Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на 4-е Воскресенье после Пасхи

Библейский текст: Ис 12 Кол 3:12–17 Мф 11:25–30

25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам;
26 ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.
27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Проповедь:

Дорогие братья и сестры. Каждый из нас мечтает в своей жизни обрести достижение мира. Часто причиной прихода в церковь является именно это – поиск покоя, мира в душе. Даже работа, принимаемая на себя многими, удивительно, но также является одной из возможностей достижения все того же — покоя. Люди плотно работают круглый год для того, чтобы отложить необходимые средства на отпуск, поездку на море, на безбедное относительно двухнедельное, или, если повезет, — месячное пребывание в безмятежном ничегонеделании.

Люди внутри себя жаждут покоя. Но каким мы его видим? Пожалуй, все по-разному. Кто-то видит покой в стабильной работе, хорошем заработке, а кто-то в крепкой, благополучной семье. Ну а кому-то покой видится в ярком пребывании в настоящем моменте текущего дня. Каждый человек будет стремиться прожить свой век так, как он представляет его себе наиболее комфортным, наиболее близким к достижению внутреннего покоя. Все ищут его.

Однако вот действительно вопрос? Какого и каким образом? Отчего зависит именно ваш внутренний покой? Чего желает ваша душа? К чему стремится? И вот еще – а существует ли какой-то настоящий, универсальный покой? Если да, то как его достичь? Это покой верующего человека? Но почему верующие люди так же порой теряют его, как и неверующие?

Как же все-таки достичь настоящего, подлинного покоя и не утратить более его?

Вообще это непростые вопросы, требующие в действительности обязательного обретения на них ответа. Ибо если человек не имеет покоя, он несчастлив сам, и делает несчастными тех, кто его окружает.

Сегодня мы с вами читаем в евангелии речь Христа, которую Господь произнес после того, как выступил с проповедью в трех больших городах Галилеи – Капернауме, Вифсаиде и Харизиме, где Его так и не приняли по-настоящему, несмотря на то, что Бог посредством своего Сына явил огромное количество чудес.

Так случается сплошь и рядом – мир, чудесное творение Божие, тайна за семью печатями, над разгадкой которой человеческий разум, наука бьется, пожалуй, с самого появления человечества на свет, не воспринимается людьми как чудо. Но видится как нечто само собой разумеющееся.

Грешный человек не умеет благодарить, он только берет. И это больно и обидно осознавать, когда Слово Божие, что несет мир и покой, игнорируется. Но почему это происходит?

Первое, что бросается в глаза, это то, что Иисус говорит: «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам».

Итак, подлинный покой, не зависящий ни от каких жизненных обстоятельств – здоровья, богатства, успеха, славы и пр. принадлежит только простым людям, что словно младенцы открыты для всего нового.

Почему так Господь решает? Зачем он установил эти препоны, ограничив познание Божьего покоя? Я не знаю, но смею предположить, что, если бы покой зависел от личного успеха в жизни, от того, насколько человек жизненно мудр, или одарен, возможно возникал бы соблазн приписать все это личным заслугам. Достижение рая было бы делом рук человеческих. Не Божьих. Да это и хорошо, что так, что не от нас или наших сил все зависит, это значит, что покоя может с Божьей помощью достичь каждый – и стар, и млад. И большой и маленький человек, и мужчина и женщина и ребенок и старик.

Да и действительно так складывается в жизни, что гордые люди, считающие себя все знающими, неспособны обрести путь к покою. Жизнь будет подбрасывать им все новые любопытные факты, и это будет выбивать их из колеи. Еще бы, ведь они же уже решили, что все знают, а тут вновь что-то новое, неизвестное, следовательно не вписывающееся в их формат видения мира.

Человек же верящий в чудо, предполагающий наличие чего-то выше собственного «Я». Человек душевно открытый никогда не перестанет удивляться все новым открывающимся краскам Божьего Мира.

«Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.»

Таково благоволение Божие. Божье Евангелие Божья Премудрость закрыта от гордого сердца. Никакие попытки проповеди, какой-то особой евангелизации, тут не помогут. Гриб, с большой головой, но в реальности тонкой ножкой связующей небо с землей, небесное с земным, не может услышать Божье Слово. Он слушает, но не слышит, ибо считает себя умнее Бога, Его Церкви. А ведь вера от слышания – как говорит апостол. И потому все его идеи по поиску истинного покоя заранее обречены на провал. Они не находят своего отражения в реальности. Голова в небесах плавает большая, а вот с жизнью связующая ножка тонка.

Человеческая мудрость не дает покоя Божия. Только в Боге обретается абсолютная полнота.

В действительности во всей вселенной только Божий Сын может подарить нам покой, и это вне зависимости, решатся ли наши финансовые, любовные, политические или какие-либо другие вопросы. Не в них дело. Дело в Церкви Христовой. Если мы с вами там, где Господь, если мы в Церкви Его, тогда мы находимся в месте подлинного покоя.

Когда испанские колонисты осваивали Америку, то часто выменивали у коренных народов золотые изделия на стеклянные побрякушки. Индейцы просто не были осведомлены о настоящей ценности вещей, находящихся у них в руках, им казалось, что они делают хороший гешефт. Так же и с покоем, иногда мы гонимся за его тенью, за тем, что нам кажется важным, привлеченные его блеском. Так часто люди остаются вне Церкви. В мире, где: «И вечный бой! Покой нам только снится. Сквозь кровь и пыль…» (А. Блок «На поле Куликовом»).

Но вот стоит ли оно того? Быть вне Церкви? Вне Бога? Вне Его Сына, нашего Спасителя, который сам о себе говорит: «Все предано Мне Отцем Моим»! Все в Его руках. Все наши переживания, потери и обретения, все мечты и надежды. Все принадлежит Христу. Готовы ли мы принять это? Осознаем ли, действительность? Что Бог реально знает, что для нас лучше?

«Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».

Люди хотели бы понять волю Божию относительно себя? Принять наконец подлинный план? Тогда почему они не все в Его Церкви? Там, где Он и пребывает.

Поверьте, принять и понять Божий план можно только тогда, когда человек находится в Его присутствии. А где это? Там, где Святое Таинство Алтаря, там, где он и завещал быть – в Церкви.

Но легко ли это? Принять волю Божию?

«Иго Мое благо, и бремя Мое легко» — говорит Иисус. Почему же бремя Божие легко?

В древней Греции, в ее мифах о греческих богах есть история о Геракле, что однажды должен был принести царю Еврисфею три золотых яблока с чудного дерева, что подарила некогда богиня Земля, богине Гере, во время бракосочетания ее с Зевсом. Но поскольку дерево это находилось в саду Атланта-небоносителя, и охранялось злобным драконом Ладоном, достать его мог только Атлант. Так на плечах Геракла оказался небесный свод. Геракл был наполовину божеством, сыном Зевса и простой человеческой женщины Акмены. И вот на его плечи свалилось небо, со всеми небесными светилами. Он с трудом удержал его. Греки называют эту историю 11 подвигом Геракла. Мы видим через эту языческую древнюю легенду, что люди прекрасно осознают всю тяжесть Божьего ига.

Так почему же Иисус говорит, что бремя его – легкое бремя? Потому что никто из нас, кого Он зовет принять его на себя, не оставлен Им одиноким, в отличие от того, как это описывается в истории с Гераклом. Господь рядом с нами на всех жизненных путях. Он не оставляет нас, ибо это Его иго, не наше. Так было изначально, Бог в раю давал все необходимое для жизни первых людей. Иго Божье в действительности отвечает самым сокровенным чаяниям и стремлениям человека, это от его изначальной природы. Он был создан Творцом для Любви Божией, насущной потребности нашей души. Только будучи с Богом можно быть способным на подлинную Любовь, сами мы не справимся. А эта Любовь как раз и есть то, что, в конце концов и дарит подлинный покой людской душе.

Жизнь по Любви Божьей не по силам грешному человеку без Его Благодати. Но это именно то, по чему тоскует наша природа. Стремление к истине, честность, доброта, душевное понимание, отсутствие гнева и осуждения… всего этого так не хватает каждому из нас. Мы, обладатели испорченной грехом человеческой природы с легкостью рождаем злобу, ложь, гнев, блуд и еще много чего, но, по правде, не этого нам нужно. Испорченной грехом душе непросто отлепиться от побрякушек и оценить красоту подлинной ценности. Однако с Господом это возможно. Ибо «иго Его благо, и бремя Его легко». Аминь.

По теме: “Проповедь настоятеля, о. И. Чернышева на 4-е Воскресенье после Пасхи

  1. Екатерина:

    Очень правильно написано.Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *