города Халле. Этот университет довольно быстро стал центром немецкого пиетизма, а его дальнейшее развитие было углублено и расширено педагогом Августом Германом Франке (August Hermann Franke), открывшим в конце 17 в. в Галле ряд воспитательно-образовательных учреждений (‘Учреждения Франке’), в которых на практике реализовывались идеи пиетизма. Однако лютеранская ортодоксия не оставила своего настороженного отношения к богословию Якова Шпенера. В 1695 году теологический факультет Виттенберга обвиняет его в 264 доктринальных ошибках и, только его смерть 5 февраля 1705 года, освобождает его навсегда от подобных обвинений.

Заключение

Конечно, в настоящее время слово пиетист употребляется с неким пренебрежением. А самих пиетистов представляют в виде людей ‘зацикленных’ на собственном спасении. Подобный карикатурный образ передает нам изображение человека настолько ушедшего в свой воображаемый духовный мир, что он теряет всякую связь с реалиями того мира, в котором живет. Конечно, в истории церкви бывали моменты, когда пиетизм действительно доходил до вышеописанного состояния и становился похожим на свою карикатуру.

Однако так было не всегда. Первые пиетисты жаждали лишь более живой, действенной веры и применения христианских идеалов на практике. Они уделяли особое внимание глубоким, личным переживаниям и взаимоотношениям со Спасителем. Для пиетистов ни крещения, ни знания доктрин церкви было недостаточно для достижения Спасения, без такого важного элемента, катализатора, придающего действенность этим двум компонентам как — внутреннее обращение сердца.

Без всякого сомнения Таинство Крещения как Средство Благодати, несущее возрождение Святого Духа, не отрицалось пиетистами, однако они считали что обыденная, полная несовершенства жизнь, бросает душу человека вновь во власть греха. Поэтому истинное христианство для пиетистов было не доктриной, в которую требовалось верить, а внутренним, личным опытом общения с Божьим Духом, дарующим человеческой душе добродетель милосердной христианской любви: ‘мы должны сделать так, чтобы люди привыкли верить, что простое знание никоим образом недостаточно для истинного христианина, которого в большинстве случаев можно определить по поведению. В особенности наш дорогой Спаситель часто указывал на любовь как на истинный признак, по которому можно было узнать Его учеников… Без сомнения, для верующего и получающего благословение через веру, вся его жизнь и исполнение заповедей Божьих состоит в любви’. ‘Pia desideria’.

Пастор Иван 30 августа 2005 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *